Урок математики во 2 классе на тему «Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз»
Конспект урока математики
во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Рогачева Ирина Сергеевна (МБОУ «Киземская средняя общеобразовательная школа» Устьянского района Архангельской области))
Дата проведения: 17 марта 2020 года
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления знаний).
Тема: Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Закрепление.
Цель урока: совершенствование умений решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Формирование УУД
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками, создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе, положительное отношение к изучению математики.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; планировать свою деятельность и оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение, воспринимать различные точки зрения; умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Предметные: обучающиеся получат возможность усвоить алгоритм работы с задачей на увеличение и уменьшение в несколько раз; научатся выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в …», «меньше в …»; решать простые и составные задачи на выполнение четырёх арифметических действий.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, наглядные пособия – алгоритмы (увеличение на …, в …; уменьшение на …, в…), учебник «Математика»: 2 класс, В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.
Ход урока
1.Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
- Прочитайте поговорку: «Если есть труд, будет и успех!»
- Как понимаете смысл поговорки? (Если человек любит трудиться, то он обязательно добьётся успеха. Сила ученика в его знаниях. Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня ваши сундучки обязательно пополнятся знаниями. В дорогу берём хорошее настроение, активность и внимательность.
- Проверяю внимание!
Посмотрите на квадрат.
Он – четырёхугольник.
Срежем все его углы,
Получим …(восьмиугольник).
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Напишите следующий ряд чисел: 24 27 23 21 28 25 (образец написания на доске)
- Подчеркните самые красивые цифры. К этим числам мы вернёмся чуть позднее.
2. Выход на тему урока, формулирование учебных задач.
- Посмотрите внимательно на карточки и восстановите порядок. (На доске карточки: больше, раз, в, несколько, на, меньше, раз, в, на, умножить, несколько, разделить.)
- Вчера мы начали работу по теме «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз» и вывели вот такой алгоритм:
Увеличить в несколько раз или больше в х (умножить)
Уменьшить в несколько раз или меньше в : (разделить)
- Всё ли хорошо получалось у вас? (Не всегда. Были ошибки при решении задач, в решении примеров на умножение и деление.)
- Сегодня мы продолжим работу по этой теме.
Чтобы очень много знать,
Нужно знания закреплять.
Всё по полкам разложить
И пробелы устранить.
- Что мы с вами будем закреплять? (Табличные случаи умножения и деления, тренироваться в решении задач на уменьшение и увеличение в несколько раз.)
- Оцените на шкале успеха уровень ваших знаний по этой теме на начало урока. В конце урока к шкале вернётесь.
3. Закрепление таблиц умножения и деления.
2 ученика работают на карточках по таблицам умножения и деления
Фронтальная работа с классом
-Что общего в числах: 24, 27, 23, 21, 28, 25? (Двузначные, одинаковое количество десятков.)
- Какое число лишнее? (23 – в таблице умножения нет такого значения)
- Какое число лишнее в оставшейся группе чисел? (24 – значение нескольких математических выражений на умножение)
- Назовите примеры с ответом 24. (Карточка: 4 х 6, 8 х 3)
- Назовите пример с ответом 27, 21, 28, 25. (Карточки)
- У каких чисел можно поменять цифры местами, чтобы получилось значение из таблицы умножения? (24 – 42, 27 – 72, 21 – 12, 23 - 32)
- Назовите примеры из таблицы с такими ответами. (Карточки)
Игра «Молчанка» (игра для всего класса, ответы показывают по вееру)
45 : 5 36 : 9 32 : 8 40 : 5
63 : 9 28 : 4 54 : 6 21 : 3
72 : 8 35 : 7 42 : 7 81 : 9
4. Увеличение и уменьшение числа.
- Как мы можем увеличить число? (Сложить или умножить)
- Какие слова помогают узнать, что число надо умножить? (Больше в несколько раз)
- Какие слова помогают узнать, что число надо прибавить? (Больше на …)
- Как мы можем уменьшить число? (Вычесть или разделить)
- Какие слова помогают узнать, что число надо разделить? (Меньше в несколько раз)
- Какие слова помогают узнать, что число надо вычесть? (Меньше на …)
Игра «Покажи знак» (учитель читает выражение, а дети показывают карточки с определённым знаком действия +, -, х, :)
Увеличить 9 на 5
Уменьшить 81 в 9 раз
Уменьшить 20 на 5
Увеличить 10 в 7 раз
Уменьшить 36 на 4
Увеличить 9 на 6
Увеличить 8 в 7 раз
Вывод: увеличить в – умножить, увеличить на – сложить, уменьшить на – вычесть, уменьшить в - разделить.
«Запиши пример». Работа в парах на карточках.
1-я карточка
Увеличить число 3: в 5 раз, на 5, в 7 раз, на 7
Уменьшить число 12: в 6 раз, на 6, в 4 раза, на 4
2-я карточка
Увеличь число 4: в 7 раз, на 7, в 9 раз, на 9
Уменьши число 36: в 4 раза, на 4, в 6 раз, на 6
3-я карточка
Увеличь число 7: в 9 раз, на 9, в 8 раз, на 8
Уменьши число 20: в 5 раз, на 5, в 2 раза, на 2
4-я карточка
Увеличь число 8: в 5 раз, на 5, в 6 раз, на 6
Уменьши число 18: в 2 раза, на 2, в 6 раз, на 6
5-я карточка
Увеличь число 9: в 6 раз, на 6, в 8 раз, на 8
Уменьши число 30: в 6 раз, на 6, в 3 раза, на 3
Проверка по эталону. Вывод: увеличить в – умножить, увеличить на – сложить, уменьшить на – вычесть, уменьшить в - разделить.
5. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- На дом вам были заданы две задачи. Откройте учебник на стр. 75 № 5 и № 6. Кто смог решить их сам, без помощи взрослых?
- Чем задачи похожи? (В 2 действия, составные.)
- Сверим с эталоном по самопроверке.
Стр. 75 № 6
1) 3х2=6 (р.) - цена ручки.
2) 6х4=24 (р.) -стоят 4 ручки.
Ответ: 24 рубля стоят 4 ручки.
Стр.76 № 6
1) 8:4=2 (л) - воды в кастрюле.
2) 2х2=4 (л) -воды в двух кастрюлях.
Ответ: 4 литра воды
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Какая схема подходит для первого действия в первой задаче (выбирают из двух схем)?
- Почему в первой задаче первое действие решали умножением? (в 2 раза дороже.)
- Что значит в 2 раза больше? (По 3 рубля надо взять 2 раза)
- Какая схема подходит для первого действия во второй задаче (выбирают из двух схем)?
- Почему во второй задаче1 действие решали делением? (В кастрюле в 4 раза меньше.)
- Что значит в 4 раза меньше? (Значит на 1 литр воды в кастрюле приходится 4 л воды в ведре.)
6. Первичное закрепление
Презентация.
- (Слайд 1.) Сегодня, 17 марта, народно-христианский праздник – Герасим Грачевник. В этот день православная церковь чтит память святого Герасима. Почему Грачевник? Потому что 17 марта прилетали с юга грачи.
(Слайд 2.) Существует поговорка: «Увидел грача – весну встречай!» (Слайд 3) Грачевник – это место, где грачи делают гнёзда. (Слайд 4.) А делают они их на высоких деревьях, на одном дереве может быть сразу несколько гнёзд. В этот день выпекали из теста фигурки грачей и угощали выпечкой прохожих. Люди выходили из домов и смотрели на птичьи стаи. Если стая грачей летит медленно – это к хорошей весне, а если быстро, то лето будет дождливым и ветреным (слайды 5-6).
Решение задачи.
- Прочитайте текст (на 7 слайде записано условие)
В первый день прилетело 6 грачей, а во второй день в 2 раза больше.
- Это задача? Что заметили? (Нет вопроса, не задача)
- Что можно сделать? (Придумать вопрос)
Дети придумывают вопросы к задаче (слайд 8):
Сколько грачей прилетело во второй день?
Сколько грачей прилетело за два дня?
На сколько больше грачей прилетело во второй день, чем в первый?
На сколько меньше грачей прилетело в первый день, чем во второй?
- Я придумала вот такой вопрос к задаче: сколько грачей осталось на юге? Подумайте, он подойдёт к данному условию?
- Давайте решать задачу с нашими вопросами. Начнём с первого вопроса. Прочитайте ещё раз условие и вопрос.
- Кто желает работать на доске? (Один ученик выходит к доске, составляем краткую запись.)
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем сразу ответить на вопрос? Задача простая или составная?
- Решим задачу с помощью рисунка. (Дано слово в 2 раза больше, если в первый день прилетело 6 грачей, то во второй день - 2 раза по 6.)
- Каким действием будем решать задачу?
Запишем решение: 6 х 2= 12 (г.)
- Что надо изменить в условии задачи, чтобы решение соответствовало вот этой схеме? (Во второй день прилетело на 2 грача больше.)
На следующие вопросы к данному условию дети отвечают устно.
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Презентация (слайд 9). Следом за грачами прилетают скворцы. Скворцы хорошо поют. Они могут подражать пению соловья, ржанию жеребёнка, кваканью лягушки, скрипу отворяемой калитки. Они прекрасные имитаторы.
- Решим задачу о скворцах (слайд 10):
Скворец принёс скворчатам в гнездо 9 червяков. Это в 3 раза больше, чем гусениц. Сколько гусениц принёс скворец?
- Кто желает работать у доски? (Один ученик выходит к доске, делает краткую запись, рисунок, записывает решение.)
- Что известно в задаче?
- Подумайте, кого больше принёс скворец червяков или гусениц? (Больше принёс червяков.)
- Во сколько раз больше принёс червяков? (В 3 раза)
- Соответственно гусениц он принёс…… (в 3 раза меньше)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? Задача простая или составная?
- Решим задачу с помощью рисунка. (Так как гусениц в 3 раза меньше, то на одну гусеницу приходится 3 червяка.)
- Каким действием будем решать задачу?
Запишем решение: 9 : 3 = 3 (г.)
- Что надо изменить в условии задачи, чтобы решение соответствовало вот этой схеме? (Это на 3 больше, чем гусениц.)
8. Минутка отдыха (слушаем пение скворца)
9. Тренировка в решении задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Самостоятельная работа на карточках по выбору: карточка № 1 – простые задачи (для слабых учащихся), карточка № 2 – составные задачи в косвенной форме (для сильных учащихся). Записывать только решение и букву в скобках, ответ писать не нужно.
Карточка № 1
1. На полке стояло 7 книг со стихами, а со сказками в 4 раза больше. Сколько книг со сказками стояло на полке?
2. В вазе было 9 гвоздик, а роз в 3 раза больше. Сколько роз было в вазе?
3. В первой вазе было 27 цветов, а во второй в 3 раза меньше. Сколько цветов во второй вазе?
4. Юля в первый день прочитала 32 страницы, а во второй день в 4 раза меньше. Сколько страниц прочитала Юля во второй день?
5. Вася прочитал 45 страниц, а Маша в 5 раз меньше. Сколько страниц прочитала Маша?
6. На тарелке лежало 36 пирожков с мясом, а с яблоками в 6 раз меньше. Сколько пирожков с яблоками лежало на тарелке?
7. Во 2-А классе – 4 отличника, а во 2-Б – в 3 раза больше. Сколько отличников во 2-Б классе?
Карточка № 2
1.Таня прочитала в книге 8 листов, это в 4 раза меньше, чем прочитал Юра. Сколько листов прочитали дети?
2. Для школы купили 45 стульев, что в 5 раз больше, чем парт. Сколько стульев и парт купили для школы?
3. В озере плавало 32 утки, что в 4 раза больше, чем лебедей. Сколько птиц плавало в озере?
4. В утреннике участвовало 24 девочки, что в 3 раза больше, чем мальчиков. Сколько детей участвовало в утреннике?
Самопроверка по эталону, самооценка.
Дополнительное задание: учебник стр. 75 № 2, 3.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что мы сегодня закрепляли на уроке?
- Отметьте на шкале успеха ващ уровень знаний по теме «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз» на конец урока.
- Вы продвинулись сегодня вперёд по теме «Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз»? Стали лучше решать такие задачи?
- Тот, кто успел решить все задачи на карточке, сделал их правильно – получает «5». Те ребята, которые не всё успели сделать – дорешают на следующем уроке.
- Ребята, к вам «летят грачи» (картинки с грачами). Выберите на карточке соответствующее вам настроение. А теперь наших грачей просим к кормушке (нарядная поделка-кормушка), встречаем их хлебом-солью.
10. Домашнее задание: стр. 36 (р. т.) № 7 или придумать и решить свою задачу по теме урока (задача должна быть составной).