Урок на тему «Закрепление сложения и вычитания в пределах 100» (Математика, 2 класс)
- Сегодня наш урок будет не обычным. Мы с вами отправимся в сказку, научимся считать и решать новые примеры и задачи. - Девизом нашего урока станут слова. «Считай, смекай, отгадывай и помогай!»
КЛАСС 2
Тема: Закрепление сложения и вычитания в пределах 100.
Цели урока:
Образовательные:
Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию обучения, интерес к математике.
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся; обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией;
Развивать умение сравнивать, творческие способности, воображение, смелость, расширить кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать в учащихся взаимопомощь и самостоятельность, воспитать трудолюбие, аккуратность, уважительного отношения к старшим и друг к другу, честность, отзывчивость.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний
Форма урока: Урок – сказка.
Оборудование: иллюстрации к сказке, карточка с цифрами, корзинка с яблоками, карточки с тестами.
Литература: 1. «Математика» учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2 (Второе полугодие) / М.И. Моро, М.И. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2003.
2. Беженова М.А. Весёлая математика. – Д: Сталкер, 1998. – 320 с.: ил. (Серия «Скоро в школу»).
3.Сычева Н.Г. «Лучшие нестандартные уроки по математике в начальной школе» Библиотека учителя 2014. – 172 с.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОК
1. Организация начала урока (1)
2. Сообщение темы и цели урока (1)
3. Актуализация ранее полученных знаний
3.1 Задачи на смекалку. Устный счет. (2)
3.2 Минутка каллиграфии (1)
3.3 Разгадывание шифра (3)
4.Обобщение и систематизация основных теоретических положений(6)
4.1 Решение примеров № 2, с.68 (2)
Физминутка
4.2 Решение задачи (7)
4.3 Самостоятельная работа с тестами по карточкам (3)
4.4 Решение неравенств № 5, с.68 (5)
4.5 Решение задачи (6)
5. Рефлексия. Подведение итогов урока (4)
6. Оценки за урок (1)
7. Домашнее задание (1)
1. Организация начала урока
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
2. Сообщение темы, целей и задач урока
- Сегодня наш урок будет не обычным. Мы с вами отправимся в сказку, научимся считать и решать новые примеры и задачи.
- Девизом нашего урока станут слова. «Считай, смекай, отгадывай и помогай!»
3.Актуализация ранее полученных знаний
Задание 3.1 «Минутка каллиграфии»
-Прежде чем мы отправимся в путешествие, откройте ваши тетради, отступите 2 клетки сверху и 10 клеток от полей и запишите число, классная работа. Сегодня 23 ноября, что вы можете сказать о нем? (двузначное, в записи используется 2 цифры, 2 дес., 3 ед.)
-Теперь отступите клетку вниз и пропишите и пропишите через клетку число 23.
Задание 3.2 «Разгадывание шифра»
- Расположите числа в порядке возрастания:
- Перед вами примеры, решив которые вы узнаете куда мы сегодня с вами отправимся, найдите ответы на карточках и расставьте в порядке возрастания:
20+36=56(У) 6+9=14(З) 12-9=3(С) 15-6=9(К) 7+5=12(А) 35-7=28 (К)
30 6 4 5 2 7 5 1 3 2 5 2
3.3 «Задачи на смекалку, устный счет»
- Готовы ли вы к путешествию? Итак, сказка начинается!
- Сейчас я расскажу вам отрывок из сказки, а вы отгадайте в какую сказку мы с вами отправляемся.
Жили- были муж с женой. Была у них дочка Аленушка и сынок Иванушка.
- Аленушка- говорит мать с отцом. – Мы поедем на базар. А ты не ходи со двора, береги Иванушку. А мы тебе подарки привезем! Уехали родители, а Аленушка позабыла, что ей приказали родители, посадила Иванушку на травку. А сама на улицу побежала и заигралась.
И так, в какую сказку мы с вами сейчас отправимся? (Гуси лебеди)
А Ване скучно стало. Стал он от скуки считать все, что вокруг видел. Поможем ему.
Пять ворон на крышу сели.
Еще семь к ним прилетели
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело. (12)
Двенадцать щенят в футбол играли.
Шесть щенят домой позвали.
Ваня наш сидит, считает.
Сколько их теперь играют? (6)
- Стал Ваня от скуки решать примеры и вставлять пропущенные цифры, но у него это плохо получается.
- Давайте ребята поможем Иванушке решить примеры.
4.Обобщение и систематизация основных теоретических положений
- Но вдруг налетели злые гуси- лебеди. Подхватили мальчика и унесли, а кто им приказал это сделать, мы узнаем, решив примеры (67+5= 72; 32-9=23; 46+9=54; 95-6=89)
- Вам надо разложить на удобные слагаемые.
- Вот кто похитил Иванушку! Поможем сестрице спасти братца. Ну тогда мы отправляемся в путь вместе с Аленушкой.
4.1 Решение примеров № 2, с.68
- На пути у нас яблонька. Яблонька, яблонька покажи нам дорогу к Бабе- Яге.
Яблонька отвечает: «Покажу, если соберете мои яблочки. Яблочки у меня не простые, а волшебные, чтобы яблочки собрать, надо решить примеры. (Дети по очереди у доски решают примеры)
78+9=87 7+18=25 43-4=39 36-8=28
36+5=41 9+33=42 58-9=49 24-6=18
92+0=92 0+50=50 86-86=0 18-0=18
ФИЗМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
4.2 Решение задачи
- Идем дальше! На нашем пути печка: «Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе – Яге».
Печка отвечает: « Покажу, если съедите пирожок. Пирожок не простой, а трудная задача».
Бабушка испекла 12 пирожков с мясом и 6 с капустой, а с вареньем 7 пирожков. Сколько всего пирожков испекла бабушка?
- Записываем слово ЗАДАЧА
- О чем идет речь в задаче? (о пирожках)
- О каких пирожках говорится в задаче? (мясом, капустой, вареньем)
- Нам известно сколько бабашка испекла всего пирожков? (нет)
- Какой главный вопрос задачи? (сколько всего пирожков испекла бабушка?)
-На сколько действий данная задача? (2)
- А можно эту задачу решить одним действием? (да)
- Кто пойдет и решит задачу одним действием?
- Какие опорные слова мы запишем в краткой записи? (мясом, капустой, вареньем)
- Как мы обозначим всего пирожков? (фигурная скобка)
-Отступаем 1 клетку вниз и на 2-й полной клетке записываем краткое условие задачи
- Как сократим пирожков? (п.)
Мясо – 12 п.
Капуста – 6 п. ? п.
Варенье – 7 п.
- Если в задаче сказано всего, как мы это покажем? (фигурная скобка)
- Отступаем клетку вниз, пишем слово РЕШЕНИЕ и решаем задачу.
-Давайте составим выражение (12+6+7=25)
- Записываем слово ОТВЕТ
- Что будем писать в ответе? (25 пирожков испекла бабушка)
4.3 Самостоятельная работа с тестами по карточкам
- Идем мы дальше! Перед нами молочная река - кисельные берега. «Речка, матушка, покажи нам дорогу к Бабе – Яге».
Речка отвечает: « Покажу, если выпьете моего киселька. Кисель то не простой, а с трудным заданием».
- У вас на парте лежат карточки с заданием. Вам надо измерить длину ломаной линии и записать ее в сантиметрах и в дециметрах.
4.4 Решение неравенств № 5, с.68
- И вот перед нами густой лес. Деревья расступятся, если мы правильно укажем сравнение чисел.
91+9 9+91 100-45 65
68+7 48+7 55-40 15
4.5 Решение задачи самостоятельно по карточкам
- Ребята! А вот и избушка Бабы- Яги. Баба- Яга, отдай нам Иванушку. Бабы- Яга отвечает: «Отдам, но сначала решите мою задачу»
- Вам надо решить задачу от Бабы-Яги по вариантам.
- На ваших карточках написана задача. Прочитайте ее внимательно.
- Посмотрите внимательно на доску. Краткое условие задачи у 1 и 2 варианта одинаковое. Вам надо определить главный вопрос задачи и поставить правильную скобку.
- Первый вариант находит сколько всего грибов взяла Баба- Яга для приготовления зелья.
- Второй вариант находит на сколько больше мухоморов чем поганок взяла Баба-Яга для приготовления зелья.
Для приготовления приворотного зелья, Баба Яга взяла 40 мухоморов и 26 поганок. Сколько всего грибов взяла Баба Яга для приготовления зелья?
Мухоморов – 40 гр.
Поганок –26 гр.
- Как мы покажем всего?
- Отступаем клетку вниз, пишем слово РЕШЕНИЕ и решаем задачу.
-Каким действием будем решать? ( сложением 40+26=66)
- Записываем слово ОТВЕТ
- Что будем писать в ответе? (66 грибов взяла Баба-Яга)
- Молодцы! Баба-Яга довольна, что вы решили ее задачку и тем самым помогли сестрице Аленушке спасти братца Иванушку. А за это дед с бабкой привезли вам гостинцы в виде хороших оценок за урок.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Пословица, которая нам помогла на уроке « В знании – сила».
- Как вы понимаете ее значение.
-Давайте вспомним, что удалось нам повторить за урок?
- Что показалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание