Урок по математике во 2 классе «Умножение числа 5»
Математика 2 класс, УМК «Преспектива» Г.В.Дорофеев
Тема урока: «Умножение числа 5»
Тип урока: урок нового знания.
Цель урока: закреплять знание таблицы умножения чисел 2,3,4,5; совершенствовать умения пользоваться терминами – названиями компонентов и результатов действий, решать задачи, чертить отрезки.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения: сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; пользоваться терминами, решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра.
Оборудование:
- у каждого ребёнка набор смайликов (жёлтый, зелёный, красный).
- у каждого ребёнка карточки с названием компонентов и результатов действий (слагаемое; сумма; уменьшаемое; вычитаемое; разность; множитель; произведение.)
-карточки с индивидуальными заданиями;
-Г. В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012;
Планируемый результат:
Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Ребята, урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
-Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.
- Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.
Учитель:
- У вас на партах лежат смайлики: зелёный, жёлтые, красный.
- Зелёный– прекрасное настроение, жёлтый – хорошее, красный – плохое. Какое у вас сейчас настроение? (дети показывают смайлики).
Учитель:
- Я очень рада, что у всех прекрасное настроение, значит можно начинать работу.
2.Актуализация знаний.
Логические задачи:
В поле пахали 6 тракторов. Два трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (6.)
У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у неё осталось? (3.)
У палки 2 конца. Один конец отпилили. Сколько концов осталось у палки? (2.)
На столе было 6 конфет. Половина детей взяла себе по конфете, а вторая половина
– по две. Сколько было детей? (4.)
Учитель показывает карточку с числовым выражением 17 – 4 =13, указывает поочередно на цифры и задаёт вопросы.
- 17 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «уменьшаемое»)
-4 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «вычитаемое»)
Учитель указывает на 13 и задаёт вопрос.
-А как называется результат выражения? (ученики показывают карточку «разность»)
-Молодцы, ребята.
Учитель показывает карточку с числовым выражением 11+8= 19, указывает поочередно на цифры и задаёт вопросы.
- 11 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «слагаемое»)
- 8 – как называется этот компонент выражения? (ученики показывают карточку «слагаемое»)
Учитель указывает на 19 и задаёт вопрос.
-А как называется результат выражения? (ученики показывают карточку «сумма»)
-Молодцы, ребята.
4.Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Вычисли.
9+4 3+8
12-7 17+2
18-13 14+2
14-14 12-0
Сравни, поставь знаки «<», « >», «=».
1дм 7 см ☐ 17см
2 см ☐ 2 дм
2 дм ☐12 см
Карточка2
1. Реши примеры:
9 + 8 15 – 8 + 6
8 + 3 14 – 7 + 5
9 + 9 12 – 6 + 9
2. Запиши примеры, используя знак умножения. Реши их.
6 + 6 + 6 4 + 4 + 4 + 4 + 4
3.Самоопределение к деятельности.
(На доске записаны выражения.)
5*1 10+6 18-8
5*2 18+2 17-5
5*3 14+1 19-16
5*4 9+5 14-10
-Чем отличаются эти группы выражений? (в первом столбике записаны произведения, во втором – сумма, в третьем – разности).
-Прочитайте выражения первой группы, называя компоненты и результаты действий разными способами. (Первый множитель 5, второй множитель 2, произведение 10. Произведение чисел 2 и 5 равно 10 и т.д.).
- Прочитайте выражения второй группы, называя компоненты и результаты действий разными способами ( Первое слагаемое 9, второе слагаемое 6, сумма 16. Сумма чисел 9 и 6 равна 16 и т.д.).
- Прочитайте выражения третьей группы, называй компоненты и результаты действий разными способами ( Уменьшаемое 18, вычитаемое 8, разность 10. Разность чисел 18 и 8 равна 10 и т.д.).
-Что общего в примерах первого столбика? ( Умножали число 5).
- Как изменился результат? ( Увеличивался на 5).
- Почему? ( Второй множитель увеличивался на 1, значит в каждом следующем примере мы брали на 5 больше).
- Сформулируйте задачи урока ( Учиться читать примеры, называя числа математическим языком, закреплять таблицу умножения числа 5).
Работа по теме урока.
Работа по учебнику
№2 (стр.55)
(Коллективное выполнение. Ученики комментируют решение, называя компоненты и результаты умножения.)
-Как называются выражения, которые будем сравнивать? (дети показывают карточку «Произведение»).
- Можно ли сравнивать выражения, не вычисляя результат? (Нет, числа, которые мы умножаем – разные.)
-Вычислите произведения. (Произведение чисел 2 и 6 равно 12, произведение чисел 4 и 3 равно 12.)
-Прокомментируйте результат. (Произведение чисел 2 и 6 равно произведению чисел 4 и 3.)
(По аналогии ученики сравнивают остальные произведения.)
№3 (стр. 56)
(Самостоятельное выполнение с самопроверкой у доски.)
№5 (стр. 56)
-О чём говорится в задаче?
-Дополните задачу своими данными.
(Ученики предлагают свои варианты задач.)
-Какое действие надо выполнять, чтобы решить задачу? (Умножение.)
-Какой должен получиться ответ? (18)
-Произведение каких множителей равно 18? (3 и 6, 2 и 9.)
(Учитель записывает выражение на доске. Далее работа по вариантам. Вариант 1 выполняет схематический рисунок и записывает решение задачи к первому выражению, вариант 2 – ко второму.)
Физкультминутка
Мы считали и устали,
Дружно все мы быстро встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели,
Никого мы не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№4 (стр. 56)
(Работа в парах. Проверка. Одна пара объясняет решение у доски. Оценивание с помощью смайликов, правильно выполнили задание – зелёный смайлик, с небольшими ошибками – жёлтый, не справились с заданием –красный смайлик.)
Ответ: 10 отрезков. АБ, АВ, АГ, АД, БВ, БГ, БД, ВГ,ВД,ГД.
Подведение итогов урока
- Какие задания мы закрепляли сегодня на уроке?
-Как называются компоненты и результаты умножения, сложения, вычитания?
- Кто доволен своей работой на уроке поднимите зелёный смайлик, кто не очень доволен – жёлтый, кто совсем не доволен – красный.
Домашнее задание
Задание №7, №8 (стр.56).
Пахомова Александра
Мингазова Татьяна
Перлов Виктор