Урок математики во 2 классе по теме «Прямоугольник»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока.
Учебный предмет: математика.
Класс: 2 «е».
Учитель: Денисова Алла Владимировна.
Тема: «Прямоугольник».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели: формировать представление о прямоугольнике, как о четырёхугольнике, у которого все углы прямые, противоположные стороны равны; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать и умение рассуждать.
Формирование УУД:
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи, отличительные особенности прямоугольника; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко; определять геометрические фигуры по их отличительным признакам; определять вид угла при помощи модели прямого угла.
Метапредметные УУД: регулятивные: формулируют учебную задачу урока, тему; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; определяют последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя; взаимно контролируют деятельность друг друга.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная , парная, фронтальная.
Оборудование : учебник «Математика. 2 класс. 2 часть»; телевизор, презентация к уроку, учебное пособие «Проверочные работы. 2 класс» автор С.И. Волкова, карточки зелёного, красного и желтого цветов, геометрические фигуры из цветного картона.
Образовательные ресурсы: http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник
http://www.mammy-pappy.ru/zagadki/318-zagadki-o-geometricheskih-figurah.html – Сайт о воспитании, развитии, обучении, творчестве детей. «Современный урок в условиях ФГОС» учебно-методическое пособие, «Математика. Устные упражнения. 2 класс» автор С. И. Волкова.
Наглядно-демонстрационный материал: замок из геометрических фигур.
Основные понятия и термины: сложить, вычесть; слагаемое, сумма, значение суммы; уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности; задача, краткая запись, простая задача, составная задача, числовое выражение; геометрические фигуры, прямоугольник, угол, квадрат, треугольник, четырехугольник, круг.
Ход урока:
Этапы уроков |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
||||||||||||||||||
I.Организационный момент |
-Прозвенел звонок. Начался урок. -Здравствуйте ребята. Можете садиться на места. Проверяем готовность к уроку математики: на парте учебник, тетрадь, пенал, печатная тетрадь « Проверочные работы», геометрические фигуры из картона, цветные карточки. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. (слайд 1) |
Ученики проверяют свою готовность к уроку. Дети улыбаются друг другу, желают удачи. |
||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний Устный счёт Каллиграфическая минутка |
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы сегодня путешествовать? Желаю вам удачного пути! - Где – то далеко находится прекрасное царство, которое называется …., а как называется вы узнаете, если правильно решите примеры, полученные ответы с соответствующими буквами поместите в таблицу в порядке возрастания . 40-6=34 Т 65-5=60 Я 53-3=50 И 30-3=27 М 37-8 =25 Е 20-7=13 Г 17+9=26 О 24+6=30 48-7=41 Р (слайд 2)
- Подумайте в парах, как называется царство, куда мы отправимся в путешествие? (слайд 3,4) - Путь наш длинный и сложный, поэтому нужно подкрепиться знаниями. Но есть одно важное условие: прослушал – дал неправильный ответ – потерял силы. (Приложение 1) - Найдите разность чисел, если уменьшаемое 40, а вычитаемое 7. - Найдите второе слагаемое, если первое слагаемое 5, а сумма 60. - Увеличить на 8 число 5; 7; 10. - Какое число получилось последним? -Это и будет нашей каллиграфической минуткой. (слайд 5) - Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я ,друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь! Записываем число, классная работа. Пропишите число 18. Дайте характеристику числу 18. - Поднимите зеленую карточку кто справился, жёлтую – кто сомневается, красную – кому было трудно. |
-Готовы. Дети решают примеры устно. Подставляют их в таблицу.
- Геометрия.
Фронтальный опрос
- 18. Дети открывают тетради, делают записи.
Двузначное, состоит из одного десятка и восьми единиц, чётное, соседи его 17 и 19, сумма разрядных слагаемых 10 и 8, для записи числа взяли две цифры 1 и 8. |
||||||||||||||||||
III.Самоопределение к деятельности |
- Ребята, мы прибыли в царство под названием «Геометрия». - Посмотрите, в этом царстве есть огромный замок. - Из каких фигур состоит замок? - На какие две группы можно разделить фигуры? -Назовите группы? - Все ли фигуры во второй группе можно назвать четырёхугольниками? - А какая фигура называется четырехугольником? - Можно ли эти четырёхугольники назвать прямоугольниками? А вы как думаете, какой четырёхугольник называется прямоугольником? - Сформулируйте тему урока. - Поднимите зеленую карточку кто справился, жёлтую – кто сомневается, красную –кому было трудно. |
Замок из геометрических фигур расположен на доске. -Треугольник, круг, четырёхугольники. - С углами и без углов -Круг и треугольник, четырехугольник. - Нет, не все.
- Фигура, у которой 4 угла. Предположения детей.
Дети формулируют тему урока. |
||||||||||||||||||
IV.Работа по теме урока |
- Слышите? Что за шум в замке? Да это же кто-то ссорится. В этом замке живут круг, треугольник, и четырехугольники. Они часто спорили, кто из них важнее. «Без меня, говорит, круг,- ни одна машина не поедет: колеса – то –круглые!». «А я, а я,- не отставал треугольник, - похож на шляпку гриба.» - А больше всех спорили между собой четырёхугольники. Они спорили, да так спорили, что однажды их замок просто не выдержал и рассыпался. (слайд 6)Но фигурам было не до этого, они были заняты спором. (слайд 7) «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет на свете!» - говорил один из четырехугольников. - Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? - Как вы догадались? - Давайте убедимся в этом. При помощи специального инструмента – треугольника – измерим все углы, а при помощи линейки – стороны. - У вас на парте лежат фигуры. Найдите квадрат. Измеряем углы и стороны. А другой четырёхугольник вторил: «Я очень похож на тебя, я тоже хорош собой!» «Не очень то и важная ты фигура. Мы и без тебя справимся» - говорил квадрат. - Ребята, давайте поможем другому четырёхугольнику. Подумайте, чем похожи эти фигуры? - Кто догадался, как называется эта фигура? (слайд 8)У себя на парте найдите прямоугольник. - Почему вы так решили? - Убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы. (слайд 9) - Сколько сторон у прямоугольника? - Покажите стороны, которые лежат одна против другой. - Сейчас мы с вами сделаем открытие. Как можно назвать стороны, которые лежат одна против другой? |
- Квадрат. - Стороны равны, углы прямые. Практическая работа. Дети вместе со мной измеряют углы и стороны квадрата. Работа в паре.
- Все углы прямые.
- Прямоугольник.
- Все углы прямые. Дети вместе с учителем измеряют углы.
- 4. Дети показывают на своём прямоугольнике.
- Противоположные стороны. |
||||||||||||||||||
- Давайте измерим их длину. Как можно измерить длину? - Измерим с помощью линейки. Что скажете? - Измерьте две другие стороны. - Сделаем вывод о длине противоположных сторон прямоугольника. (Слайд 10) - Давайте попробуем доказать это наложением. (Показываю равенство сторон, прикладывая их друг к другу). - Сделаем вывод. И тут четырёхугольники призадумались: « Возможно, мы с тобой родственники? Фамилия у нас общая…» - Ребята, какая фамилия у четырёхугольников? - Нужно найти только четыре признака сходства. - Ребята, поможем фигурам? - Молодцы! (Слайд 11) С тех пор фигуры больше не ссорились. Квадрат попросил прощения у прямоугольника, сказал что прямоугольник – фигура очень даже нужная. - Но как же быть? Замок, когда фигуры ссорились, рассыпался. Тогда решили фигуры построить новый замок. - Ребята, поможем фигурам строить замок! Работаем в группах. (Слайд 12) - Понравилась сказка?
- Какая фигура почувствовала себя в сказке ненужной? - Какое открытие мы с вами сделали?
- Прочитайте правило на странице 14. |
- С помощью линейки, способом наложения. - Они равны друг другу. - Они тоже равны. Дети делают вывод о том, что противоположные стороны равны. Противоположные стороны равны.
- Прямоугольник.
- Поможем. Ученики находят общие признаки: 4 угла, углы прямые, четыре стороны, противоположные стороны равны.
На каждой парте фигуры из цветного картона. Дети собирают замок. Образец на доске. Работа в группе. - Прямоугольник. - У прямоугольника противоположные стороны равны. Дети хором читают правило на странице 14. |
|||||||||||||||||||
Работа по учебнику |
№ 1 страница 14 - Рассмотрите четырёхугольники. - Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые. - Назовите номера этих фигур. |
|||||||||||||||||||
VI Физкультминутка |
Провожу физкультминутку под аудио сопровождение. Приложение №2. |
Учащиеся активно выполняют вместе со мной. |
||||||||||||||||||
VII Закрепление |
№ 2 страница 14. - Читаем задание. - Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? - Для этого воспользуемся треугольником. Расположите треугольник так, чтобы вершина прямого угла треугольника совпадала с вершиной угла одной из клеток. По треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки. Соедините эти точки отрезком. Остальные фигуры вы должны начертить самостоятельно. - Читаем второе задание. Что нужно сделать? - Какой четырёхугольник будем закрашивать? - Выполняем задание. №4 страница 14. - Читаем задачу хором. - Назовите условие задачи.
- Известен вопрос задачи? - Что нужно сделать?
- Кто готов задать вопрос? - Можем сразу ответить на вопрос?
- Ответили на вопрос задачи? - Выполняем задание в тетради. - Какие главные слова возьмём для краткой записи? -Сколько Витя придумал выражений? Витя – 6 выр. - Сколько Лена придумала выражений? Витя – 6 выр. Лена - ? выр., на 2 >, чем - Запишите действие, с помощью которого ответили на вопрос.
- Будем записывать пояснение к действию?
- Что запишем в ответе? Ответ: Лена придумала 6 таких выражений. - Напоминаю, что слова в ответе пишем полностью. № 6 страница 14. - Читаем задание. Первый пример выполняем вместе, остальные самостоятельно. - Записываем пример. Проводим черту. Что делаем сначала? Где записываем. - Что делаем дальше? Записали. - Под единицами записываем единицы, под десятками записываем десятки. - Ответ. - Поднимите зеленую карточку, кто справился, жёлтую – кто сомневается, красную - кому было трудно. (Слайд 13) |
Один из учеников читает задание.
- Прямой угол. Дети с помощью учителя чертят треугольник. Дети самостоятельно чертят фигуры. Я контролирую деятельность детей, кто затрудняется, тому помогаю. - Раскрасить прямоугольник. - Четырёхугольник, у которого все углы прямые. - Витя придумал 6 выражений со скобками, значение которых равно 15, а Лена придумала на 2 таких выражения больше. - Нет. - Придумать вопрос задачи. - Сколько выражений придумала Лена? - Можем . (6+2=8 (выр.)) - Ответили.
- Витя, Лена.
- 6 выражений. - Неизвестно, но известно, что на 2 таких выражения больше. Дети записывают краткую запись в тетрадь. Дети записывают 6+2=8 (выр.) - Нет, так как задача в одно действие. - Лена придумала 6 таких выражений. Дети записывают ответ.
- Из единиц вычитаем единицы (5-4=1) - Из десятков вычитаем десятки (7-2=5) - 51. |
||||||||||||||||||
VIII Рефлексия |
Выполняют задание в тетради для проверочных работ. Страница 44-45. |
По завершении работы взаимопроверка с моей помощью. |
||||||||||||||||||
IX Подведение итогов урока |
- Чем интересен сегодняшний урок? - Что нового вы узнали на уроке? - Поднимите зеленую карточку, кому всё понятно, жёлтую – кто сомневается, красную – кому урок показался сложным. |
Дети отвечают на вопросы, показывают карточку выбранного цвета. |
||||||||||||||||||
X Домашнее задание |
Учебник: № 3,5 страница 14. - посмотрите на задания. У кого есть вопросы по домашнему заданию?
|
Алина Яковлевна Корогод