Урок математики в 4 классе по теме «Тонна и центнер — единицы измерения массы»
Безденежных Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 25» города Абакана,
Республики Хакасия
Урок математики в 4 классе
Тема: Тонна и центнер – единицы измерения массы.
Цель: создать условия для расширения и углубления знаний детей о единицах измерения массы и формирования понятия «грамм».
Задачи:
- формирование умений соотносить единицы измерения массы (тонна, центнер, килограмм)
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- воспитание интереса к предмету через применение информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Коррекционные задачи: способствовать развитию памяти, мышления, систематизировать имеющиеся знания о единицах массы, способствовать социализации личности на основе решения задач и связью с жизненными навыками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные универсальные учебные действия:
учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
формировать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по самостоятельно составленному плану.
Познавательные универсальные учебные действия:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе, выполняя различные роли (лидера, исполнителя).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
учить соотносить единицы измерения массы;
учить сравнивать предметы по массе;
развивать логическое мышление, память, внимание.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Деятельность ученика с ОВЗ |
||||||||||||
Организационный момент |
Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». -Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока. |
||||||||||||||
Обсуждение этапов работы на уроке математики. |
-Давайте, составим план работы на уроке, которому будем следовать в течение всего урока. |
1. Считай, решай, смекай, отгадывай. 2. Повторенье – мать ученье. 3. Делу время, потехе час. 4. Ушки на макушке. 5. Одна голова хорошо, а две лучше. 6.Каков мастер – такова и работа. 7. Сами с усами. |
|||||||||||||
Устный счет. |
18 -ч 10-л 8 - е 45:9+55=60 -а 7∙8-30=26 - и Сколько ног у шести петухов? 12- и Миша купил 3 карандаша по 4 рубля и 2 ручки по 9 рублей. Сколько денег Миша заплатил за всю покупку? 30- н Наташа старше Веры на 6 лет. На сколько лет Наташа будет старше Веры через 4 года? 6 - Что общего у данных чисел? Расставьте полученные числа в порядке возрастания. |
- Работают фронтально с учителем. 6,8,10,12,18,26,30,60 (У доски 2 ученика.) (четные) |
|||||||||||||
Актуализация знаний. |
- Что такое величина? -Какие величины вы знаете? Распределите карточки по группам. - Что заметили? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? - Чему мы будем учитиься сегодня на уроке? |
- То, что можно измерить и результат выразить числом. - Единицы длины, времени массы, объема, площади. М км см дм мм час секунда год неделя см², мм², дм², м² В единицах массы нет карточек. -О единицах массы. - Соотносить единицы массы. |
|||||||||||||
Изучение нового материала. |
- Какие единицы массы вам знакомы? - Расположите их в порядке убывания. -Давайте, составим таблицу соотношений единиц массы. Приведите примеры, когда удобно измерять массу предмета в кг? В г? - Если нужно узнатьт массу 1 яблока, то .. - массу ящика яблок…. - массу вагона яблок… - С помощью какого прибора узнают массу? - А какие виды весов вам известны? Картинки весов Работа устно в парах: (на каждой парте карточка) Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски: Масса лекарства 2… (г) Масса слона 5… (т) Масса арбуза 7… (кг) Масса батона хлеба 500… (г) Масса машины 10…(ц) |
грамм, кг, центнер, тонна т ц кг г 1 т = 10 ц 1 ц = 100 кг 1 кг = 1000г В кг – фрукты, печенье и т.д В г- лекарство ..используют граммы … используют кг … ц или т С помощью весов. Электронные, механические, напольные, кухонные. Задание №1 Работа в парах (карточка) Индивидуально (эл.доска) Белоглазов С. |
На магнитной доске работают дети с ОВЗ (2 чел.). Расположи картинки животных в порядке возрастания по массе. Мышь 5-6 г Заяц 4-6 кг Тюлень 2-3 т Кит – 150т |
||||||||||||
Физминутка. |
Использование презентации. Танцевальная пауза |
||||||||||||||
Закрепление нового материала. |
Работа по учебнику. устно Выразить величины. Задача на соотношение массы животных из учебника. - У каких животных олинаковая масса? Носорог- 3т 2ц Белый медведь – 9 ц 60 кг Олень – 3 ц 20 кг Тюлень – 96 кг Бегемот – 32 ц Морж – 960 кг Сравнить величины. Решение задачи (устно) Масса сына – 30 кг, папа тяжелее сына на 50 кг, мама легче папы на 17 кг. Какой вес у мамы? У папы? Фронтальная проверка. |
С. 172№4 Задание № 2 Работа в парах по карточкам (запись в тетради) 7ц = …. кг 300кг=…ц 4 ц =….кг 800 кг=…ц 5ц26 кг=…кг 458кг=…ц..кг Проверка (у доски 2 ученика выполняли работу) Задание №3 Работа в парах. У доски соединяют стрелками (Митин, Комаров) Носорог и бегемот Белый медведь и морж Задание №4 Работа в парах, запись в тетрадях. 5 ц…5 ц 70 кг 6 ц 3кг…3 ц 30 кг 5 т …50 ц У доски (1 ученик.) Папа-80кг Мама-63кг |
Учитель работает индивидуально с учащимися с ОВЗ Выполняет на маркерной доске. Н. 3т2ц=…ц Б.м.9ц60кг= Ол.3ц20кг= Тюл.96кг= Б.32ц=…т..ц М.960кг=.ц..к |
||||||||||||
Самостоятельная работа |
Решение задачи. Масса 5 одинаковых мешков сахара – 25 кг. Чему равна масса 7 таких мешков? |
5м-25 кг 7м - ? кг 1 м - ? кг 25:5= 5 (кг)- масса 1 мешка сахара 5∙7=35(кг)- масса 7 мешков сахара. Ответ: 35 кг масса 7 мешков сахара. Самопроверка (с эл.доски) |
Выполняет с помощью алгоритма. 1.Прочитай задачу. 2.Запиши краткую запись. 3. Узнай сколько кг сахара в 1 мешке. 4. Узнай сколько кг сахара в 7 мешках. |
||||||||||||
Занимательный материал |
Меры на руси Ребята, единицы массы, о которых мы говорим сегодня на уроке, появились не очень давно. А издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Посмотрите. 1 пуд = 16 кг 1 фунт = 400 г 1 золотник = 4 г «Болезнь входит пудами, а уходит золотниками» «Мал золотник, да дорог» «Друга узнать – вместе пуд соли съесть» «Узнать почём фунт лиха» «Свой золотник чужого пуда дороже». |
||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия. |
-Какие единицы массы вы знаете? -Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего? -А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? На уроке я работал… Свою работу я могу оценить… Своими знаниями я могу поделиться… Кого из ребят, вы бы хотели отметить на уроке…. |
Продавцы,провизор, кладовщики, диетологи. |
Приложение
Задание № 1. Расположите единицы массы в порядке возрастания |
Задание № 1. Расположите единицы массы в порядке возрастания |
|||
Задание № 2 Масса лекарства 2… Масса слона 5… Масса арбуза 7… Масса батона хлеба 500… Масса машины 10… |
Задание № 2 Масса лекарства 2… Масса слона 5… Масса арбуза 7… Масса батона хлеба 500… Масса машины 10… |
|||
Задание № 3 7ц = …. кг 300кг=…ц 4 ц =….кг 800 кг=…ц 5ц26 кг=…кг 458кг=…ц..кг |
Задание № 3 7ц = …. кг 300кг=…ц 4 ц =….кг 800 кг=…ц 5ц26 кг=…кг 458кг=…ц..кг |
|||
Задание № 4 - У каких животных одинаковая масса? Соедини стрелками. Носорог- 3т 2ц Морж – 960 кг Белый медведь – 9 ц 60 кг Тюлень – 96 кг Олень – 3 ц 20 кг Бегемот – 32 ц |
Задание № 4 - У каких животных одинаковая масса? Соедини стрелками. Носорог- 3т 2ц Морж – 960 кг Белый медведь – 9 ц 60 кг Тюлень – 96 кг Олень – 3 ц 20 кг Бегемот – 32 ц |
|||
Задание №5 Сравни. 5 ц…5 ц 70 кг 6 ц 3кг…3 ц 30 кг 5 т …50 ц |
Задание №5 Сравни. 5 ц…5 ц 70 кг 6 ц 3кг…3 ц 30 кг 5 т …50 ц |
|||
Задание №6 Реши задачу. Масса 5 одинаковых мешков сахара – 25 кг. Чему равна масса 7 таких мешков? |
Задание №6 Реши задачу. Масса 5 одинаковых мешков сахара – 25 кг. Чему равна масса 7 таких мешков? |
|||
Задание № 1. Расположите единицы массы в порядке возрастания |
Задание № 1. Расположите единицы массы в порядке возрастания |
|||
Задание № 2 Масса лекарства 2… Масса слона 5… Масса арбуза 7… Масса батона хлеба 500… Масса машины 10… |
Задание № 2 Масса лекарства 2… Масса слона 5… Масса арбуза 7… Масса батона хлеба 500… Масса машины 10… |
|||
Задание № 3 7ц = …. кг 300кг=…ц 4 ц =….кг 800 кг=…ц 5ц26 кг=…кг 458кг=…ц..кг |
Задание № 3 7ц = …. кг 300кг=…ц 4 ц =….кг 800 кг=…ц 5ц26 кг=…кг 458кг=…ц..кг |
|||
Задание № 4 - У каких животных одинаковая масса? Соедини стрелками. Носорог- 3т 2ц Морж – 960 кг Белый медведь – 9 ц 60 кг Тюлень – 96 кг Олень – 3 ц 20 кг Бегемот – 32 ц |
Задание № 4 - У каких животных одинаковая масса? Соедини стрелками. Носорог- 3т 2ц Морж – 960 кг Белый медведь – 9 ц 60 кг Тюлень – 96 кг Олень – 3 ц 20 кг Бегемот – 32 ц |
|||
Задание №5 Сравни. 5 ц…5 ц 70 кг 6 ц 3кг…3 ц 30 кг 5 т …50 ц |
Задание №5 Сравни. 5 ц…5 ц 70 кг 6 ц 3кг…3 ц 30 кг 5 т …50 ц |
|||
Задание №6 Реши задачу. Масса 5 одинаковых мешков сахара – 25 кг. Чему равна масса 7 таких мешков? |
Задание №6 Реши задачу. Масса 5 одинаковых мешков сахара – 25 кг. Чему равна масса 7 таких мешков? |
|||
Листок самооценки |
Листок самооценки |
|||
Задание № 1 Расположение единиц в порядке возрастания |
Без ошибок – 1 б. |
Задание № 1 Расположение единиц в порядке возрастания |
Без ошибок – 1 б. |
|
Задание № 2 Заполнение пропусков |
Без ошибок – 2 б. 1 ошибка – 1 б |
Задание № 2 Заполнение пропусков |
Без ошибок – 2 б. 1 ошибка – 1 б |
|
Задание № 3 Выразил(а) величины |
Без ошибок – 2 б. 1-2 ошибки - 1б. |
Задание № 3 Выразил(а) величины |
Без ошибок – 2 б. 1-2 ошибки - 1б. |
|
Задание № 4 Соотнесли массу животных |
Без ошибок –3 б 1 ошибка – 2 б. 2 ошибки – 1 б. |
Задание № 4 Соотнесли массу животных |
Без ошибок –3 б 1 ошибка – 2 б. 2 ошибки – 1 б. |
|
Задание № 5 Сравнение |
Без ошибок – 2б. 1 ошибка – 1 б. |
Задание № 5 Сравнение |
Без ошибок – 2б. 1 ошибка – 1 б. |
|
Задание № 6 Решение задачи |
Решил верно 1 действие -1б. Решил верно 2 действие – 1б. Верно записал пояснение и ответ - 1 б. |
Задание № 6 Решение задачи |
Решил верно 1 действие -1б. Решил верно 2 действие – 1б. Верно записал пояснение и ответ - 1 б. |
|
Итого |
12-13 баллов – «5» 10-11 баллов – «4» 8-9 баллов – «3» |
Итого |
12-13 баллов – «5» 10-11 баллов – «4» 8-9 баллов – «3» |
|
Листок самооценки |
Листок самооценки |
|||
Задание № 1 Расположение единиц в порядке возрастания |
Без ошибок – 1 б. |
Задание № 1 Расположение единиц в порядке возрастания |
Без ошибок – 1 б. |
|
Задание № 2 Заполнение пропусков |
Без ошибок – 2 б. 1 ошибка – 1 б |
Задание № 2 Заполнение пропусков |
Без ошибок – 2 б. 1 ошибка – 1 б |
|
Задание № 3 Выразил(а) величины |
Без ошибок – 2 б. 1-2 ошибки - 1б. |
Задание № 3 Выразил(а) величины |
Без ошибок – 2 б. 1-2 ошибки - 1б. |
|
Задание № 4 Соотнесли массу животных |
Без ошибок –3 б 1 ошибка – 2 б. 2 ошибки – 1 б. |
Задание № 4 Соотнесли массу животных |
Без ошибок –3 б 1 ошибка – 2 б. 2 ошибки – 1 б. |
|
Задание № 5 Сравнение |
Без ошибок – 2б. 1 ошибка – 1 б. |
Задание № 5 Сравнение |
Без ошибок – 2б. 1 ошибка – 1 б. |
|
Задание № 6 Решение задачи |
Решил верно 1 действие -1б. Решил верно 2 действие – 1б. Верно записал пояснение и ответ - 1 б. |
Задание № 6 Решение задачи |
Решил верно 1 действие -1б. Решил верно 2 действие – 1б. Верно записал пояснение и ответ - 1 б. |
|
Итого |
12-13 баллов – «5» 10-11 баллов – «4» 8-9 баллов – «3» |
Итого |
12-13 баллов – «5» 10-11 баллов – «4» 8-9 баллов – «3» |
|
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученье. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Делу время, потехе час. Считай, решай, смекай, отгадывай. Одна голова хорошо, а две лучше. Повторенье – мать ученья. Каков мастер – такова и работа. Сами с усами. Ушки на макушке. |
Мышь 2-3 т Заяц 150т
Тюлень 5-6 г
Кит 4-6 кг
Единицы
длины
Единицы
времени
Единицы
массы
Единицы
площади
мм |
см |
дм |
км |
м |
мм² |
см² |
дм² |
м² |
км² |
кг |
грамм
неделя
час
минута
секунда
месяц
год век
тонна
центнер
8ц6кг=….кг
2т 4ц=….ц