Технологическая карта урока по математике «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части» (5 класс)
Тема урока: «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части».
Класс: 5
Цель урока
Образовательная: создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков решения задач на вычисление части от числа и числа по его части
Развивающая: развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной работы, математической речи, контроля и самоконтроля.
Воспитательная: воспитать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении заданий.
Тип урока комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, задания для выполнения на уроке, документ – камера
учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина , 2009. – 280 с.:.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
регулятивными УУД
познавательными УУД
коммуникативные УУД
личностные УУД
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Вр |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
приветствую учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
1 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация устного счета. Устные упражнения - Какое сегодня число? (19) Запишите в тетради сегодняшнюю дату - Какую часть ноября составляет сегодняшнее число? (19/30) - Какую часть года составляет месяц ноябрь? (1/12). К какому времени года относится? - Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Какую часть года составляют эти месяцы? (3/12 = ¼) |
- устно выполняют предложенные задания. Записывают дату в тетрадь
|
3 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Учитель. Предлагаю поработать в парах, а для этого нужно повторить правила работы в парах) (3мин) Учитель. Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть оранжевая, а ¾ зелёная. Как найти площадь зеленой части квадрата? Из синих и желтых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя. Как найти площадь всего прямоугольника(посмотреть на прямоугольник и отметить, что есть разные варианты, показать) Учитель. Как вы думаете, какие типы задач мы сегодня будем с вами решать? (3мин) У меня на доске есть подсказка. Сложите из этих слов тему нашего урока. Тема Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части Учитель: Мы будем решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части. Запишите в тетради тему урока. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: “Ум без догадки гроша не стоит”. У вас на столах карточки, в которых написаны цели урока, отметьте в них те, которые вы сегодня для себя ставите на урок. И вклейте себе в тетрадь. (Приложение 1) |
- Работают в парах над поставленными задачами определяют тему и цель урока. -Выстраивают монологический рассказ в соответствии с поставленными вопросами; формулируют тему и цели урока. - Отвечают на вопросы Собирают из фрагментов тему урока выбирают цели урока. |
4 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.- Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
4.Применение знаний и умений в новой ситуации |
Закрепить умения и навыки решения задач |
Учитель - Заполните, пожалуйста, пропуски (2мин) И вклейте себе в тетрадь Приложение 2. Учитель Мы вспомнили с вами алгоритм и теперь решим по алгоритму две задачи (2мин) Задача 1(3мин) В 5 классе 30 учеников, из них у семи тридцатых день рождения в летние каникулы. Сколько учащихся 5 класса родилось летом? (=7) Ответьте на вопросы: Какая величина принята за целое? Известна ли эта величина? Как найти часть от целого? Встаньте, кто в вашем классе отмечает день рождения летом! Вы узнали себя в этой задаче? Задача 2 (3мин) В 5 классе 6 учеников отмечает день рождения осенью, что составляет одну пятую от всего класса. Сколько учеников в классе? Ответьте на вопросы: Какая величина принята за целое? Известна ли эта величина? Как найти целое по его части? Учитель Поработаем в группах. Повторим правила работы в группах (распределить роли), решите задачи и решения запишите в тетрадь. |
Работают в парах над поставленными задачами. Работают фронтально
При ответе проговаривается правило.
выполняют задания в тетради
-учащиеся выполняют задания работая в группах, затем защищают выполненные задания опираясь на предложенный им план |
20 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. сохранять мотивацию к учёбе Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в парной работе. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Умение самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации, самоконтроль, самопроверка |
Математический диктант (да^ нет -) (6мин) 1/3 от 21 равны 63(нет 7) 1/7 от 21 равны 3(да) Если 1/3 равна 21, то число равно 63 (да) Если 1/10 равна 17, то число равно 107 (нет 170) В 1/3 часа 25мин (нет) |
учащиеся выполняют задание, затем меняются тетрадями с соседом по парте и оценивают друг друга.
|
5 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); |
Ребята, давайте вернемся к тем целям, которые вы ставили перед собой на урок. Проставьте «+» напротив той цели, которую вы достигли, и «?», если что-то осталось непонятным. Поднимите руки те, кто поставил себе все «+» Есть ли среди вас те, у кого появились «?» Напротив каких пунктов? Что Вам помешало понять тему урока? учитель подводит итог урока. Думаю, что на последующих уроках по этой теме все вопросы исчезнут, желаю вам удачи!
|
Учащиеся отвечают на вопросы |
3 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация |