12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коноплева Лариса Александровна557
Работаю учителем начальных классов . Стаж работы 34 года. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Кировская обл., Яранск

Технологическая карта урока

Предмет, класс, УМК, автор учебника

Математика, 3 класс, УМК «Школа России», М.И. Моро,

М.А. Бантова «Математика», М.: «Просвещение», 2014 г.

Учитель

Коноплева Лариса Александровна, учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

Тема урока

Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Тип урока

Открытие нового знания

Дидактическая цель

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний

Задачи урока

Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; упражняться в решении задач.

Отрабатывать математические навыки, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ. Развивать любознательность, память, мышление, внимание.

Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к математике.

Планируемые результаты

Предметные: 

- научить записывать и решать задачи на увеличение числа в несколько раз;

- представлять задачу в виде рисунка.

Личностные:

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных социальных ситуациях;

- объективно оценивать собственную и коллективную деятельность.

Метапредметные:

Регулятивные:

- совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план решения задачипроговаривая последовательность выполнения действий;

- применять установленные правила при планировании способа решения задачи;

- сравнивать с образцом.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения

Технология деятельностного метода обучения.

Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.

Межпредметные связи:

Надпредметный курс «Мир деятельности» автор Л.Г. Петерсон.

Средства обучения

Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», геометрический материал, индивидуальные карточки, карточки для парной и групповой работы, индивидуальные ноутбуки, электронное приложение к предмету «Математика», презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаёт положительный, деловой   настрой на урок через улыбку и стихотворение.

Математика пришла, Слайд 2

Занимай свои места.

Чтоб от безделья не зевать,

Мы научимся решать.

Ребята, великий писатель Максим Горький сказал:

«Всегда – учиться, всё – знать!

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

−А можно ли эти слова отнести к вам?

− Как связаны эти слова с нашим уроком?

− А вы хотите стать более успешными в знаниях?

Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи!

На занятиях по курсу «Мир деятельности» мы разбирали, что значит учиться.

Сегодня мы обязательно откроете еще одно новое знание.

Вспомним этапы учебной деятельности. Слайд 3

− Что значит быть активными? Слайд 4

− Что значит быть внимательными? Слайд 5

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно фиксировать свое затруднение и определять причины данного затруднения.

Читают стихи

Погружаются в рабочую атмосферу.

Эмоционально настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют два этапа учебной деятельности - что я не знаю? и сам найду способ.

Называют эталон активного ученика.

Называют эталон внимательного ученика.

ЛУУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

КУУД: участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Сейчас повторим то, что пригодится вам для открытия нового знания. Предлагаю игру – «Шифровка». Решив примеры и расположив ответы в порядке увеличения, вы узнаете ключевое слово урока.

Приложение 1

Проверим задание. По цепочке 1 ряд

− Какой первый ответ и букву выбрали?…….

− Какое слово получилось?

− Что вы знаете о задачах?

Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился.

Определите закономерность чисел в ряду.

− Что значит увеличить число на 4?

− Назовите следующее число в получившемся ряду чисел.

Создаёт проблемную ситуацию. Слайд 6

Ребята, Незнайка прислал нам письмо:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

- Помогите мне, ребята,

разобраться в решении задач!

− Поможем, ребята? Слайд 7

Поработаем с задачами Приложение 2

№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге?

№2. В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге?

Прочитайте первую задачу, решите устно.

Назовите решение задачи.

− Почему первая задача решается сложением?

Прочитайте вторую задачу, запишите её решение на карточку

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

Решают примеры на карточке.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

− Получилось слово задача.

− Задача состоит из условия и вопроса. Задачи бывают простые и составные.

− Каждое следующее число увеличивалось на 4.

− Прибавить 4; столько же, да ещё 4.


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи на карточке.

Отвечают на вопросы:

− В условии задачи сказано на 2 страницы больше, поэтому её решаем сложением.

Дети затрудняются записать решение второй задачи.

ПУУД:

учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами, делают выводы на основе обобщения

Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке.

Формулирование темы и учебных задач урока.

− Определите тему урока.

− Тема урока «Задачи на увеличение числа в несколько раз ».

− Какую поставим цель урока?

Высказывают предположения – можем ли помочь Незнайке.

Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний.

- Нет. Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше.

- Мы еще не знаем правила решения таких задач.

Учащиеся называют тему урока «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше».

Ставят перед собой задачи:

-Узнать, как решаются задачи на увеличение числа в несколько раз.

- Хочу научиться их записывать.

РУУД:

совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Создаёт условия для определения    связи между данными и искомыми величинами, через практическую работу в парах с геометрическим материалом. Слайд 8-9

а) Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами.

− Сколько квадратов выложено в первом ряду?

− Сколько раз по 2 кружка выложено во втором ряду?

− Каких фигур больше?

В этом случае говорят, что кружков в 3 раза больше, чем квадратов, а квадратов в 3 раза меньше, чем кружков.

б) Положите 4 квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза по 4 кружка.

−Что можно сказать о кружках?

− Что можно сказать о квадратах?

Слайд 10

в) Положите в верхний ряд 5 треугольников, а в нижний ряд в 2 раза больше квадратов.

− Объясните, как это нужно выполнить.

− Как узнать, сколько квадратов? Слайд 11

− Каким действием находим число, которое в несколько раз больше данного?

 

Сформулируем вывод, добавляя пропущенные слова. Слайд 12

При …………..числа в несколько раз, надо его ……… на количество раз.

Вернемся к задаче, которую не смогли решить в начале урока.

− О чём говорится в задаче?

− Что говорится в задаче про 1 книгу?

Изобразим количество страниц рисунком. )

− Что говорится в задаче про 2 книгу?

− Что значит в 2 раза больше?

Изобразим количество страниц во второй книге рисунком.

− Какой вопрос в задаче? Покажите на рисунке.

− Каким действием решаем задачу?

Запишите решение задачи в тетрадь.

Возвратиться к письму от Незнайки.

− Ребята, о чём нас просил Незнайка?

− Узнали мы вместе с Незнайкой, каким способом решаются новые задачи?

− Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?

Физкультминутка. Слайд 13

Называют правила работы в парах.

Выполняют задания с геометрическим материалом.

а) Отвечают на вопросы:

- В первом ряду выложено 2 квадрата.

- Во втором ряду выложено 3 раза по 2 кружка.

- Больше кружков

 

б) - Кружков в 2 раза больше, чем квадратов.

- Квадратов в 2 раз меньше, чем кружков.

 

 

 

 

 

в) - Надо в нижний ряд положить 2 раза по 5 квадратов.

5 ∙ 2 = 10

- Действием умножения

 

Формулируют правило.

 

 

 

 

 

- О книгах.

- В ней 6 страниц.

Ученик решает задачу у доски, выполняя рисунок. Дети в тетрадях.

Определяют, каким действием решается задача. Записывают решение в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

ПУУД:

учатся устанавливать связи между данными и искомыми величинами;

делают выводы на основе обобщения

РУУД:

учатся составлять план решения задачипроговаривая последовательность выполнения действий;

5.Реализация построенного проекта.

Организует учебное сотрудничество.

Предлагает работу на индивидуальных компьютерах. Электронное приложение к учебнику «Математика». Задание №1.

Вставьте пропущенные цифры и знаки действий в решение задач.

Докажите, что решили задачи верно.

 

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

Выполняют работу на индивидуальных компьютерах – вставляют пропущенные цифры и знаки действий в решение задач.

Ребята выходят к доске парами и доказывают свой выбор решения задания, сравнивают с образцом.

КУУД:

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

6. Первичное закрепление нового способа действия с проговаривание во внешней речи.

Организует учебное сотрудничество, для осмысления учебного материала.

Предлагает практическую работу в группах. Слайд 14-15

Я предлагаю вам поработать редакторами книги «Задачник по математике» и составить странички с текстами задач по теме урока. Используя числовое выражение и предложенный предметный рисунок, составьте и запишите текст задачи. Выполните к задаче схематический рисунок.

Приложение 3

Называют правила работы в группе. Самостоятельная работа в группах с проверкой по образцу.

КУУД:

слушают и понимают речь других; сотрудничают с одноклассниками при работе в группе

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует самостоятельную работу на карточкам по вариантам с проверкой по эталону Слайд 16-17

Вам нужно изобразить задачу с помощью схематического рисунка и записать её решение.

Приложение 4

Решают задачи по вариантам

Проверяют по эталону.

РУУД: применяют установленные правила при планировании способа решения задачи; сравнивают с образцом

8. Включение в систему знаний и повторение

Предлагает дифференцированные задания по уровню сложности для включения учебного материала в  систему знаний.

Приложение 5

Выбирают задание, выполняют его, проверяют по эталону.

ЛУУД: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

На уроке мы открыли новое знание.

Достигли ли вы цели?

Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Перед вами «Лесенка успеха». Оцените свою деятельность на уроке и прикрепите своего смайлика на ступеньке. Слайд 18-19

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

Оценивают работу с помощью смайлика.

ПУУД:

делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

ЛУУД: осмысливают причины успеха в учебной деятельности

 

Приложение 1:  

       

 4 · 5 - 6  =   А              4 · 9 - 10 =      Ч

 5 · 3 + 3 =   Д             16 :  4 + 6 =     З

  2 · 8 + 6 =   А              9 :  3 · 10  =     А

 

       

 

           

 

       

Приложение 2:

№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге?

№2. В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге?    

 

 

 

Приложение 3.  

                    

             Приложение 4.


                                                                  Приложение 5.

Выберите и выполните задания:

Тест достижений (1 уровень)

1. Вставь пропущенные слова

При ……………. числа в несколько раз, надо его …………………….. на количество раз.

2. Нарисуй столько треугольников, чтобы их было в 2 раза больше, чем кружков.

 

 

3.Выбери решение задачи. Подчеркни его.

Оля нарисовала 5 ромашек, а гвоздик в 3 раза больше.

Сколько гвоздик нарисовала Оля?

     5 - 3       5 · 3                 5 + 3           5 : 3

4.Запиши решение задачи:

Коля прочитал 8 книг, а  Вера в 2 раза больше. Сколько книг прочитала  Вера?

Тест достижений (2 уровень)

1. Вставь пропущенные слова

При ……………. числа в несколько раз, надо его …………………….. на количество раз.

2. Нарисуй столько кружков, чтобы их было в 2 раза больше, чем квадратов.

 

 

3.Выбери решение задачи. Подчеркни его.

Вова нарисовал 7 машинок, а самолётиков в 2 раза больше.

Сколько всего машинок и самолётиков нарисовал Вова?

     7 – 2 + 7       7 · 2 + 7                7 + 2 - 7           7 : 2 + 2

4.Запиши решение задачи:

Ваня прочитал 6 книг, а  Вера в 3 раза больше. Сколько книг прочитали Ваня и Вера  вместе?

Эталон для проверки:

Тест достижений (1 уровень)

1. При увеличении числа в несколько раз, надо его умножить на количество раз.

2. 

 

3. 5 · 3                 

4. 8 · 2 = 16(к.)                 

Тест достижений (2 уровень)

1. При увеличении числа в несколько раз, надо его умножить на количество раз

2.

3. 7 · 2 + 7                

4. 6 · 3 + 6 = 24 (к.)               


ПрезентацияРешение задач на увеличение числа в несколько раз
PPT / 19.21 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.