12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Денисова Алла Владимировна50
1

Урок математики во 2 классе по теме «Прямоугольник»



Сценарий урока.

 Учебный предмет: математика.

Класс: 2 «е».

Учитель: Денисова Алла Владимировна.

Тема: «Прямоугольник».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели: формировать представление о прямоугольнике, как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые, противоположные стороны равны; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать и умение рассуждать.

Формирование УУД:

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи, отличительные особенности прямоугольника; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко; определять геометрические фигуры по их отличительным признакам; определять вид угла при помощи модели прямого угла.

Метапредметные УУД: регулятивные: формулируют учебную задачу урока, тему; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; определяют последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя; взаимно контролируют деятельность друг друга.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная , парная, фронтальная.

Оборудование : учебник «Математика. 2 класс. 2 часть»; телевизор, презентация к уроку, учебное пособие «Проверочные работы. 2 класс» автор С.И. Волкова, карточки зелёного, красного и желтого цветов, геометрические фигуры из цветного картона.

Образовательные ресурсы: http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник

http://www.mammy-pappy.ru/zagadki/318-zagadki-o-geometricheskih-figurah.htmlСайт о воспитании, развитии, обучении, творчестве детей. «Современный урок в условиях ФГОС» учебно-методическое пособие, «Математика. Устные упражнения. 2 класс» автор С. И. Волкова.

Наглядно-демонстрационный материал: замок из геометрических фигур.

Основные понятия и термины: сложить, вычесть; слагаемое, сумма, значение суммы; уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности; задача, краткая запись, простая задача, составная задача, числовое выражение; геометрические фигуры, прямоугольник, угол, квадрат, треугольник, четырехугольник, круг.

Ход урока:

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность детей

I.Организационный момент

-Прозвенел звонок.

Начался урок.

-Здравствуйте ребята.

Можете садиться на места.

Проверяем готовность к уроку математики: на парте учебник, тетрадь, пенал, печатная тетрадь « Проверочные работы», геометрические фигуры из картона, цветные карточки.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. (слайд 1)

Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Дети улыбаются друг другу, желают удачи.

II.Актуализация знаний

Устный счёт

Каллиграфическая минутка

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Вы готовы сегодня путешествовать?

Желаю вам удачного пути!

- Где – то далеко находится прекрасное царство, которое называется …., а как называется вы узнаете, если правильно решите примеры, полученные ответы с соответствующими буквами поместите в таблицу в порядке возрастания .

40-6=34 Т 65-5=60 Я

53-3=50 И 30-3=27 М

37-8 =25 Е 20-7=13 Г

17+9=26 О 24+6=30

48-7=41 Р (слайд 2)

13

25

26

27

30

34

41

50

60

г

е

о

м

е

т

р

и

я

- Подумайте в парах, как называется царство, куда мы отправимся в путешествие? (слайд 3,4)

- Путь наш длинный и сложный, поэтому нужно подкрепиться знаниями.

Но есть одно важное условие: прослушал – дал неправильный ответ – потерял силы. (Приложение 1)

- Найдите разность чисел, если уменьшаемое 40, а вычитаемое 7.

- Найдите второе слагаемое, если первое слагаемое 5, а сумма 60.

- Увеличить на 8 число 5; 7; 10.

- Какое число получилось последним?

-Это и будет нашей каллиграфической минуткой. (слайд 5)

- Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я ,друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Записываем число, классная работа.

Пропишите число 18.

Дайте характеристику числу 18.

- Поднимите зеленую карточку кто справился, жёлтую – кто сомневается, красную – кому было трудно.

                                   

 

-Готовы.

Дети решают примеры устно. Подставляют их в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Геометрия.

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

- 18.

Дети открывают тетради, делают записи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двузначное, состоит из одного десятка и восьми единиц, чётное, соседи его 17 и 19, сумма разрядных слагаемых 10 и 8, для записи числа взяли две цифры 1 и 8.

III.Самоопределение к деятельности

- Ребята, мы прибыли в царство под названием «Геометрия».

- Посмотрите, в этом царстве есть огромный замок.

- Из каких фигур состоит замок?

- На какие две группы можно разделить фигуры?

-Назовите группы?

- Все ли фигуры во второй группе можно назвать четырёхугольниками?

- А какая фигура называется четырехугольником?

- Можно ли эти четырёхугольники назвать прямоугольниками? А вы как думаете, какой четырёхугольник называется прямоугольником?

- Сформулируйте тему урока.

- Поднимите зеленую карточку кто справился, жёлтую – кто сомневается, красную –кому было трудно.

Замок из геометрических фигур расположен на доске.

-Треугольник, круг, четырёхугольники.

- С углами и без углов

-Круг и треугольник, четырехугольник.

- Нет, не все.

 

- Фигура, у которой 4 угла.

Предположения детей.

 

 

Дети формулируют тему урока.

IV.Работа по теме урока

- Слышите? Что за шум в замке?

Да это же кто-то ссорится. В этом замке живут круг, треугольник,

и четырехугольники. Они часто спорили, кто из них важнее.

«Без меня, говорит, круг,- ни одна машина не поедет: колеса – то –круглые!».

«А я, а я,- не отставал треугольник, - похож на шляпку гриба.»

- А больше всех спорили между собой четырёхугольники. Они спорили, да так спорили, что однажды их замок просто не выдержал и рассыпался. (слайд 6)Но фигурам было не до этого, они были заняты спором. (слайд 7)

«Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все

равны, углы все прямые, красивее меня нет на свете!» - говорил один из четырехугольников.

- Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура?

- Как вы догадались?

- Давайте убедимся в этом. При помощи специального инструмента – треугольника – измерим все углы, а при помощи линейки – стороны.

- У вас на парте лежат фигуры. Найдите квадрат. Измеряем углы и стороны.

А другой четырёхугольник вторил: «Я очень похож на тебя, я тоже хорош собой!»

«Не очень то и важная ты фигура. Мы и без тебя справимся» - говорил квадрат.

- Ребята, давайте поможем другому четырёхугольнику. Подумайте, чем похожи эти фигуры?

- Кто догадался, как называется эта фигура? (слайд 8)У себя на парте найдите прямоугольник.

- Почему вы так решили?

- Убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.

(слайд 9)

- Сколько сторон у прямоугольника?

- Покажите стороны, которые лежат одна против другой.

- Сейчас мы с вами сделаем открытие. Как можно назвать стороны, которые лежат одна против другой?

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Квадрат.

- Стороны равны, углы прямые.

Практическая работа. Дети вместе со мной измеряют углы и стороны квадрата.

Работа в паре.

 

 

 

 

 

- Все углы прямые.

 

- Прямоугольник.

 

- Все углы прямые.

Дети вместе с учителем измеряют углы.

 

- 4.

Дети показывают на своём прямоугольнике.

 

- Противоположные стороны.

 

- Давайте измерим их длину. Как можно измерить длину?

- Измерим с помощью линейки. Что скажете?

- Измерьте две другие стороны.

- Сделаем вывод о длине противоположных сторон прямоугольника. (Слайд 10)

- Давайте попробуем доказать это наложением. (Показываю равенство сторон, прикладывая их друг к другу).

- Сделаем вывод.

И тут четырёхугольники призадумались: « Возможно, мы с тобой родственники? Фамилия у нас общая…»

- Ребята, какая фамилия у четырёхугольников?

- Нужно найти только четыре признака сходства.

- Ребята, поможем фигурам?

- Молодцы! (Слайд 11)

С тех пор фигуры больше не ссорились. Квадрат попросил прощения у прямоугольника, сказал что прямоугольник – фигура очень даже нужная.

- Но как же быть? Замок, когда фигуры ссорились, рассыпался.

Тогда решили фигуры построить новый замок.

- Ребята, поможем фигурам строить замок! Работаем в группах. (Слайд 12)

- Понравилась сказка?

 

 

 

 

- Какая фигура почувствовала себя в сказке ненужной?

- Какое открытие мы с вами сделали?

 

- Прочитайте правило на странице 14.

- С помощью линейки,

способом наложения.

- Они равны друг другу.

- Они тоже равны.

Дети делают вывод о том, что противоположные стороны равны.

Противоположные стороны равны.

 

 

- Прямоугольник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Поможем. Ученики находят общие признаки: 4 угла, углы прямые, четыре стороны, противоположные стороны равны.

 

На каждой парте фигуры из цветного картона. Дети собирают замок. Образец на доске. Работа в группе.

- Прямоугольник.

- У прямоугольника противоположные стороны равны.

Дети хором читают правило на странице 14.

Работа по учебнику

№ 1 страница 14

- Рассмотрите четырёхугольники.

- Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые.

- Назовите номера этих фигур.

 

VI Физкультминутка

Провожу физкультминутку под аудио сопровождение. Приложение №2.

Учащиеся активно выполняют вместе со мной.

VII Закрепление

№ 2 страница 14.

- Читаем задание.

- Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала?

- Для этого воспользуемся треугольником. Расположите треугольник так, чтобы вершина прямого угла треугольника совпадала с вершиной угла одной из клеток. По треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки. Соедините эти точки отрезком. Остальные фигуры вы должны начертить самостоятельно.

- Читаем второе задание. Что нужно сделать?

- Какой четырёхугольник будем закрашивать?

- Выполняем задание.

№4 страница 14.

- Читаем задачу хором.

- Назовите условие задачи.

 

- Известен вопрос задачи?

- Что нужно сделать?

 

- Кто готов задать вопрос?

- Можем сразу ответить на вопрос?

 

- Ответили на вопрос задачи?

- Выполняем задание в тетради.

- Какие главные слова возьмём для краткой записи?

-Сколько Витя придумал выражений?

Витя – 6 выр.

- Сколько Лена придумала выражений?

Витя – 6 выр.

Лена - ? выр., на 2 >, чем

- Запишите действие, с помощью которого ответили на вопрос.

 

 

- Будем записывать пояснение к действию?

 

- Что запишем в ответе?

Ответ: Лена придумала 6 таких выражений.

- Напоминаю, что слова в ответе пишем полностью.

№ 6 страница 14.

- Читаем задание.

Первый пример выполняем вместе, остальные самостоятельно.

- Записываем пример. Проводим черту. Что делаем сначала? Где записываем.

- Что делаем дальше? Записали.

- Под единицами записываем единицы, под десятками записываем десятки.

- Ответ.

- Поднимите зеленую карточку, кто справился, жёлтую – кто сомневается, красную - кому было трудно. (Слайд 13)

Один из учеников читает задание.

 

- Прямой угол.

Дети с помощью учителя чертят треугольник.

Дети самостоятельно чертят фигуры. Я контролирую деятельность детей, кто затрудняется, тому помогаю.

- Раскрасить прямоугольник.

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые.

- Витя придумал 6 выражений со скобками, значение которых равно 15, а Лена придумала на 2 таких выражения больше.

- Нет.

- Придумать вопрос задачи.

- Сколько выражений придумала Лена?

- Можем . (6+2=8 (выр.))

- Ответили.

 

- Витя, Лена.

 

- 6 выражений.

- Неизвестно, но известно, что на 2 таких выражения больше.

Дети записывают краткую запись в тетрадь.

Дети записывают

6+2=8 (выр.)

- Нет, так как задача в одно действие.

- Лена придумала 6 таких выражений.

Дети записывают ответ.

 

 

 

 

- Из единиц вычитаем единицы (5-4=1)

- Из десятков вычитаем десятки (7-2=5)

- 51.

VIII Рефлексия

Выполняют задание в тетради для проверочных работ. Страница 44-45.

По завершении работы взаимопроверка с моей помощью.

IX Подведение итогов урока

- Чем интересен сегодняшний урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Поднимите зеленую карточку, кому всё понятно, жёлтую – кто сомневается, красную – кому урок показался сложным.

Дети отвечают на вопросы, показывают карточку выбранного цвета.

X Домашнее задание

Учебник: № 3,5 страница 14.

- посмотрите на задания. У кого есть вопросы по домашнему заданию?


приложение 2
MP3 / 944.1 Кб

приложение
DOCX / 12.85 Кб
презентация
PPTX / 185.79 Кб

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Алина Яковлевна Корогод, 04.01.18 в 18:58 0Ответить Пожаловаться
В приложении №2 и №3 ничего нет! Алла Владимировна! Вы допустили научную ошибку, давая определение прямоугольнику в слайде № 9 презентации. В конспекте Вы даете правильное определение!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.