Урок математики в 4 классе по теме «Нахождение нескольких долей целого»
Пояснительная записка к презентации
Автор: Долгобородова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СШ № 8
города Архангельска
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России
Технологическая карта урока
Тема |
Нахождение нескольких долей целого |
Цель |
деятельностная: формировать представление о нахождении нескольких долей целого содержательная: расширять математические понятия за счет включения новых терминов. |
Задачи |
образовательные: создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого; учить применять на практике полученные знания при решении задач на нахождение заданной доли целого; коррекционно-развивающие: развивать мышление, речь учащихся, умение сравнивать и делать выводы; развивать потребность и навык совместного поиска ответа на поставленную задачу; расширять словарный запас через введение новых математических понятий воспитательные: воспитывать уверенность в собственных силах; формировать коммуникативные компетенции, навык учебного сотрудничества. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся осуществлять выбор действия при решении практических задач на нахождение нескольких долей целого, выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии. Метапредметные: научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, обобщать собственные представления; вступать в речевое общение и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. Личностные: научатся адекватно оценивать учебную деятельность, воспринимать оценку учителя и сверстников. Ученики получат возможность научиться: выполнять работу в группе, согласовывать совместные действия, делать выводы. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: Просвещение Авторская презентация, видеофрагмент песенки «Мы делили апельсин» |
Межпредметные связи |
Литературное чтение: Лия Гераскина «В стране невыученных уроков» |
Организация пространства |
работа в группах, фронтальная и индивидуальная работа. |
Оснащение урока |
Мультимедийное оборудование, раздаточный материал для работы в группах |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||
I. Мотивация Самоопределение к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
Создаёт эмоциональный настрой на работу. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сейчас не отдыхаем. Мы работать начинаем. Знания свои покажем. Что учили, о том расскажем. - О чем вы можете рассказать? - Зачем нужны вам эти знания? |
Ведут диалог, отвечая на вопросы. Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают и обосновывают свое мнение. |
|||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. |
Осуществляет актуализацию знаний по теме. Проверим, как вы умеете выполнять деление. 847 : 7 936 : 9 884 : 4 540 : 3 480 : 10 12000 : 1000 8526 : 1 3206 : 3206 - Что еще можно делить? |
Устный счет. Если допущена ошибка – комментируют действие и дают правильный ответ. (Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.) Высказывают свои предположения. |
|||||||||
III. Выявление места и причины затруднений. Постановка учебной задачи. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения. |
- Я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик? - Что делал волк? - На сколько долек он разделил апельсин? Какую часть апельсина получил каждый из животных? - Как это можно записать? - Какую часть апельсина будут составлять 3 дольки? - Какая же тема нашего урока? Учитель подводит итог высказываниям и объявляет тему урока. (Слайд 1) - Чтобы понять новый материал, что нам предстоит сделать? Ваше мнение. |
Просматривают видеоролик. Отвечают на вопросы. (Определяется граница знания и незнания). Высказывают свои предположения о теме урока. Объясняют свой выбор. После обсуждения предлагают в качестве основы использовать определенный алгоритм действия. |
|||||||||
IV. Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач. |
- Посмотрите на рисунок. (Слайд 2). - Какую часть яблока составляет эта долька? - Почему нельзя определить? - Давайте прочитаем, что такое доля. (Слайд 3) - Обратите внимание на запись и на новые математические понятия, которые пригодятся вам в старших классах. - Как определить какую часть составляют красные яблоки от всего количества? - Сейчас попробуйте совместно выполнить задание на нахождение нескольких долей целого. (1 группа: сгибая полоску бумаги, найдите и закрасьте 2/6 полоски. 2 группа: сгибая квадрат, найдите и раскрасьте 3/8 квадрата. 3 группа: задание из учебника с. 64 под чертой. Найдите площадь одной доли в каждом квадрате на рисунке. Сравните площади этих долей.) |
Анализируют ситуацию, делают вывод, что сначала надо разделить яблоко на равные доли. Знакомятся с новыми понятиями. Предлагают способы решения. Работают в группах, овладевают способом действия, добывают знания. Представляют результаты работы. Защищают свои решения. Формулируют выводы. Подводят итог. |
|||||||||
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий на применение изученного способа действий. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и их коррекция. - Выполните задание по картинкам (Слайды 5-7). - Сформулируйте вывод, как найти несколько долей целого. (Слайд 8) |
Предлагают свои варианты ответов. Высказывают согласие, несогласие, аргументируя свои высказывания. |
|||||||||
VI. Релаксация Цель: профилактика переутомления |
Выполнение движений под музыку. |
Выполняют соответствующие движения. |
|||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. |
Организует работу с самопроверкой по эталону. - Определите и запишите, какая часть фигуры закрашена. (Слайд 9) - Сверьте свои ответы с образцом, оцените себя. (Слайд 10) |
Самостоятельно выполняют предложенное задание, требующее применения новых знаний, сверяют ответы с эталоном. (Развитие навыков самооценки) |
|||||||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. |
- с. 64 № 291 – в тетради с взаимопроверкой. - с. 64 № 293 - Прочитайте задачу. Сколько вопросов к одному условию? Давайте заполним таблицу:
|
Чертят отрезок длиной 60 мм, находят, сколько мм с 5/6 долях этого отрезка. Проверяют выполнение в парах. Решают задачу на повторение. Кто справился первым, тот записывает решение на доске. |
|||||||||
IX. Рефлексия Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка результатов своей учебной деятельности. |
Комментирование домашнего задания: № 292, 294 с. 64. - Чему вы учились сегодня на уроке? - Все ли было понятно? - Может ли получиться в задаче такой ответ, как у Вити Перестукина? (Слайд 11). - Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Слайд 12) - Как сможет вам пригодиться материал урока? |
Анализируют и оценивают свою деятельность. Аргументируют свой ответ. Корректируют решение. Прогнозируют возможность применения полученных знаний. |
Приложение
Виктор Перестукин, решая задачу о землекопах, получил в ответе полтора землекопа. Попробуйте исправить ошибку.
5 землекопов выкопали траншею в 100 погонных метров за 4 дня.
Сколько потребуется землекопов, чтобы за день выкапывать 10 погонных метров траншеи?
Решение:
1) 100: 4= 25 (м) выкапывают за 1 день 5 землекопов
2) 25 : 5= 5 (м) выкапывает один землекоп за день
3) 10 : 5= 2 (землекопа)