Урок математики в 4 классе «Единицы массы. Тонна, центнер»

1
0
Материал опубликован 4 November 2020

Единицы массы. Тонна, центнер. (4 «Д» класс)

20.10.2020

Тип урока:  открытие новых знаний

Используемые технологии:  технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии), информационно-коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)


Цель урока

- знакомство с новыми единицами измерения массы (тонна, центнер), установление соотношения между ними, систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы;

Предметные задачи:

- познакомить учащихся с новыми единицами массы (тонна, центнер),
- формировать умения переводить из одной единицы в другую,

- научиться решать задачи с новыми единицами измерения,

- совершенствовать вычислительные навыки.


Планируемые результаты:

Предметные:

- знать новые единицы измерения массы (тонна, центнер),

- уметь переводить из одной единицы в другую,

- решать задачи с новыми единицами измерения,

- знать способы измерения массы,

- знать единицы измерения массы: тонна (1 т), центнер (1 ц),

- уметь определять массу в новых единицах измерения,


Метапредметные:

Познавательные УУД: 

- добывать новые знания из текста учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке,

- перерабатывать полученную информацию для формулировки выводов.

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; выявлять известное и неизвестное.

- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- самостоятельно выделить и сформулировать познавательные цели;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы;

- выбрать наиболее эффективные способы решения заданий

- оценивать свои способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;


Регулятивные УУД: 

- принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий;

- умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

- уметь определять и формулировать тему и цель урока;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- прогнозировать результаты деятельности;

- формировать умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;


Коммуникативные УУД: 

- умение работать в паре, в группе; 

- умение высказывать свое мнение;

- проявление инициативы в образовательном процессе.

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сотрудничать с одноклассниками при решении проблемы.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

- уметь сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации с нормами математики, русского языка;

- уметь формулировать точку зрения;

- уметь ориентироваться на точку зрения других, отличную от собственной;


Личностные УУД: 

- развитие интереса к различным видам деятельности,

- понимание причин успеха в учебе,

- развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять интерес к математике, принимать активное участие в работе.

- уметь оценивать самого себя;

- уметь работать в заданном темпе;

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- проявлять дружеские качества;

- быть аккуратным, уважать других людей,


Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа), в паре.


Приемы работы: деятельностный подход к обучению (различные виды деятельности).


Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем),  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.


Дидактические средства: компьютер, проектор, экран, презентация, весы, картинки с гирями, карточки с единицами измерения, плакат с весами и смайлики для рефлексии.

Класс поделен на 4 групп по 5 человек.


ХОД УРОКА


1 этап. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.)

Цель этапа: создание положительного отношения к учебной деятельности, заинтересованность детей.


- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Дети, давайте поприветствуем наших гостей (кивком головы).

За 1 минуту можно сделать 1 хорошее дело, за 5 минут - 5 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за 40 минут? Наш урок длится 40 минут. Как сделать, чтобы он прошел с пользой?

(Что удивило, когда Вы сегодня шли в школу? А что Вас может удивить на уроке? Что для этого нужно сделать?)

Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте улыбнемся друг другу. Желаю успехов в работе на уроке.


2 этап. Актуализация знаний учащихся. Устный счет.
Цель этапа: подготовка к восприятию новой темы


Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. Давайте напишем
арифметический диктант под диктовку. От классной работы отступите 2 клетки вниз, 2 клетки слева, поставьте точку.

Запишите в тетради получившиеся ответы через клеточку.
- 19 увеличить в 100 раз.(1900)
- Записать число, в котором 7 единиц, 8 десятков, 6 тысяч.(6087)
- Какое число при счёте предшествует числу 2015? (2014)
- 3 тысячи увеличить на 305.(3305)
- Найти разность 2 тысяч и числа 500.(1500)


2. А сейчас все ответы расположите в порядке уменьшения.

На доске гирьки с ответами диктанта (с другой стороны буква). Выходит ученик и расставляет гири с числами  в порядке уменьшения.

- Наши гирьки волшебные. Я переворачиваю гири и получается слово...

Какое слово получилось? (масса)


3. - Что такое масса?

В словаре С.И.  Ожегова одно из значений массы: «…масса - это одна из основных величин в механике  измеряющая количество вещества в теле…»
- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?
- Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
- Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1кг = 1000г)
- Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
Для чего нужна такая единица массы? (чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов.)


3 этап. Подготовка к восприятию нового материала.

Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: Подготовиться к восприятию нового материала.


- Какие предметы нужны для измерения массы? (весы)
Практическая работа
- Некоторые весы есть у нас на уроке. Демонстрация весов: электронные весы,  весы - чаша, кухонные весы, весы - безмен, напольные весы.

Работа в группах.
- Найдём массу предметов.
1 группа находит массу мелкого предмета – 1 яблока. (весы кухонные)
2 группа находит массу 1 пакета яблок. (безмен)
3 группа находит массу рюкзака. (электронные весы)
4 группа измеряет массу каждого ученика. (напольные весы)

Давайте сделаем вывод:
- Если нужно узнать массу 1 яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся? (грамм)
- А массу пакета яблок, рюкзака, человека, то какую единицу возьмем? (килограмм)
- А если нужно узнать массу машины яблок? Достаточно ли нам будет единиц граммов и килограммов. (Нет)

- Конечно. Нам нужны новые более крупные единицы измерения массы.
Посмотрите в учебнике как они называются. (тонна и центнер).
Какая тема урока?
(Единицы массы. Центнер. Тонна)

Какие цели урока?

1. Познакомиться с единицами измерения  массы - тонной  и центнером.
2. Быстро и правильно переводить из одной единицы в другую.
3. Научиться решать задачи с новыми единицами измерения.


4 этап. Открытие новых знаний. Первичное закрепление знаний.

Цель этапа: открытие новых знаний, формировать умение применять новое знание.


1.Тонна (кратко – т). 1т = 1000 кг (карточка на доску)
Центнер (кратко – ц). 1ц = 100 кг (карточка на доску)

Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».

- А подойдут ли наши весы для измерения тонны и центнера?

Конечно, нет. Нужны специальные весы для больших грузов. (На слайде)


2. - Вернёмся к результатам практической работы.

Найдите общую массу всех детей 1,2,3,4 группы (на карточках), выразите результат в центнерах.  А чтобы получилась тонна сколько ещё нужно добавить?
- Найдите массу всех групп, т.е. всего класса. Сколько это центнеров, тонн?

5 этап. Закрепление

Цель этапа: Закрепление знаний.


1.Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах?
Самые крупные животные планеты – это синий кит – 150 т, африканский слон – 8т, бегемот – 4 т. (слайд)

2.Кто прав? Задача (устно)
Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 4т,  второй утверждает, что масса бегемота 4000 кг, а третий вовсе называет 40 ц. Кто же прав?
- Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается?


Физкультминутка


3. Решение задачи. Текст дан каждому ученику.
Бегемот может съесть за 10 недель 2 тонны травы, а слон за такое же время  может съесть 6 тонн. На сколько больше требуется килограммов травы на 1 неделю слону, чем бегемоту?


- Прочитайте задачу. Какую краткую запись – помощника нам нужно составить? (Таблицу)

-Какие слова возьмем для шапочки в таблице?

- Что обозначает число 2 тонны? Записали.

- Сколько недель бегемот ел эту траву?

- Что обозначает число 6 т?

- За сколько недель слон съел траву?

- Известно сколько бегемот съел травы за одну неделю?

- Известно сколько слон съел травы за одну неделю?

- Какой главный вопрос в задаче? Сможем мы сразу ответить на главный вопрос в задаче?

Что надо узнать в первую очередь?

- Прочитали еще раз внимательно вопрос. Обратите внимание на единицы измерения.
- В каких единицах надо выразить ответ?
- А у нас какие единицы?
- Что должны сделать, прежде чем решать? (перевести в кг)

- Какое правило помним? (1т =1000 кг)
Проверяют таблицу.

Составляем план решения задачи.
Что узнаем сначала, что потом?

4. Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы.
Старорусские меры длины.
1 пуд = 40 фунтов = 16 кг
1 фунт = 410г
1 золотник = 4г
Пословицы
Мал золотник, да дорог.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Узнаешь почём фунт лиха.


5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание;

Обязательна самопроверка по эталону (образцу).


Выполняем задание из учебника - стр.45 номер 203

В конвертике табличке с ответами. Проверьте свою работу. У кого все верно? Поставьте смайлик зеленой ручкой на полях.

6 этап. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель этапа:

1). Соотнесение поставленной цели и результата; фиксирование нового содержания, изученного на уроке.

2). Организация проведения учениками самооценки работы на уроке.


1. - Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?

- Как они связаны между собой?

- Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего? (повара, врачи, фармацевты, работники аэропорта, продавцы)

- Где вам могут пригодиться в жизни знания, полученные на уроке?


2.Домашнее задание: стр.45 № 201, 202, 205


3.На доске нарисованные весы.

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберете смайлик из конвертика и прикрепите его к весам.

Оранжевый смайлик – Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Зеленый смайлик – Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь. Вы не можете объяснить другим.

Голубой смайлик - Вы считаете, что было трудно на уроке.


Вы все прекрасно работали. Вы – большие молодцы!

Спасибо за урок!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.