Урок математики по теме «Решение задач на увеличение числа в несколько раз» (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет, класс, УМК, автор учебника |
Математика, 3 класс, УМК «Школа России», М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», М.: «Просвещение», 2014 г. |
Учитель |
Коноплева Лариса Александровна, учитель начальных классов МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области |
Тема урока |
Решение задач на увеличение числа в несколько раз |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Дидактическая цель |
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний |
Задачи урока |
Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; упражняться в решении задач. Отрабатывать математические навыки, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ. Развивать любознательность, память, мышление, внимание. Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к математике. |
Планируемые результаты |
Предметные: - научить записывать и решать задачи на увеличение числа в несколько раз; - представлять задачу в виде рисунка. Личностные: - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; - проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных социальных ситуациях; - объективно оценивать собственную и коллективную деятельность. Метапредметные: Регулятивные: - совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу; - составлять план решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий; - применять установленные правила при планировании способа решения задачи; - сравнивать с образцом. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами; - делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. |
Методы обучения |
Технология деятельностного метода обучения. Объяснительно-иллюстративный. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах. |
Межпредметные связи: |
Надпредметный курс «Мир деятельности» автор Л.Г. Петерсон. |
Средства обучения |
Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», геометрический материал, индивидуальные карточки, карточки для парной и групповой работы, индивидуальные ноутбуки, электронное приложение к предмету «Математика», презентация. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Создаёт положительный, деловой настрой на урок через улыбку и стихотворение. Математика пришла, Слайд 2 Занимай свои места. Чтоб от безделья не зевать, Мы научимся решать. Ребята, великий писатель Максим Горький сказал: «Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». −А можно ли эти слова отнести к вам? − Как связаны эти слова с нашим уроком? − А вы хотите стать более успешными в знаниях? Тогда подарите улыбку друг - другу и пожелайте удачи! На занятиях по курсу «Мир деятельности» мы разбирали, что значит учиться. Сегодня мы обязательно откроете еще одно новое знание. Вспомним этапы учебной деятельности. Слайд 3 − Что значит быть активными? Слайд 4 − Что значит быть внимательными? Слайд 5 Сегодня на уроке мы будем учиться правильно фиксировать свое затруднение и определять причины данного затруднения. |
Читают стихи Погружаются в рабочую атмосферу. Эмоционально настраиваются на урок.
Называют два этапа учебной деятельности - что я не знаю? и сам найду способ. Называют эталон активного ученика. Называют эталон внимательного ученика. |
ЛУУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения КУУД: участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения |
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Организует деятельность по повторению пройденного материала. Сейчас повторим то, что пригодится вам для открытия нового знания. Предлагаю игру – «Шифровка». Решив примеры и расположив ответы в порядке увеличения, вы узнаете ключевое слово урока. Приложение 1 Проверим задание. По цепочке 1 ряд − Какой первый ответ и букву выбрали?……. − Какое слово получилось? − Что вы знаете о задачах? Посмотрите на ряд чисел, который у нас получился. Определите закономерность чисел в ряду. − Что значит увеличить число на 4? − Назовите следующее число в получившемся ряду чисел. Создаёт проблемную ситуацию. Слайд 6 Ребята, Незнайка прислал нам письмо: Хоть ты смейся, хоть ты плачь, Не люблю решать задач. Потому что нет удачи На проклятые задачи. Может быть, учебник скверный, Может быть, таланта нет, Не могу открыть секрет: Как задаче дать ответ… - Помогите мне, ребята, разобраться в решении задач! − Поможем, ребята? Слайд 7 Поработаем с задачами Приложение 2 №1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге? №2. В одной книге 6 страниц, а в другой в 2 раза больше. Сколько страниц во второй книге? Прочитайте первую задачу, решите устно. Назовите решение задачи. − Почему первая задача решается сложением? Прочитайте вторую задачу, запишите её решение на карточку |
Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности. Решают примеры на карточке.
Отвечают на вопросы: − Получилось слово задача. − Задача состоит из условия и вопроса. Задачи бывают простые и составные. − Каждое следующее число увеличивалось на 4. − Прибавить 4; столько же, да ещё 4.
Решают задачи на карточке. Отвечают на вопросы: − В условии задачи сказано на 2 страницы больше, поэтому её решаем сложением. Дети затрудняются записать решение второй задачи. |
ПУУД: учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами, делают выводы на основе обобщения |
|
Выявление места и причины затруднения. |
- Ребята, сможем ли мы помочь Незнайке. Формулирование темы и учебных задач урока. − Определите тему урока. − Тема урока «Задачи на увеличение числа в несколько раз ». − Какую поставим цель урока? |
Высказывают предположения – можем ли помочь Незнайке. Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний. - Нет. Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше. - Мы еще не знаем правила решения таких задач. Учащиеся называют тему урока «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше». Ставят перед собой задачи: -Узнать, как решаются задачи на увеличение числа в несколько раз. - Хочу научиться их записывать. |
РУУД: совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу; |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Создаёт условия для определения связи между данными и искомыми величинами, через практическую работу в парах с геометрическим материалом. Слайд 8-9 а) Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами. − Сколько квадратов выложено в первом ряду? − Сколько раз по 2 кружка выложено во втором ряду? − Каких фигур больше? В этом случае говорят, что кружков в 3 раза больше, чем квадратов, а квадратов в 3 раза меньше, чем кружков. б) Положите 4 квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза по 4 кружка. −Что можно сказать о кружках? − Что можно сказать о квадратах? Слайд 10 в) Положите в верхний ряд 5 треугольников, а в нижний ряд в 2 раза больше квадратов. − Объясните, как это нужно выполнить. − Как узнать, сколько квадратов? Слайд 11 − Каким действием находим число, которое в несколько раз больше данного?
Сформулируем вывод, добавляя пропущенные слова. Слайд 12 При …………..числа в несколько раз, надо его ……… на количество раз. Вернемся к задаче, которую не смогли решить в начале урока. − О чём говорится в задаче? − Что говорится в задаче про 1 книгу? Изобразим количество страниц рисунком. ) − Что говорится в задаче про 2 книгу? − Что значит в 2 раза больше? Изобразим количество страниц во второй книге рисунком. − Какой вопрос в задаче? Покажите на рисунке. − Каким действием решаем задачу? Запишите решение задачи в тетрадь. Возвратиться к письму от Незнайки. − Ребята, о чём нас просил Незнайка? − Узнали мы вместе с Незнайкой, каким способом решаются новые задачи? − Каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз? Физкультминутка. Слайд 13 |
Называют правила работы в парах. Выполняют задания с геометрическим материалом. а) Отвечают на вопросы: - В первом ряду выложено 2 квадрата. - Во втором ряду выложено 3 раза по 2 кружка. - Больше кружков
б) - Кружков в 2 раза больше, чем квадратов. - Квадратов в 2 раз меньше, чем кружков.
в) - Надо в нижний ряд положить 2 раза по 5 квадратов. 5 ∙ 2 = 10 - Действием умножения
Формулируют правило.
- О книгах. - В ней 6 страниц. Ученик решает задачу у доски, выполняя рисунок. Дети в тетрадях. Определяют, каким действием решается задача. Записывают решение в тетрадь. Отвечают на вопросы. |
ПУУД: учатся устанавливать связи между данными и искомыми величинами; делают выводы на основе обобщения РУУД: учатся составлять план решения задачи, проговаривая последовательность выполнения действий; |
|
5.Реализация построенного проекта. |
Вставьте пропущенные цифры и знаки действий в решение задач. Докажите, что решили задачи верно.
|
Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Выполняют работу на индивидуальных компьютерах – вставляют пропущенные цифры и знаки действий в решение задач. Ребята выходят к доске парами и доказывают свой выбор решения задания, сравнивают с образцом. |
КУУД: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. |
|
6. Первичное закрепление нового способа действия с проговаривание во внешней речи. |
Я предлагаю вам поработать редакторами книги «Задачник по математике» и составить странички с текстами задач по теме урока. Используя числовое выражение и предложенный предметный рисунок, составьте и запишите текст задачи. Выполните к задаче схематический рисунок. Приложение 3 |
Называют правила работы в группе. Самостоятельная работа в группах с проверкой по образцу. |
КУУД: слушают и понимают речь других; сотрудничают с одноклассниками при работе в группе |
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Организует самостоятельную работу на карточкам по вариантам с проверкой по эталону Слайд 16-17 Вам нужно изобразить задачу с помощью схематического рисунка и записать её решение. Приложение 4 |
Решают задачи по вариантам Проверяют по эталону. |
РУУД: применяют установленные правила при планировании способа решения задачи; сравнивают с образцом |
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает дифференцированные задания по уровню сложности для включения учебного материала в систему знаний.
Приложение 5 |
Выбирают задание, выполняют его, проверяют по эталону. |
ЛУУД: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач |
|
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
На уроке мы открыли новое знание. Достигли ли вы цели? Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? Перед вами «Лесенка успеха». Оцените свою деятельность на уроке и прикрепите своего смайлика на ступеньке. Слайд 18-19 |
Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке. Оценивают работу с помощью смайлика. |
ПУУД: делают выводы о результате совместной работы класса и учителя ЛУУД: осмысливают причины успеха в учебной деятельности |
Приложение 1:
4 · 5 - 6 = А 4 · 9 - 10 = Ч 5 · 3 + 3 = Д 16 : 4 + 6 = З 2 · 8 + 6 = А 9 : 3 · 10 = А
|
Приложение 2:
№1. В одной книге 6 страниц, а в другой на 2 страницы больше. Сколько страниц во второй книге? |
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Выберите и выполните задания:
Тест достижений (1 уровень)
1. Вставь пропущенные слова
При ……………. числа в несколько раз, надо его …………………….. на количество раз.
2. Нарисуй столько треугольников, чтобы их было в 2 раза больше, чем кружков.
3.Выбери решение задачи. Подчеркни его.
Оля нарисовала 5 ромашек, а гвоздик в 3 раза больше.
Сколько гвоздик нарисовала Оля?
5 - 3 5 · 3 5 + 3 5 : 3
4.Запиши решение задачи:
Коля прочитал 8 книг, а Вера в 2 раза больше. Сколько книг прочитала Вера?
Тест достижений (2 уровень)
1. Вставь пропущенные слова
При ……………. числа в несколько раз, надо его …………………….. на количество раз.
2. Нарисуй столько кружков, чтобы их было в 2 раза больше, чем квадратов.
3.Выбери решение задачи. Подчеркни его.
Вова нарисовал 7 машинок, а самолётиков в 2 раза больше.
Сколько всего машинок и самолётиков нарисовал Вова?
7 – 2 + 7 7 · 2 + 7 7 + 2 - 7 7 : 2 + 2
4.Запиши решение задачи:
Ваня прочитал 6 книг, а Вера в 3 раза больше. Сколько книг прочитали Ваня и Вера вместе?
Эталон для проверки:
Тест достижений (1 уровень)
1. При увеличении числа в несколько раз, надо его умножить на количество раз.
2.
3. 5 · 3
4. 8 · 2 = 16(к.)
Тест достижений (2 уровень)
1. При увеличении числа в несколько раз, надо его умножить на количество раз
2.
3. 7 · 2 + 7
4. 6 · 3 + 6 = 24 (к.)
ПрезентацияРешение задач на увеличение числа в несколько раз
PPT / 19.21 Мб