Урок математики в 1 классе «Запись и чтение чисел от 11 до 20»

2
0
Материал опубликован 2 March 2019

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа им. О. Кошевого»

Математика

1 класс

Тема урока «Запись и чтение чисел от 11 до 20»

Подготовила:

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа

им. О. Кошевого»

Корнеева Анна Викторовна

Тема урока « Запись и чтение чисел от 11 до 20»

Цель: познакомить с названиями, записью, десятичным составом чисел второго десятка, развивать математическую речь, воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни

Ход урока.

Организационный момент.

Ну-ка проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята,

Скорей за работу,

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счета.

Актуализация опорных знаний.

«Молчанка».

Арифметический диктант (с использованием сигнальных карточек).

Уменьшите на 4 числа:

6, 8, 5, 7, 10, 9, 4.

Увеличьте на 2 числа:

7, 5, 8, 6, 0.

Мотивация учебной деятельности.

«Поднимись по лесенке».

Сообщение темы и цели урока.

Восприятие и осознание нового материала.

Знакомство с новой темой.

1) Счет от 1- 10 (хором).

    - Какие числа называются четными?

    - Приведите примеры нечетных чисел.

Счет от 1 до 20 с пропуском (хлопком) нечетного числа.

- Итак до сегодняшнего урока мы с вами учились записывать, образовывать числа до10, а сегодня мы научимся записывать числа от 11 до 20 и самое главное мы узнаем как они образуются. Сегодня на уроке мы будем исследователями.

Практическая работа:

- Отсчитайте 10 палочек и свяжите их в пучок.

- Как по другому можно назвать 10? (1 десяток)

- Сколько десятков палочек в руке? (1 десяток)

- Я заменю 10 палочек 1 полоской с 10 кружками. Прибавьте к десятку еще 1 палочку. Сколько стало палочек? (один на дцать)

- Сколько здесь десятков палочек? (1 десяток)

- Сколько еще есть отдельных палочек? (1)

- Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11 ? (1 десяток, 1 ед.)

- Положите на десяток еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (2) Сколько всего палочек? (12) Сколько десятков и сколько отдельных палочек? (1 десяток, 2 ед.)

Аналогично 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 20

- Сколько десятков в руках? (2 десятка)

- Сколько отдельных палочек? (20)  

Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

1. Подготовка учащихся к восприятию письменной нумерации чисел второго десятка.

Знакомство с записью чисел от 11 до 20 основано на знании детьми разрядов числа. Поэтому прежде чем начать знакомить детей с письменной нумерацией, следует поупражнять их в определении количества десятков и единиц в числах.

Для этой цели можно использовать рисунок из учебника (с. 46, часть 2) и счетные палочки.

Какое число изображено на первом рисунке? (Двенадцать.)

Сколько в нем десятков? (Один.)

Сколько единиц? (Две.)

Аналогичная работа проводится по следующему рисунку и далее с использованием палочек.

Положите тринадцать палочек.

Сколько это десятков и сколько единиц? (Один десяток и 3 единицы.)

Далее учитель просит детей сравнить все числа и определить место десятков и единиц в записи чисел.

В записи числа цифра, которая обозначает число десятков, предшествует цифре, которая обозначает число единиц.

Прочитайте числа, записанные на д о с к е:

15, 13, 18, 11, 10, 20.

Что обозначает каждая цифра в записи каждого числа?

2. Запись чисел 11–20.

Закрепление знания месторасположения числа на числовой прямой.

Р а б о т а в т е т р а д и.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть задание 1 (с. 17 в тетради № 2).

Ученики считают количество квадратиков и записывают число, соответствующее их количеству.

Расположите числа в порядке возрастания. (14, 15, 16, 17, 18.)

Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Да.)

Рассмотрите з а п и с ь на д о с к е:

10, 11, 13, 17, 18, 20.

Что заметили?

Какие числа пропущены? (12, 14, 15, 16, 19.)

Восстановите отрезок числового ряда, данный в задании 2 (с. 17 в тетради № 2).

Проверьте выполненную вами работу. (Самопроверка с доски.)

Рассмотрите внимательно задание 4 (с. 17 в тетради № 2).

Что хотите сказать?

Допишите недостающие числа.

Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Нет.)

Почему? (Так как числа записаны в порядке уменьшения.)

3. Сравнение чисел.

С этой целью выполняется задание 3 (с. 46 учебника, часть 2).

Учащиеся определяют, какое число больше (меньше) другого, опираясь на знание месторасположения числа на числовой прямой и на разрядный состав чисел. (Можно также использовать палочки и пучки палочек.)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

Мы теперь — канатоходцы,

Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ну, а если силы взвесить,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Хорошо мы посчитали

И нисколько не устали,

Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)

И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)

Решение задач и выражений.

Ученики читают текст задачи 5 (с. 46 учебника, часть 2).

Вы прочитали задачу? (Да.)

Докажите.

Прочитайте условие.

О чем в задаче спрашивается?

Каким действием будете находить ответ на первый вопрос задачи? (Сложением.)

Почему? (Так как для куклы Веры вырезали на 3 платья больше.)

Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)

Почему так считаете? (Спрашивается, сколько всего платьев вырезали.)

Запишите решение.

Проверьте работу друг друга.

Ответьте на вопросы задачи.

Далее разбираются выражения из задания 6 (с. 46 учебника, часть 2). Выражения 3 и 4-го столбиков дети решают устно (с подробным объяснением); выражения 1 и 2-го столбиков – с а м о с т о я т е л ь н о.

П р о в е р к а:

Чем интересны выражения 1-го столбика?

Что можно сказать о выражениях 2-го столбика?

После этого учащиеся выполняют задания 3, 5 (с. 17 в тетради № 2) с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.

Круговые примеры.

(1 + 8 = 9; 9 – 5 = 4; 4 + 3 = 7; 7 – 5 = 2; 2 + 8 = 10; 10 – 4 = 6;

3 = 3; 3 – 2 = 1; 1 + 8 = 9 …)

Рефлексия

.Огонёк общения.

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовало…

- Сегодня меня огорчило…

Итог урока.

Чему научил вас урок?

Какую работу хотелось бы выполнить еще?

Что бы вы изменили в уроке?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.