Урок математики в 4 классе на тему «Единицы массы. Тонна. Центнер»

3
1
Материал опубликован 27 September 2019 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области


 

Открытый урок по математике

по программе «Начальная школа XXI века»

в 4 классе «А»

Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»


 

Цыбульская Л. И.

учитель начальных классов


 

2014 г.

Д. Гусино


 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с единицами массы тонной и центнером.

Задачи:

способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;

развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

воспитывать познавательную активность;

расширять кругозор учащихся.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер учителя, презентация к уроку, магнитофон, учебник (В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева «Математика» 4 класс), карточки для дифференцированной работы, карточки для работы в парах, таблица единиц массы, иллюстрации: яблоко, корзина яблок, машина яблок.

 

Ход урока

 

Этапы урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формулируемые УУД

I. Орг. момент

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Слайд 2.
- Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении своей цели».
-Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
-Как вы их понимаете?
- А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
-чуткие уши,
-сообразительные головы.
- И конечно, же хорошее настроение.
-Желаю успехов в работе на уроке.

Демонстрируют готовность к уроку

 


Слушают учителя.



 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.
Слушают учителя.

 

 

 

Регулятивные: контролируют свои действия

II.Актуализация знаний обучающихся.

Цель: подвести детей к восприятию нового материала.

1.Начнем с устной работы - игровое упражнение «Дополни».

2.Предлагаю разгадать кроссворд и прочитать ключевой слово. (все слова вписываются по горизонтали)
Слайд 3-11
-промежуток времени в 100 лет
-отрезок длиной 100 см
-масса предмета 1000г
-отрезок длиной 10 см
-время в 60 минут
-расстояние в 1000 м
-единица времени, в 60 раз меньше часа
-самая маленькая единица массы.
-Какое ключевое слово получилось?
-Какие величины вы знаете?
- О какой из величин мы будем говорить на уроке далее узнаете, отгадав ребус.(Зашифровано слово "Масса") 

Слайд 12.




3.-Какие единицы массы вы знаете?

Какая из них больше?

Слушают учителя, считают устно, отгадывают кроссворд; решают анализируют, обосновывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают ребус.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать наблюдательность мышления.
 

III. Сообщение цели учебной деятельности.

Цель: учить формулировать проблему, планировать свою деятельность.

На доске предметные картинки.
-Если нужно узнать массу 1 яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся.
- А массу корзины яблок, то какую единицу возьмем?
-А если нужно узнать массу машины яблок?
– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком.
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?
– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
 

 

Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить.

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому процессу

IV. Открытие новых знаний.

Цель: построение обучающимися способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними?
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 122)
– Прочитайте информацию в рубрике «Обрати внимание».
– Какие еще существуют единицы массы?
– Что тяжелее центнер или тонна?
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»?
– А центнер?
– Какова же тема нашего урока?
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц

Работа с учебником.
стр.122 №3
 

 

 

 

 


Физминутка (под музыку)

 

 

 

Самостоятельно находят ответы на вопросы учителя из текста в учебнике.

 

 

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Записывают соотношение величин, обобщают, делают выводы.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразовывают величины как в более крупные, так и в меньшие, работают у доски по «цепочке». Остальные делают в тетради.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.
Познавательные: осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: знают правило ведения диалога, уважают в общении партнеров и себя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

V.Закрепление.

Цель: закрепление полученных на уроке знаний.

Решение задачи на интерактивной доске:

Масса Дракона – папы – 4т 5ц, а Дракоши – 1т 50 кг. Во сколько раз Дракон-папа тяжелее Дракоши?

- Что вначале необходимо сделать, для того чтобы потом записать решенние?

- Каким арифметическим дейсвием решается задача?

-Каково решение?

 

 

 


Работа в парах
Цель: еще раз понаблюдать за соотношением единиц массы.
-Расположить единицы массы в порядке убывания.

Слайд 13.

 

Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках)

– Выполните задание в тетради.

(Проверка: Слайд 14)
– Есть вопросы?
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (рассказ учителя с демонстрацией слайдов)


Рассказ учителя

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Слайд 15)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (Слайд 16) При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Слайд 17)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (Слайд 18)
– Отдохнули?
– И снова задача. (Слайд 20)
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, объясняют выбор метода решения, обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи.
Дают ответ на поставленный вопрос. Записывают решение в тетрадь.
 

Работа в парах самостоятельно, осуществляют самоконтроль по эталону.


 

 

Производят замену крупных единиц на мелкие, самостоятельно осуществляют проверку по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

 

 

 

Записывают равенство в тетрадь.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

VI.Подведение итога.

Цель: дать анализ успешности усвоения знаний.

-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?
-Как они связаны между собой?
-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего?
-А вам пригодятся в жизни знания полученные на уроке?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание и личностные, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: формирование умения рефлексировать пройденный материал.

-Кто понял сегодняшнюю тему?

Осуществляют самооценку: поднимают смайлики.

Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий.

VIII.Домашнее задание.

Цель: закрепление знаний полученных на уроке.

Домашнее задание: по печатной тетради стр.73 № 231, 232

Записывают задания в дневник.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где презентация?

27 September 2019