Урок математики во 2 классе на тему «Умножение»
Тема: Умножение (Урок введения нового знания) 2 класс
Цели. 1. Познакомить детей с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения.
2. Познакомить детей со знаком и записью действия умножения.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Проводить пропедевтическую работу с понятием деление (на равные части и по содержанию).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι.Самоопределение к деятельности (1-2мин) | Придумано кем-то Просто и мудро, При встрече здороваться Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! -С каким настроением вы шли сегодня в школу? Продолжите предложение «Я хотел идти в школу, потому что…» -Хорошее настроение - это половина успеха на уроке. Девиз урока: «На работу с радостью, а с работы с гордостью» | |
II. Актуализация знаний. (5мин.) | Начинаем работу с оформления тетради. Запишем дату и название работы. Минутка чистописания алгоритм написания цифры 5 1) Назовите число, в котором 5 единиц. 2) Назовите число, в котором 5 десятков и 5 единиц. Оцените свою работу. (кружочки) 1. Фронтальная работа. Устный счёт «Молчанка». 2 человека у доски на оценку. Я показываю выражение, а вы записываете только ответ. 3+2 10+9 30+40 50+6 45+1 62+5 33+7 99+1 4+4+4+4+4+4+4 4*7 (вывешиваю на доске) - Что произошло? (столкнулись с новым) - Можем мы решить этот пример? (еще не можем) - Что заметили? Все на сложение, кроме одного. -Перенесу его в сторонку. - Какое еще выражение не похоже на другие, отличается от тех, что мы решали раньше? (4+…) -Проверим остальные ответы: 5, 19, 70, 56, 46, 67, 40, 100, 28. (Самооценка1 ученика) – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Самооценка в тетради (кружочек) | Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. |
III. Постановка учебной задачи (3 мин) | -Мы столкнулись с затруднением. - Ответьте на этот вопрос – что вы не знаете? (мы не знаем, как решать такие примеры) Целеполагание - С каким затруднением столкнулись? - Какую поставим цель? Реализация плана Составим план открытия: Как называется значок? Как записываются такие выражения? Зачем нам нужно уметь их составлять? -Ответить на 1 вопрос нам поможет учебник, с.48 - Прочитайте тему. Какая тема? (умножение) -Значок * - это значок умножения, действия в математике. - Какие действия нам уже известны? (+,_ и теперь еще и *) | Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; |
IV. «Открытие» детьми нового знания (5 мин) | - Продолжим знакомиться с умножением. Поможет правило. Дети читают самостоятельно. - Что нового вы для себя узнали? - Как можно заменить суммы одинаковых слагаемых? - Как прочитать такие записи? - Что показывают числа в записи действия умножения? - Что обозначает 1 число в записи этого выражения? (ПО СКОЛЬКУ взяли несколько раз, какое слагаемое)) - Что обозначает 2 число в записи? (СКОЛЬКО раз его взяли) -В записи 4*3 можно прочитать так – по 4 взяли 3 раза или 4 умножить на3. -Вернёмся к нашему выражению из устного счёта: 4+4+4+4+4+4+4 4*7 - Что можете про них, про оба сказать? Между ними знак равно. -Чем похожи и чем отличаются записанные выражения? (Одно и то же, а записано по-разному. Одно длиннее, вычислять долго.) -А другое короче, и совсем скоро вы научитесь такие выражения вычислять тоже очень быстро. | |
IV. Первичное закрепление (10мин) | Фронтальная работа. Сайт Учи.ру Умножение: равные группы. Одинаковые предметы: складывай и умножай. (один ученик записывает, по цепочке) Дети выражения записывают в тетрадях. Физкультминутка. Игра «Соберись в группу» Под музыку расходимся по классу. По сигналу собираемся в группы по числу названному учителем: 3, 4, 5, 2. -Сколько учеников в группе? Какое выражение запишем сложением? Какое число будем складывать? Сколько раз? Как записать умножением? Задание № 3, с. 48. -Прочитайте задание. Надо вычислять? Нет, только объяснить. -Будем читать, вставляя слова в предложение по___взяли____раза или 7 умножить на 2. - Как бы вы заменили знаком + эти выражения? - Кто понял, что значит действие *? 4. Задание № 4, с. 49. Цель работы: 1) учиться соотносить модели задач на умножение (рисунки и выражения); 2) разъяснять значение каждого знака в записи, опираясь на понимание смысла действия умножения. - Прочитайте задание. - Можно ли назвать №4 задачей? (да, условие в виде рисунка). - Под буквой А что видите? (яблоки на тарелках) - Сколько яблок на каждой тарелке? (2) - Сколько раз по 2 взяли? (по 2 взяли 3 раза) - Какое значит подойдёт выражение? (2*3) - Под буквой Б что видите? (мячи) - Сколько мячей в каждой кучке? (по 3) - Сколько раз по 3 взяли? (по 3 взяли 2 раза) -Какое выражение подходит? (3*2) - В жизни мы использовали такие примеры, задачи? Приведите примеры? (вставали парами, на физкультуре перестраивались по 3, работали в группе по 4, в столовой давали по 2 мандарина, именинники угощали по 3 конфетки) | 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин) | Тест Замени сложение умножением. 3+3+3+3 3*3 3*4 4*3 2+2+2+2+2 2*4 2*5 5*2 5+5+5+5+5+5 5*6 6*5 4*5 4+4+4+4+4+4+3 4*7 4*6 Нельзя записать Самооценка (кружочек) | |
V. Тренировочные упражнения. (8мин) | Работа в группах. Задание № 5 (а), с. 49. - Прочитайте задание. - Прочитайте задачу а. - Как нам предлагают записать задачу в тетради? (рисунком) - о чём задача? (о полках и книгах) - Что известно в задаче про полки? (что в шкафу 4 полки) - Что известно про книги? (на каждой поле 10 книг) -Как можно изобразить полку? (в виде линии) - Как можно изобразить книгу? (в виде палочки) - Сколько палочек нарисуем на каждой линии? (10) - По сколько книг взяли? (по 10) - Сколько раз по 10 взяли? (4 раза) - Какой знак поставим? (*) -Сможем ли мы вычислить умножением? (нет, еще не умеем) - А как сможем вычислить? (заменить +) - Какое число будем прибавлять? (10) - Сколько раз? (4) -10+10+10+10=40 - Какой вопрос в задаче? - Мы ответили на вопрос задачи? - Можем записать ответ? Одну группу выслушиваем. -Сколько групп у вас получилось, по сколько учеников? Как можно записать? | Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. (5мин.) | Подходит к концу урок. Весь ли план мы выполнили? -Для чего нам нужно умножение? Значит в жизни будем всегда сталкиваться с умножением. Просто пока вы о нём не знали раньше и сейчас мало знаете, но умножение в жизни нам нужно будет всегда. - Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Какие знания приобрели сегодня вы? Что положили в свои сундучки? -Поднимите руки кто уходит с урока с гордостью? | Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
VII. д. р. | Стр.49 №5 (б), №6 | |
6