Урок математики в 5 классе
Тема урока: Понятие обыкновенной дроби
Тип урока: урок открытия нового знания.
Учебник: «Математика (в 2 частях) 5 класс», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби ; развивать математическую речь, оперативную память, логическое и пространственное мышление;
Задачи урока:
Образовательная: Научить понимать, что такое обыкновенная дробь, доля, половина, треть и четверть, числитель и знаменатель дроби; сформировать умение записывать дроби и изображать их на координатном луче.
Развивающая: Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность .
Воспитательная: Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.
Формирование УУД.
Личностных:
Умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Метапредметных:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.
Ресурсы:
Учебник «Математика (в 2 частях) 5 класс», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
Презентация «Доли. Обыкновенные дроби».
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- А начнем мы наш урок с разминки и посчитаем по цепочке:
33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 5 = ? (проблема 1:5)
- Итак, у нас проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?
- Послушайте стихотворение «Апельсин», герои которого – животные.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для моржа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура.
Волк сердился – да, да, да !
Разбегайтесь кто куда.
- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (одинаковые)
- Значит, что такое доли? (Равная часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части)
-Хорошо. Молодцы!
- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на 5)
- А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? (3 доли, 5 долей)
- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? (1 разделили на 5 частей, долей)
- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?
- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:
- Вы умеете разгадывать ребусы. Объяснить.(презентация)
«Дробь».
4.Этап постановки темы урока и учебной цели.
- А теперь скажите мне пожалуйста, как вы думаете, чем мы будем сегодня, по-вашему, заниматься на уроке? (выслушиваются ответы детей и формулируется совместно цель урока: научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби)
- Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Запишем ее в тетрадь.
5.Этап открытия новых знаний.
- Для того, чтобы узнать что такое «обыкновенная дробь» давайте обратимся к нашему помощнику – учебнику и прочитаем учебный текст и приготовимся отвечать на вопросы к нему.
Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом.
- Как же записать долю с помощью математических знаков?
- Как образуются доли?
- Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое)
- Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли)
- Назовите, какие самые часто встречающиеся доли вы знаете?
6 Физкультминутка.
- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали.
Ножками потопали, раз, два, три.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнее.
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее
7. Первичное закрепление нового материала.
- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.
- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби.(слайд)
- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Математический диктант.
Запишите в виде обыкновенной дроби:
Две седьмых
Четыре девятых
Одна сотая
Шесть восьмых
Три двадцать пятых
Половина
Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена (работа на карточках).
8. Этап диагностики качества освоения темы
- Выполните задание на карточках (цветные карандаши)
-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.
9. Подведение итогов урока.
- Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
- От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)
- Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)
- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?
- Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
- Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
10. Домашнее задание
11. Рефлексия - На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сейчас давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
Каждый из учащихся себя оценивает.
Всем спасибо за урок!