Урок математики в 10 классе по теме «Степень с рациональным показателем»
Проектирование современного урока математики
Форма и методы обучения на современном уроке по математике на тему
«Степень с рациональным показателем»
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы.
На данном уроке используются активные и интерактивные методы обучения. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.
Для обеспечения каждому полноценного качественного образования на уроках и во внеурочное время ученикам предоставляется простор их собственной умственной инициативе как проявлению активности учебной позиции и выражению индивидуальной уникальности, создаются условия для доверительных отношений между учителем и учениками и изменения позиции ученика в учебно-познавательной деятельности. Опора не на среднестатистического, а на конкретного ученика, тщательный отбор содержания работы, ориентированного на личностное развитие каждого ребёнка, делает работу по внедрению инновационного обучения в школе успешной. Использование интерактивных методов актуально тем, что они:
Способствуют росту интереса к предмету
Ускоряют процесс обучения
Улучшают качество усвоения материала
Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
Способствую сотрудничества учителя и ученика
Развивают коммуникативную компетенцию
На уроке применяются следующие методы обучения:
Репродуктивный метод.
Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Разработка и применение учителем на уроке различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий.
2. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
План-конспект урока по теме
«Степень с рациональным показателем»
в 10 (социально-экономическом) классе
Цели урока:
Расширить и углубить знания учащихся о степени числа; ознакомление учащихся с понятием степени с рациональным показателем и их свойствами;
Выработать знания, умения и навыки вычислять значения выражений путем использования свойств;
Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
Формировать коммуникативные компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
План урока:
1. Орг. момент. - 1 мин.
2. Мотивация урока- 2мин
3. Актуализация опорных знаний - 5 мин.
4. Изучение нового материала - 15 мин.
5. Первичное закрепление изученного материала - 10 мин
6. Самостоятельная работа - 7 мин.
7. Домашнее задание - 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.
9. Итог урока – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок.
2.Мотивация урока
Слайд 1.
"Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит", - М.В.Ломоносов
Однажды преподавателю математики задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: «И где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы и вся прочая алгебра с геометрией»? На что учитель ответил очень быстро и точно.
- Математика учит признавать ошибки
- Подбирать точные и правильные слова
- Мыслить на несколько шагов вперед
- И не так, как все, а по своему
- Доверять, но проверять
Слайд 2.
Эпиграф урока – это еще одна крылатая фраза великого русского ученого М.В.Ломоносова: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”.
3.Актуализация опорных знаний
Слайд 3.
На слайде приведены случаи использования операции возведения в степень в реальной действительности.
Вывод: Действия возведения в степень и извлечения корня, как и четыре арифметических действий, появились в результате практической потребности. Так, наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона, а которого известна, встречалась обратная задача: «Какую длину должна иметь сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась в».
Например, найдите сторону квадрата, если его площадь равна 64 условным единицам площади.
Слайд 4,5. Устный счет, создание проблемной ситуации:
Слайд 6,7.
В 14-15 веках в Западной Европе появляются банки, которые давали деньги в рост князьям и купцам, финансировали за большие проценты дальние путешествия и завоевательные походы. Чтобы облегчить расчеты сложных процентов составили таблицы, по которым сразу можно было узнать, какую сумму надо уплатить через п лет, если была взята взаймы сумма а по р % годовых. Уплачиваемая сумма выражается формулой: s= а(1 +)п .Иногда деньги брались в долг ни на целое число лет, а например, на 2 года 6 месяцев. Если через 2.5 года сумма а обратиться в aq, то через следующие 2.5 лет она увеличиться еще в q раз и станет равной aq2. Через 5 лет: а=(1 +5 , поэтому q2= (1 +5 и значит q=
Задача: Пусть купец П. взял в банке а условных денежных единиц под р% годовых на n лет. Количество выплаченных банку за n лет процентов составляло:
а()n у.д.е.
Вычислите сумму процентов
а()n у.д.е ,
которую купец П. выплатит банку:
1) через три года, если он взял 10 у.д.е. под 300% годовых;
2) через один год и шесть месяцев, если он взял 20 у.д.е. под 200% годовых (можно приблизительно).
Проблема
=???
Вывод: Так возникла идея степени с дробным показателем.
Слайд 8, 9. Выход из проблемной ситуации.
4.Изучение нового материала.
Слайд 10-12. Формулировка темы и целей урока обучающимися
Определение: степенью неотрицательного числа а с рациональным показателем , где - несократимая дробь, называется значение корня п –й степени из числа ат.
Следовательно, по определению а =m
Слайды 13-16.
Разберем пример 1: Напишите степень с рациональным показателем в виде корня n-й степени:
1)5 2)3,7-0,7 3) ()
Решение: 1) 5 =2 =
2) 3,7-0,7 =-7
3) () =
Напишите корень
n-й степени в виде степени или произведения степеней с рациональным показателем:
Над степенями с рациональным показателем можно производить действия умножения, деления, возведения в степень и извлечения корня по тем же правилам, как степенями с целым показателями и степенями с одинаковыми основаниями:
а= а+
а= а-
(а ) = а*
(а*в) = а* в
)=а/в
где п,q – натуральные , т, р- целые числа.
Задание:
Представьте в виде степени
Дополнительной задание для обучающихся, которые справились с основным заданием:
а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Слайд 17.
Первичное закрепление изученного материала, работа с учебником:
страница 72 № 140 (8,9) – выполнить в тетради самостоятельно, с проверкой у доски
Слайд 18-19. Самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой
Карточка 1 | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Запишите следующие степени с дробными показателями в виде корней | |
15 | 23 |
(-14) | (-71) |
а | а |
Дополнительно: | |
(а +в) | (а-6) |
(9-3а) | (в+2) |
(х- у) | (3+2а) |
Карточка 2 | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Вычислите: | |
27 | 81 |
0,064 | 0,49 |
125 | 64 |
81 | 16 |
() | () |
Дополнительно:
а) Решите уравнение
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с понятием степени с рациональным показателем и научились записывать в виде корней , применять основные свойства степеней при нахождении значений числовых выражений.
7.Домашнее задание: №137 (1-4), 138(1-6), 139 (1,4,8,9)
Урок | Я на уроке | Итог урока |
Интересно | Работал | Понял материал |
Скучно | Отдыхал | Узнал больше, чем знал |
| | |
9.Итог урока:
Подходит к концу наш урок. Давайте же вспомним, что говорилось сегодня на уроке? На какой важный вопрос мы ответили? Это мы поговорили о небольшой части математики, увидели, как нужны степени. А в математике много разделов, понятий и тем. Как вы думаете, все ли они так же важны, как степень? Будем ещё лучше учить математику?
Спасибо за урок. До встречи.
Раздаточный материал для самостоятельной работы
Вариант 1 | Вариант 2 |
Запишите следующие степени с дробными показателями в виде корней | |
15 | 23 |
(-14) | (-71) |
а | а |
Дополнительно* | |
(а +в) | (а-6) |
(9-3а) | (в+2) |
(х- у) | (3+2а) |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Вычислите: | |
27 | 81 |
0,64 | 0,49 |
125 | 64 |
81 | 16 |
() | () |