12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Шилова45
Россия



Тема урока: Понятие обыкновенной дроби


Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебник:  «Математика (в 2 частях) 5 класс», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.



Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби ; развивать математическую речь, оперативную память, логическое и пространственное мышление;

Задачи урока:

Образовательная: Научить понимать, что такое обыкновенная дробь, доля, половина, треть и четверть, числитель и знаменатель дроби; сформировать умение записывать дроби и изображать их на координатном луче.

Развивающая: Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность .

Воспитательная: Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.



Формирование УУД.

Личностных:

Умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;



Метапредметных:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

Ресурсы:

Учебник  «Математика (в 2 частях) 5 класс», Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.

Презентация «Доли. Обыкновенные дроби».

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.





ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- А начнем мы наш урок с разминки и посчитаем по цепочке:



33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 5 = ? (проблема 1:5)

- Итак, у нас проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?

- Послушайте стихотворение «Апельсин», герои которого – животные.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для моржа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

Волк сердился – да, да, да !

Разбегайтесь кто куда.

- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (одинаковые)

- Значит, что такое доли? (Равная часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части)

-Хорошо. Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на 5)

- А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? (3 доли, 5 долей)

- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».

3.Этап выявления места и причины затруднения.

- Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? (1 разделили на 5 частей, долей)

- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?

- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:

- Вы умеете разгадывать ребусы. Объяснить.(презентация)​​​​​​​

«Дробь».

4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

- А теперь скажите мне пожалуйста, как вы думаете, чем мы будем сегодня, по-вашему, заниматься на уроке? (выслушиваются ответы детей и формулируется совместно цель урока: научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби)


- Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Запишем ее в тетрадь.



5.Этап открытия новых знаний.



- Для того, чтобы узнать что такое «обыкновенная дробь» давайте обратимся к нашему помощнику – учебнику и прочитаем учебный текст и приготовимся отвечать на вопросы к нему.

Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом.


- Как же записать долю с помощью математических знаков?

- Как образуются доли?

- Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое)

- Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли)

- Назовите, какие самые часто встречающиеся доли вы знаете?

6 Физкультминутка.

- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали.

Ножками потопали, раз, два, три.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем

Руки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровнее.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее



7. Первичное закрепление нового материала.

- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.

- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби.(слайд)

- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)





Математический диктант.

Запишите в виде обыкновенной дроби:

Две седьмых

Четыре девятых

Одна сотая

Шесть восьмых

Три двадцать пятых

Половина

Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена (работа на карточках).

t1716484414ab.pngt1716484414ac.png t1716484414ad.png



t1716484414ae.pngt1716484414af.pngt1716484414ag.png



8. Этап диагностики качества освоения темы

- Выполните задание на карточках (цветные карандаши)

-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.



t1716484414ah.jpg



9. Подведение итогов урока.

- Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)

- От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)

- Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида t1716484414ai.png, t1716484414aj.pngназывают обыкновенными дробями)

- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?

- Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)

- Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)

10. Домашнее задание


11. Рефлексия - На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сейчас давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

Каждый из учащихся себя оценивает.

Всем спасибо за урок!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.