Урок математики в 1 классе «Запись и чтение чисел от 11 до 20»
ГОУ ЛНР «Пролетарская школа им. О. Кошевого»
Математика
1 класс
Тема урока «Запись и чтение чисел от 11 до 20»
Подготовила:
учитель начальных классов
ГОУ ЛНР «Пролетарская школа
им. О. Кошевого»
Корнеева Анна Викторовна
Тема урока « Запись и чтение чисел от 11 до 20»
Цель: познакомить с названиями, записью, десятичным составом чисел второго десятка, развивать математическую речь, воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни
Ход урока.
Организационный момент.
Ну-ка проверь , дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу,
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета.
Актуализация опорных знаний.
«Молчанка».
Арифметический диктант (с использованием сигнальных карточек).
Уменьшите на 4 числа:
6, 8, 5, 7, 10, 9, 4.
Увеличьте на 2 числа:
7, 5, 8, 6, 0.
Мотивация учебной деятельности.
«Поднимись по лесенке».
Сообщение темы и цели урока.
Восприятие и осознание нового материала.
Знакомство с новой темой.
1) Счет от 1- 10 (хором).
- Какие числа называются четными?
- Приведите примеры нечетных чисел.
Счет от 1 до 20 с пропуском (хлопком) нечетного числа.
- Итак до сегодняшнего урока мы с вами учились записывать, образовывать числа до10, а сегодня мы научимся записывать числа от 11 до 20 и самое главное мы узнаем как они образуются. Сегодня на уроке мы будем исследователями.
Практическая работа:
- Отсчитайте 10 палочек и свяжите их в пучок.
- Как по другому можно назвать 10? (1 десяток)
- Сколько десятков палочек в руке? (1 десяток)
- Я заменю 10 палочек 1 полоской с 10 кружками. Прибавьте к десятку еще 1 палочку. Сколько стало палочек? (один на дцать)
- Сколько здесь десятков палочек? (1 десяток)
- Сколько еще есть отдельных палочек? (1)
- Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11 ? (1 десяток, 1 ед.)
- Положите на десяток еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2) Сколько всего палочек? (12) Сколько десятков и сколько отдельных палочек? (1 десяток, 2 ед.)
Аналогично 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 20
- Сколько десятков в руках? (2 десятка)
- Сколько отдельных палочек? (20)
Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
1. Подготовка учащихся к восприятию письменной нумерации чисел второго десятка.
Знакомство с записью чисел от 11 до 20 основано на знании детьми разрядов числа. Поэтому прежде чем начать знакомить детей с письменной нумерацией, следует поупражнять их в определении количества десятков и единиц в числах.
Для этой цели можно использовать рисунок из учебника (с. 46, часть 2) и счетные палочки.
– Какое число изображено на первом рисунке? (Двенадцать.)
– Сколько в нем десятков? (Один.)
– Сколько единиц? (Две.)
Аналогичная работа проводится по следующему рисунку и далее с использованием палочек.
– Положите тринадцать палочек.
– Сколько это десятков и сколько единиц? (Один десяток и 3 единицы.)
Далее учитель просит детей сравнить все числа и определить место десятков и единиц в записи чисел.
– В записи числа цифра, которая обозначает число десятков, предшествует цифре, которая обозначает число единиц.
– Прочитайте числа, записанные на д о с к е:
15, 13, 18, 11, 10, 20.
– Что обозначает каждая цифра в записи каждого числа?
2. Запись чисел 11–20.
Закрепление знания месторасположения числа на числовой прямой.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть задание 1 (с. 17 в тетради № 2).
Ученики считают количество квадратиков и записывают число, соответствующее их количеству.
– Расположите числа в порядке возрастания. (14, 15, 16, 17, 18.)
– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Да.)
– Рассмотрите з а п и с ь на д о с к е:
10, 11, 13, 17, 18, 20.
– Что заметили?
– Какие числа пропущены? (12, 14, 15, 16, 19.)
– Восстановите отрезок числового ряда, данный в задании 2 (с. 17 в тетради № 2).
– Проверьте выполненную вами работу. (Самопроверка с доски.)
– Рассмотрите внимательно задание 4 (с. 17 в тетради № 2).
– Что хотите сказать?
– Допишите недостающие числа.
– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Нет.)
– Почему? (Так как числа записаны в порядке уменьшения.)
3. Сравнение чисел.
С этой целью выполняется задание 3 (с. 46 учебника, часть 2).
Учащиеся определяют, какое число больше (меньше) другого, опираясь на знание месторасположения числа на числовой прямой и на разрядный состав чисел. (Можно также использовать палочки и пучки палочек.)
Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
Решение задач и выражений.
Ученики читают текст задачи 5 (с. 46 учебника, часть 2).
– Вы прочитали задачу? (Да.)
– Докажите.
– Прочитайте условие.
– О чем в задаче спрашивается?
– Каким действием будете находить ответ на первый вопрос задачи? (Сложением.)
– Почему? (Так как для куклы Веры вырезали на 3 платья больше.)
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)
– Почему так считаете? (Спрашивается, сколько всего платьев вырезали.)
– Запишите решение.
– Проверьте работу друг друга.
– Ответьте на вопросы задачи.
Далее разбираются выражения из задания 6 (с. 46 учебника, часть 2). Выражения 3 и 4-го столбиков дети решают устно (с подробным объяснением); выражения 1 и 2-го столбиков – с а м о с т о я т е л ь н о.
П р о в е р к а:
– Чем интересны выражения 1-го столбика?
– Что можно сказать о выражениях 2-го столбика?
После этого учащиеся выполняют задания 3, 5 (с. 17 в тетради № 2) с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.
Круговые примеры.
(1 + 8 = 9; 9 – 5 = 4; 4 + 3 = 7; 7 – 5 = 2; 2 + 8 = 10; 10 – 4 = 6;
– 3 = 3; 3 – 2 = 1; 1 + 8 = 9 …)
Рефлексия
.Огонёк общения.
Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня меня порадовало…
- Сегодня меня огорчило…
Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какую работу хотелось бы выполнить еще?
– Что бы вы изменили в уроке?