Урок математики в 1 классе "Математический рассказ и запись действий к нему"
Цели:
Образовательная - формировать умение составлять математический рассказ и записывать действия к нему; отрабатывать умения называть компоненты действий сложения и вычитания.
Развивающая - развивать внимание, логическое мышление через упражнение на деление портретов на группы.
Воспитывающая - прививать уважение к труду, веру в собственные силы, а не к чудесам.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, компакт-диск «Математика. Устный счёт. Интерактивные тренажёры» ,герои - смешарики: Нюша, Ёжик, «волшебная» палочка.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
1.Организационный этап | 1. Организационый момент. -здравствуйте, ребята. -Здравствуйте, уважаемые гости. Мы начинаем урок математики. 2. Запись числа в рабочую тетрадь -Назовите, какое сегодня число? /17/ -Какое число было вчера? /16/ -Какое число будет завтра? /18/ -Какой сейчас месяц? /декабрь/ -Какой месяц предшествовал декабрю? /ноябрь/ -Какой месяц следует за декабрём? /январь/ -Запишите сегодняшнее число. Сколько клеточек нам понадобится для записи числа? Почему? /2 клеточки, число 17 двузначное/ 3. Каллиграфическая минутка. -Сегодня вместе с нами на уроке будут учиться и наши гости — смешарики. Ёжик предлагает вам записать цифру, которая указывает на количество дней в неделе. /дети прописывают цифру 7/ -Чего ещё бывает по 7, в каких пословицах встречается такое число? /7 цветов радуги, 7 нот в гамме, 7 одного не ждут, 7 раз отмерь — 1 раз отрежь.../ | Включаются в учебный процесс. Называют предыдущие и последующие числа, названия месяцев. Представляют собственный опыт. Вспоминают правила посадки за партой: 1. Положение спины и стула. 2.Расстояние от живота до парты. 3.Расстояние от глаз до рабочей поверхности. 4.Положение ног во время письма. 5. Положение тетради на поверхности стола | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения | |
2.Актуализация опорных знаний. | -Ребята, наша Нюша хочет вам что-то сообщить. -А я нашла волшебную палочку и очень хочу украсить свой домик к Новому году. Помогите мне исполнить мои желания, запишите услышанные числа с новой строки, через клеточку, красиво и аккуратно. Вот мои желания:5 хлопушек, 3 гирлянды, 7 фонариков, 4 шишки на елку, 2 мишуры, 8 свечек, 1 звезду, 6 снеговичков, 9 ёлочных шариков. /на доске появляется запись 5 3 7 4 2 8 1 6 9 / -Ребята, можно ли с помощью этих цифр записать натуральный ряд чисел? Докажите. -Запишите, используя эти цифры, натуральный ряд однозначных чисел. /На доске появляется запись /1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.../ -Подчеркните число, которое соответствует количеству лап у кошки /4/, количеству пальцев на руке /5/ , самое большое однозначное число /9/. -Составьте с помощью этих чисел сумму чисел и найдите её значение / 4+5=9 / -Назовите две разности и найдите их значения /9-4=5, 9-5=4 / -Во второй столбик запишите 3 неравенства только с помощью этих цифр. /4<5 , 9>5, 5<4 / | Один ребенок читает у доски по карточке задания-желания Нюши, другой ученик записывает услышанные числа на доске. Класс записывает числа в тетрадях. Учащиеся демонстрируют знания о натуральном ряде чисел: 1.Начинается с 1. 2. Каждое следующее число на единицу больше предыдущего. 3.Бесконечен. Дети называют сумму и разности, используя термины-названия компонентов действий сложения и вычитания. | Коммуникативные УУД слушать и понимать речь других Личностные УУД: не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки — обязательная часть решения любой задачи. | |
Физминутка для снятия мышечного напряжения. | Нюша: «А я хочу испытать свою волшебную палочку. Мало мне наряженного мишурой и шариками дома. Хочу большой старинный замок! Приглашаю всех вас в гости. Давайте познакомимся.» | Под веселую песню дети делают зарядку. Специальные именные движения и называют своё имя. | | |
3. Целеполагание. | Постановка проблемы, сообщение цели урока. -Ребята, в Нюшином замке есть своя картинная галерея. Посмотрите, это ваши работы, которые вы рисовали на кружке «Волшебный карандаш». / висят 4 портрета Нюши, 1 портрет Кроша, 2 работы выполнены форматом А5, 3 работы формата А4/ -Ребята, какое задание вы можете придумать для Нюши, глядя на эти рисунки? -Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке /Составить математический рассказ/. -Молодцы. Сегодня на уроке мы будем не только учиться составлять математические рассказы по рисункам, но и записывать действия к этим рассказам. /На доске появляется тема урока./ | Дети выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. | Регулятивные УУД: определять и формулиро-вать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую | |
4. Открытие нового знания. | -Ребята, разделите портреты из картинной галереи на 2 группы. -Составьте математический рассказ /В галерее 1 портрет Кроша и 4 портрета Нюши. Всего 5 портретов./ -Если мы посчитали сколько всего портретов, то о каком математическом действии будет идти речь? /О сложении/ -Какой знак мы выберем для записи выражения? / + / -Запишите выражение к нашему математическому рассказу и найдите его значение. / 1+4=5 / | Делят представленное множество портретов на группы по разным признакам (кто изображен, размер портретов) | Познавательные УУД: самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков. | |
5. Первичное закрепление. | -Составьте другой рассказ к нашим рисункам. / В галерее 3 больших портрета и 2 маленьких. А всего 5 портретов./ --Запишите выражение к нашему математическому рассказу и найдите его значение. / 3+2=5 / Нюша: «Стоп,стоп. Стоп! Не хочу.чтоб здесь висел портрет Кроша! Хочу чтоб везде была только Я-Я-Я!» Взмахнула Нюша волшебной палочкой и исчез портрет Кроша. -Ребята, составьте математический рассказ к этому волшебству. / Было 5 портретов, 1исчез. Осталось 4 портрета./ -Запишите выражение к нашему математическому рассказу и найдите его значение. / 5-1=4 / | Дети называют сумму и разности, используя термины-названия компонентов действий сложения и вычитания. | Личностные УУД: не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки — обязательная часть решения любой задачи. | |
Физминутка «Слон» | 1.Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки. 2.Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. 3.Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние. 4.Повторяем эти же движения другой рукой. /Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. / | | | |
6.Самостоятельная работа. | -Нюша, а нашим ребятам не нужна никакая волшебная палочка. Они всегда сами справляются с трудностями. Сейчас они тоже правильно выполнят задание№72 в печатной тетради №2 на страницах 32-33. /даны 4 группы рисунков, на которых дети спускаются с горы и поднимаются на горку./ -Внимательно посмотрите на рисунки. Заполните пропуски в равенствах к рисункам. Найди значения записанных выражений. Подчеркни суммы, разности определенным цветом. /После самостоятельной работы делается проверка на доске. -Оцените правильность выполнения своей работы. На полях тетради справа нарисуйте смайлик. Если ошибок нет, то смайлик улыбается. Если допущены 1-2 ошибки, смайлик задумался. Если 3 и более ошибки, то ваш смайлик огорчился. | Используют приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка. | Познавательные УУД: самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков. | |
7. Повторение и обобщение. | Нюша: «Хочу ещё волшебства! Хочу ещё чуда!» Взмахнула Нюша волшебной палочкой, включился мультимедийный проектор, появился тренажер «Кот ученый». /На доске появляются выражения. Дети читают их ,используя названия компонентов действий сложения и вычитания, находят значения выражений./ 3-1, 2+4, 7+1, 6-1, 5+3, 8-4, 9-5, 2+7, 6-5 | Дети называют сумму и разности, используя термины-названия компонентов действий сложения и вычитания. | Регулятивные УУД: участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. | Нюша: «Хочу ещё чуда!».Взмахнула она волшебной палочкой и у учителя появились картинки-задания для детей. На картинках разные смешарики и математические задания, которые ученики могут по желанию выполнить дома. А Нюша всё не унимается. «Хочу ещё и ещё чуда!» Крутит, машет она волшебной палочкой, но палочка больше не выполняет её желания. Тогда Ёжик сказал Нюше: «Надо всё всегда делать самому и не надеяться на чудо!». 1. Обобщение -Ребята, чему мы учились сегодня на уроке? -Какие навыки закрепляли? -Легко ли вам было? -Что требует тренировки? -А какой сегодня была Нюша? /капризной/ -Какую сказочную героиню она вам напомнила? /Старуху из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»/ 2. Рефлексия. -Возьмите свои рабочие тетради и оцените свою работу на уроке по критерию «Старался-на старался.» -А я хочу отметить работу на уроке следующих ребят... -Спасибо за работу. | Анализируют свою работу на уроке. | Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепри-нятых норм и ценностей. |