Конспект урока математики в 4 классе «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз»
Тема. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Цель. Закрепить понятия увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Задачи: - отрабатывать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз при решении задачи и примеров, знания таблицы умножения;
- развивать математическую речь, вычислительные навыки (устные и письменные);
- корригировать логическое мышлениена основе упражнений в распределении предметов на группы, отгадывании загадки; зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании линии;
- воспитывать положительную мотивацию, умение работать в парах.
Оборудование: презентация, сигнальные карточки, карандаш, цветные полоски, учебник, листы самооценки, карточки: для работы в парах, со схемой маршрута лыжной трассы, с домашним заданием.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Приветствие, проверка готовности.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.
2. Психологический настрой.
- Быть должны у вас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Руки дружно поднимайте,
Если спросят - отвечайте.
3. Мотивация.
- Закончите предложение. Сейчас у нас урок…. (математики)
- На уроке математикимы учимся….. (решать примеры и задачи, чертить отрезки, строить геометрические фигуры. )
- Где вам пригодятся ваши знания и умения? (в магазине, чтобы посчитать сдачу или стоимость покупки; на уроках труда, чтобы правильно сделать разметку, без счета не будет на улице света, без счета не сможет подняться ракета и в прятки сыграть не сумеют ребята.)
- Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Тех ребят, которые будут работать на уроке внимательно и старательно, обязательно будет ждатьуспех.
4.Сообщение темы и цели урока.
- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.)
- Сегодня мы продолжим работать над темой: «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».Ребята, как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке? (увеличивать и уменьшать числа в несколько раз)
-Цель урока – закрепить понятия увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Для достижения этой цели мывспомним правило и будем отрабатывать его при решении примеров и задачи, а также повторим таблицу умножения.
II. АОЗ
-Сегодня на уроке мы проверим, как вы все умеете считать устно, работать вместеи самостоятельнопо учебнику, в парах по карточкам.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Что нужно делать, чтобы зимой быть здоровым и весёлым? (заниматься спортом)
- Сегодня на уроке, мы, выполняя задания, будем говорить о зимних видах спорта.
- К какому виду спорта относятся данные предметы. (к хоккею) - слайд
- Кто знает правило этой игры? (нужно забить гол в ворота соперника)
- Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью хоккейных ворот соперника. Если задание выполните правильно, забиваете в ворота 2 шайбы, если допустите 1 ошибку, забиваете 1 шайбу, если с заданием не справитесь, шайба в ворота не попадает. Тот, кто забьёт в ворота 12 и более шайб, получит оценку «5», 8 – 11 шайб – оценку «4», 7 и менее – оценку «3».
Я желаю вам удачи.
III. Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Какое задание нужно было выполнить дома? (решить примеры)
- Откройте тетради, проверим домашнее задание с помощью сигнальных карточек.
- Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)
- Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если всё выполнили правильно, значит, вы забили в ворота 2 шайбы. Если допустили 1 ошибку, забили 1 шайбу.
IV.Устный счёт.
- Как называются люди, которые играют в хоккей? (хоккеисты)
- Посмотрите внимательно, какой номер у каждого хоккеиста, и подумайте, на какие две группы можно распределитьих? (под чётными и нечётными номерами - 9, 24, 6, 36, 25, 7)
- Вспомните, какие числа называются чётными? (которые заканчиваются цифрой 2,4, 6, 8)
- Какие числа называются нечётными? (которые заканчиваются цифрой 1, 3, 5, 7, 9)
- Распределит хоккеистов …(работает на интерактивной доске)
- Проверим, как распределил хоккеистов … Прочитайте числа первого ряда; второго ряда.
- Ребята, помогите хоккеистам найти свою клюшку.
(на клюшках примеры: 45:5 18: 3 3х8 5х5 4х9 28:4;
у хоккеистов номера: 9, 24, 6, 36, 25, 7)
- Что мы сейчас делали? (считали устно)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если во время устного счёта отвечали правильно, значит, вы забили в ворота 2 шайбы. Если допускали 1 ошибки при ответах, забили 1 шайбу. Тот, кто не отвечал или отвечал не верно, ничего не забил.
V. Закрепление изученного материала.
- Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Зимой
Снег пушистый лег на ветки.
Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.
Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном,
Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком.
Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Лыжи,
Скользить по столу ладонями вперед-назад
Санки
Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать
синхронные движения вперед-назад
И коньки
Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе
Мчатся наперегонки.
1. Запись числа в тетрадь.
- Ребята, в каком виде спорта можно так плавно и красиво передвигаться? (фигурное катание)
- Спортсменов в фигурном катании называют… (фигуристами)
- Все движения фигуристы выполняют под музыку. И вы сейчас плавно и красиво будете передвигать свою руку по тетрадному листу.
Какое сегодня число?
- Запишите красиво число и классная работа. (музыка)
2. Минутка чистописания.
- Ребята, я задумала число. Это число меньше 14, но больше 12. Какое это число? (13)
- Что вы знаете об этом числе? (двузначное, нечётное, для записи нужно 2 клетки)
- Почему нечётное? (заканчивается числом 9)
- Назовите десятичный состав числа 13 (число 13 состоит из 1дес. и 3 ед.)
- Возьми в руки авторучки и пропишите это число в воздухе.
- Отступите 1 клетку вниз, 1 вправо напишите число 13 одну строчку. (музыка)
- Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)
- Чему учимся на минутке чистописания? (правильно писать цифры)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если написали правильно и аккуратно, значит, вы забили в ворота 2 шайбы. Если написали не все цифры правильно или написали неаккуратно, забили 1шайбу.
3.Работа с задачей.
- Ребята, отгадайте загадку.
С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад. (Санки)
- Все ребята любят кататься на санках. Зимний вид спорта, в котором участники соревнуются в скоростном спуске на санях,называется санный спорт. Узнаете о нём и его видах, самостоятельно воспользовавшись интернетом или сходив в библиотеку. Знания об этом вам пригодятся позже на уроке развития речи.
- А сейчас выполним задание, которое написано на санях.
(реши задачу 26 на с. 95)
- Задачу прочитает...
- О чём говорится в задаче? (о детях)
- Что делали дети? (участвовали в соревнованиях)
- В каких соревнованиях участвовали дети? (лыжных и конькобежных)
- Сколько детей участвовало в лыжных соревнованиях? (28)
- А в конькобежных? (неизвестно)
- Но, что сказано? (в 4 раза меньше)
- Что нужно узнать в задаче? (сколько детей участвовало в конькобежных соревнованиях)
- Что значит в 4 раза меньше? (значит надо уменьшить в 4 раза и выполнить действие деление)
- Как это действие записать с помощью чисел и арифметических знаков? (28д. : 4 = 7 д.)
- Как ответим на вопрос задачи? (7детей участвовало в конькобежных соревнованиях)
(Запись решения задачи уч-ся на доске)
Задача.
Решение.
Сколько детей участвовало в конькобежных соревнованиях?
28д. : 4 = 7 д.
Ответ. 7детей участвовало в конькобежных соревнованиях.
- Что мы сейчас делали? (решали задачу)
- С помощью какого действия решали задачу? (деления)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Тот, кто активно работал при разборе и решении задачи, забили в ворота 2 шайбы. Если во время этой работы допускали ошибки, забили 1 шайбу. Тот, кто не участвовал в работе с задачей, шайбу не забил. За работу у доски забил ещё 1 шайбу.
Физминутка
Конькобежный спорт
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,(шагаем на месте, одеваем коньки)
Приготовимся – Вперед !
Совершаем мы полет.(согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,(нога и рука вправо)
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.(нога и рука влево)
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!!!(маршируем, хлопки перед грудью)
5. Работа по учебнику.
- Ребята, посмотрите на слайд. Подберите название к этому виду спорта? (шорт трек)
- Как вы думаете, что нужно спортсмену для победы в шорт треке? (скорость)
- Вам сейчас тоже нужна будет скорость при решении примеров.
- На с.95 найдите № 23.
- Какое задание нужно выполнить? (увеличить и уменьшить число)
- Что для этого нужно сделать? (составить примеры)
-Что значит увеличить число в несколько раз? (выполнить действие умножение)
-Что значит уменьшить число в несколько раз? (выполнить действие деление)
- Отступите 2 клетки вниз, 10 вправо и запишите – Примеры 23.
- Первый пример составит у доски …., остальные в тетрадях.
- Дальше будете решать самостоятельно. Данил, Юля, Света, Юля, Данил –увеличат число 5 в 4 и в 5 раз, а остальные ещё уменьшат число 18 в 2 и в 3 раза.
- Закончили. Проверим с помощью сигнальных карточек.
- Что мы сейчас делали? (увеличивали и уменьшали числа)
- Какое выполняли действие, увеличивая число? (умножение)
- Какое выполняли действие, уменьшая число? (деление)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если решили без ошибок, значит, вы забили в ворота 2 шайбы. Если допустили 1 ошибку, забили 1 шайбу. Тот, кто решил неверно, шайбу не забивает.
6. Работа по карточкам.
- Для какого вида спорта нужны лыжи и винтовка? (биатлон)
- Основными критериями для победы являются скорость и меткость. Для работы по карточкам вам тоже понадобится скорость и меткость. Работать будете в парах. Вы должны будете заполнить пустые квадраты справа. Ребята, задания у вас будут разные. Будьте внимательными при выборе нужного действия. Потом мы составим название ещё одного зимнего вида спорта.
- Начинаем проверять.
- Каждому числу соответствует одна буква. Чтобы составить название зимнего вида спорта, вам нужно расставить числа от меньшего к большему.
- Прочитайте название зимнего вида спорта.
- Что мы сейчас делали? (работали по карточке)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если выполнили задание без ошибок, значит, забили в ворота 2 шайбы. Если допустили 1 ошибку, забили 1 шайбу.
7. Работа с геометрическим материалом.
- На какую линию похожа схема маршрута лыжных гонок? (кривую)
- У вас на парте лежат карточки с таким же маршрутом. Возьмите их. Вам нужно будет начертить точно такой же маршрут ниже, соединив точки.
- Обменяйтесь карточками, оцените друг друга. Если задание выполнено верно – ставите «+», если нет – «-».
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если начертили правильно, забили в ворота 2 шайбы. Если нет – шайбу не забили.
IV. Итог.
1. Подведение итога.
- Ребята, скажите, какая тема нашего урока? (Увеличение и уменьшение числа в несколько раз)
- Какие задания выполняли? (устно считали, решали примеры и задачу, чертили кривую линию)
- Ваши знания и умения вам пригодятся на следующих уроках математики. Для этого вы закрепите умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз, выполнив домашнее задание.
2. Объяснение домашнего задания.
- Домашнее задание будете выполнять по карточкам. Возьми их. Данил увеличит число 4 в 3, 6, раз; Юля, Света, Юля увеличат число 4 в 3, 6 раз и уменьшат число 30 в 3 и в 5раз; остальные увеличат число 4 в 3, 6, 5 раз и уменьшат число 30 в 3, 5, 6 раз.
Оценивание.
- Данил, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?
- Стас, кто сегодня на уроке был самым активным?
- Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько шайб вы забили в ворота.
- Поднимите руку, кто забил 12 и более шайб. Молодцы, ребята, вы постарались и за урок получаете «5». Поднимите руку, кто забил от 8 до 11 шайб. Ребята, вы поработали хорошо и получаете «4». Поднимите руку, кто забил 7 и менее шайб. Вам, ребята, нужно ещё постараться. Ваша оценка за урок «3».
3. Рефлексия.
- Возьмите полоски и покажите:
Зелёный цвет– если на уроке вам было всё понятно и вы сможете объяснить другому.
Жёлтый – если вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь
Красный – если поняли, но нужна помощь.
- Урок окончен.
Лист самооценки.
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6 раз. Уменьши число 30 в 3; 5 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6 раз. Уменьши число 30 в 3; 5 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6 раз. Уменьши число 30 в 3; 5 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6 раз. Уменьши число 30 в 3; 5 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 4 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 30 в 3; 5; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6 раз. Уменьши число 24 в 3; 4 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6 раз. Уменьши число 24 в 3; 4 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6 раз. Уменьши число 24 в 3; 4 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6 раз. Уменьши число 24 в 3; 4 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
Домашнее задание. Увеличь число 3 в 3; 6; 5 раз. Уменьши число 24 в 3; 4; 8 раз. |
|
Александра