Урок математики по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
Учитель: Соколова Галина Николаевна
Класс: 2
Предмет: математика.
Место и роль урока в изученной теме: обобщающий урок по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100».
Тип урока: урок-путешествие.
Цели урока:
Закрепить изученные приёмы устного сложения и вычитания в пределах 100.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Обучающиеся научатся применять изученные приёмы сложения и вычитания в устных вычислениях;
Метапредметные:
Обучающиеся научатся планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
Выбирать способы действий;
Соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить.
Личностные:
Обучающиеся научатся работать в паре и группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
Оценивать себя и товарищей;
Проверять себя.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок. Но сначала вы поможете сформулировать мне тему урока. Для этого разобьёмся на группы и выполним задание
II. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
(Ученики разбиваются на 3 группы по 4 человека, учитель раздаёт карточки с заданием для каждой группы)
-Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока, каждая группа должна
1. решить примеры в группе
2. с помощью шифра узнать слово
3. выслушать слова всех групп
4. сформулировать тему урока.
- Итак, 1 группа, какое слово получилось у вас?
(ПОВТОРЕНИЕ)
- Вторая группа?
(СЛОЖЕНИЕ)
- Третья группа?
(ВЫЧИТАНИЕ)
- Кто может сформулировать тему урока?
(Повторение сложения и вычитания)
- Правильно, но я немного её уточню. Тема нашего урока – «Повторение устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100». Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Повторить устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100)
Слайд 1.
III. Актуализация опорных знаний и способов действий. Устный счет
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в математическое путешествие. Путешествуя, мы будем тренироваться устно складывать и вычитать числа в пределах 100, решать задачи, сравнивать чмсла. А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться:
Лишь распустит птица хвост,
Долетит до самых звёзд. (РАКЕТА)
- Правильно, ракета. (Слайд 2)
- Во время путешествия вы будете оценивать свою работу. Для этого у каждого на парте есть оценочный лист. Пододвиньте его к себе. Что он вам напоминает?
(Звездное небо)
- Правильно. На нём есть звездочки с номерами. После каждого этапа урока вы будете оценивать свою работу. Если вы справились с заданием без ошибок, то закрашиваем соответствующую звездочку жёлтым цветом. Если допустили 1-3 ошибки – зелёным цветом. Если допустили много ошибок или вообще не справились с заданием – красным цветом.
1. «Проложи маршрут»
- Прежде, чем начать полёт, давайте проложим маршрут нашего путешествия. Посмотрите на доску. Здесь у нас звёздочки с примерами. Ответ одного примера является началом другого.
(Ученики решают круговые примеры у доски «прокладывая маршрут)
2. Решение задач(устно)
- А теперь давайте решим с вами устно несколько задач и узнаем что-то новое о космосе.
(Фронтальная работа)
1. У Земли 1 спутник, а у Юпитера на 20 больше. Сколько спутников у Юпитера?
2. У Сатурна 22 спутника, а у Урана на 7 меньше. Сколько спутников у Урана?
3. Петя увидел в телескоп 8 созвездий, а Вася 10 созвездий. Сколько всего созвездий нашли мальчики?
4. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 минут. Сколько это часов и минут?
3. Игра «Чья ракета полетит быстрее?»
- Сейчас мы с вами потренируемся - выполним ещё одно задание: «Чья ракета полетит быстрее?». Я даю вам 3 ракеты по рядам. Вы по очереди решаете примеры и передаёте следующему. Чеё ряд быстрее и правильнее выполнит задание, тот и победил.
- Итак, оцените свою работу на этапе устного счёта, закрасьте звёздочку №1 соответствующим цветом.
VI. Повторение пройденного.
- Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд.
Прощально мигнут и погаснут вдали
огни золотые любимой Земли.
-Запишем в бортовых журналах(тетрадях) дату нашего полёта.
1. Решение задачи.
- Продолжим наш полёт. Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
(Нет)
- А какими качествами должен обладать космонавт?
(Версии детей)
- А ещё он должен быть здоровым, сильным, чтобы справляться с перегрузками при взлёте и во время полёта. А для этого космонавты регулярно посещают тренажёрный зал. Давайте решим об этом задачу.
(Слайд 3)
- Прочитайте задачу.
- Что нам известно в задаче?
-Что надо найти?
-Какие слова возьмём для краткой записи?
(БЫЛО, УШЛО, ПРИШЛО, СТАЛО)
(Слайд 4)
-Составьте план решения задачи.
(1 действие – вычитание. Мы найдем, сколько космонавтов осталось в зале после того, как 3 космонавта ушли. Второе действие – сложение. Мы найдем, сколько космонавтов стало в тренажерном зале)
- Запишите решение задачи выражением самостоятельно. (2 человека работают у доски на откидных досках)
- Оцените свою работу на данном этапе урока, закрасьте соответствующим цветом звёздочку №2.
-Давайте мы тоже немного разомнёмся и отдохнём. (ФИЗМИНУТКА)
(Слайд 5)
2. «С приветом по планетам».
Продолжаем наше путешествие. А вы знаете, сколько планет в Солнечной системе и как они называются? Вот сейчас мы и совершим путешествие по планетам Солнечной системы
«С приветом по планетам Солнечной системы»(работа на доске и в тетрадях)
( Слайд 6)
-Задание: запишите выражение, вычислить его значение и вы узнаете ответ на вопрос:
1).На какой планете самый длинный день?
Из числа 80 вычесть сумму чисел 9 и 7.
(64 – Венера)
2).Какая планета самая большая?
К числу 56 прибавить разность чисел 27 и 7.
(76 – Юпитер)
3).Какая планета лежит на боку?
Из суммы чисел 53 и 7 вычесть 5.
(65 – Уран)
- А теперь оцените свою работу на данном этапе урока и раскрасьте звездочку №3 соответствующим цветом.
(Дети раскрашивают звездочку)
3. А впереди у нас математическая туманность
Математическая туманность. (Слайд 7
-Чтобы не заблудиться в тумане, вы должны правильно сравнить величины. Задание выполняем самостоятельно с последующей самопроверкой.
(Выполняют задание с последующей самопроверкой и объяснением).
- а теперь возьмите оценочный лист, оцените свою работу над этим заданием и раскрасьте звездочку №4.
4. Самостоятельная работа.
- Но что это? Наша ракета попала под метеоритный дождь. Чтобы избежать повреждений вы должны выполнить задание на карточках «Метеоритный дождь»
Задание: решить самостоятельно примеры на карточках. Предлагаю 2 варианта: один лёгкий (красная карточка), другой более сложный( голубая карточка).
Красная 84-3 78+2 36+5 26-12 20+36 |
Голубая 20+36 26-8 27+8 74-9 63+7 |
(Дети выбирают себе карточку и решают примеры самостоятельно)
-Теперь обменяйтесь карточками и проверьте ответы.(Взаимопроверка)
(Слайд 8)
-Обменяйтесь карточками обратно, посмотрите, сколько ошибок вы допустили и оцените свою работу – раскрасьте звездочку №5 соответствующим цветом.
(Самооценка)
V. Подведение итогов работы. Рефлексия.
-Наша ракета возвращается на Землю.
Давайте подведём итоги нашего путешествия и нашего урока. Покажите свои оценочные листы. Расскажите, почему у вас получился такой результат. Что у вас вызвало затруднение? Какие задания дались легко? Что понравилось на уроке? Что нового узнали?
(Ответы детей по своим оценочным листам)
-Мне сегодня тоже очень понравилось, как вы работали. Молодцы!
(Слайд 9)