12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цыбульская Лариса Ивановна26
Россия, Смоленская обл., Гусино

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области


 

Открытый урок по математике

по программе «Начальная школа XXI века»

в 4 классе «А»

Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»


 

Цыбульская Л. И.

учитель начальных классов


 

2014 г.

Д. Гусино


 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с единицами массы тонной и центнером.

Задачи:

способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;

развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

воспитывать познавательную активность;

расширять кругозор учащихся.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер учителя, презентация к уроку, магнитофон, учебник (В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева «Математика» 4 класс), карточки для дифференцированной работы, карточки для работы в парах, таблица единиц массы, иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок.

 

Ход урока

 

Этапы урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

I. Орг. момент

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Слайд 2.
- Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении своей цели».
-Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
-Как вы их понимаете?
- А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-сообразительные головы.
- И конечно, же хорошее настроение.
-Желаю успехов в работе на уроке.

Демонстрируют готовность к уроку

 


Слушают учителя.



 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.
Слушают учителя.

 

 

 

Регулятивные: контролируют свои действия

II.Актуализация знаний обучающихся.

Цель: подвести детей к восприятию нового материала.

1.Начнем с устной работы - игровое упражнение «Дополни».

2.Предлагаю разгадать кроссворд и прочитать ключевой слово. (все слова вписываются по горизонтали)
Слайд 3-11
-промежуток времени в 100 лет
-отрезок длиной 100 см
-масса предмета 1000г
-отрезок длиной 10 см
-время в 60 минут
-расстояние в 1000 м
-единица времени, в 60 раз меньше часа
-самая маленькая единица массы.
-Какое ключевое слово получилось?
-Какие величины вы знаете?
- О какой из величин мы будем говорить на уроке далее узнаете, отгадав ребус.(Зашифровано слово "Масса") 

Слайд 12.




3.-Какие единицы массы вы знаете?

Какая из них больше?

Слушают учителя, считают устно, отгадывают кроссворд; решают анализируют, обосновывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают ребус.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать наблюдательность мышления.
 

III. Сообщение цели учебной деятельности.

Цель: учить формулировать проблему, планировать свою деятельность.

На доске предметные картинки.
-Если нужно узнать массу 1 яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся.
- А массу корзины яблок, то какую единицу возьмем?
-А если нужно узнать массу машины яблок?
– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком.
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?
– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
 

 

Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить.

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому процессу

IV. Открытие новых знаний.

Цель: построение обучающимися способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними?
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 122)
– Прочитайте информацию в рубрике «Обрати внимание».
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна?
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»?
– А центнер?
– Какова же тема нашего урока?
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц

Работа с учебником.
стр.122 №3
 

 

 

 

 


Физминутка (под музыку)

 

 

 

Самостоятельно находят ответы на вопросы учителя из текста в учебнике.

 

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Записывают соотношение величин, обобщают, делают выводы.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразовывают величины как в более крупные, так и в меньшие, работают у доски по «цепочке». Остальные делают в тетради.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.
Познавательные: осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: знают правило ведения диалога, уважают в общении партнеров и себя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

V.Закрепление.

Цель: закрепление полученных на уроке знаний.

Решение задачи на интерактивной доске:

Масса Дракона – папы – 4т 5ц, а Дракоши – 1т 50 кг. Во сколько раз Дракон-папа тяжелее Дракоши?

- Что вначале необходимо сделать, для того чтобы потом записать решенние?

- Каким арифметическим дейсвием решается задача?

-Каково решение?

 

 

 


Работа в парах
Цель: еще раз понаблюдать за соотношением единиц массы.
-Расположить единицы массы в порядке убывания.

Слайд 13.

 

Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках)

– Выполните задание в тетради.

(Проверка: Слайд 14)
– Есть вопросы?
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)


Рассказ учителя

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Слайд 15)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Слайд 16) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Слайд 17)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Слайд 18)
– Отдохнули?
– И снова задача. (Слайд 20)
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, объясняют выбор метода решения, обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи.
Дают ответ на поставленный вопрос. Записывают решение в тетрадь.
 

Работа в парах самостоятельно, осуществляют самоконтроль по эталону.


 

 

Производят замену крупных единиц на мелкие, самостоятельно осуществляют проверку по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

 

 

 

Записывают равенство в тетрадь.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

VI.Подведение итога.

Цель: дать анализ успешности усвоения знаний.

-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?
-Как они связаны между собой?
-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего?
-А вам пригодятся в жизни знания полученные на уроке?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание и личностные, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: формирование умения рефлексировать пройденный материал.

-Кто понял сегодняшнюю тему?

Осуществляют самооценку: поднимают смайлики.

Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий.

VIII.Домашнее задание.

Цель: закрепление знаний полученных на уроке.

Домашнее задание: по печатной тетради стр.73 № 231, 232

Записывают задания в дневник.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.