Урок математики во 2 классе на тему «Прямоугольник. Периметр прямоугольника»
Тема: Прямоугольник 2 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | |||
Метапредметные | Регулятивные Р:понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи контролировать и оценивать свою работу и ее результат : | Познавательные: П: формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; логически рассуждать, анализировать, делать выводы. | Коммуникативные К:умение слушать, слышать и понимать партнеров, достаточно точно выражать свои мысли. : | |
Предметные: - знакомиться с определением прямоугольника; -учиться отличать прямоугольник от других геометрических фигур; -закреплять умение решать задачи изученных видов, сравнивать выражения; - закреплять навыки счета | ||||
Цель урока (с ориентацией на ученика и развитие его функциональной грамотности) | формировать представление о прямоугольнике, как о четырехугольнике, у которого все углы прямые; учить отличать прямоугольник от других геометрически фигур. учить детей, опираясь на свой жизненный опыт и наблюдения, доказывать необходимость использования прямоугольников в жизни человека | |||
Задачи: | организовать деятельность по формированию представлений о прямоугольнике; создать условия для закрепления письменных вычислений изученных видов в пределах 100, умения решать составные задачи; осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; | |||
Проблема: | Не все учащиеся знают что квадрат это прямоугольник | |||
Образовательные технологии: | Системно-деятельностный подход Здоровьесберегающие Проблемное обучение Технология сотрудничества Игровая деятельность |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Продуктивные задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: Организация класса. | Эмоционально настраивает детей. Ведёт диалог. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. | Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет предать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение -проверим готовность к уроку | Словесный. | Стимулирование учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | называют соседей чисел, находят лишнее число, заменяют суммой разрядных слагаемых, набирают с помощью цифр число 15 читают буквенные выражения, находят их значение | Предлагает ответить на вопросы Назови «соседей» числа: …, 59, … …, 11, … …, 75, … …, 30, … -какое число надо увеличить на 3 , чтоб получилось 27? -из какого числа нужно вычесть 4, и получить 48? - найти сумму чисел 20 и 48 - найти разность чисел 64 и 60 - к 74 прибавить 6 - из числа 90 вычесть 7 - к числу 40 прибавить сумму чисел 10 и 6 Найди лишнее число: 4 13 22 35 40 -какое из этих чисел самое большое? Маленькое? Замени числа суммой разрядных слагаемых 89=.. 74=… 93= … 68= Наберите число 15
Прочитайте выражение, как они называются? Найдите значение выражений
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Подведение к проблеме. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. Цели: - мотивировать учащихся на учебную деятельность через проблемную ситуацию; Подвести к теме урока и постановке учебной задачи. | Введение в тему урока на основе игры. На доске фиксирует тема урока и учебную задачу. | Работают в паре. Делят все фигуры на 2 группы (треугольники и четырёхугольники). отвечают на вопросы, выполняют задания предполагают тему и цель урока отвечают на вопросы называют предметы в классе, имеющие форму прямоугольника | - У вас на партах лежат геометрические фигуры, соединённые скрепками. - Разделите эти фигуры на 2 группы. - Назовите эти группы (треугольники и четырёхугольники). - какой из треугольников имеет прямой угол, покажите - Уберите треугольники в сторону. Какие фигуры остались? (четырехугольники) - можно ли все эти четырехугольники назвать прямоугольниками? А как вы думаете, какой четырехугольник называется прямоугольником? - Кто догадался, какой геометрической фигуре сегодня посвящён наш урок? Что вам нужно узнать на уроке, изучая тему прямоугольник? чему мы будем учиться, изучая эту тему)(учитель пишет на облачках цели и прикрепляет к доске) - А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему? - Где могут пригодиться нам знания о прямоугольнике? - Ребята, а кирпич – это прямоугольник? - А если бы он был не прямоугольный, какой дом из кирпича получился бы? - Можно было бы жить в таком доме? Нет, наверное, он сразу бы развалился. - Вот для этого мы с вами и будем изучать тему «Прямоугольник, что бы потом свои знания и умения вы смогли применить в обычной жизни. -Какие предметы в классе имеют форму прямоугольника? | Побуждающий от проблемной ситуации диалог практический | Работа в паре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход. | Организует выполнение учащимися практического задания с последующим определением свойств прямоугольника Организует реализацию учениками полученных знаний на практике. | Реализация полученных знаний на практике: построение прямоугольника и выполнение упражнений выкладывают квадрат, прямоугольник из карандашей отвечают на вопросы проводят исседование делают вывод сравнивают квадрат и прямоугольник делают вывод: Прямоугольник – четырёхугольник 4 угла все углы прямые; противоположные стороны равны отвечают на вопросы показывают фигуры доказывают что квадрат – это прямоугольник сравнивают прямоугольник и квадрат доказывают как четырехугольник превратить в прямоугольник читают правило измеряют длину, ширину, находят периметр обводят цветным карандашом все прямоугольники записывают номера прямоугольников в порядке возрастания составляют из геометрических фигур прямоугольники | 1 Работа по теме урока . - Посмотрите на четырехугольники а)) - есть ли среди них прямоугольник? Покажите -сколько у него углов? Какие у него углы? Прямоугольник. Используя бумагу и нитки выложите прямоугольник, квадрат. (из карандашей). б) - А как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (квадрат) покажите. А квадрат это прямоугольник? - Посмотрите, Сколько углов у квадрата? какие углы у этой фигуры? (прямые) - Предположите, как можно ещё назвать эту фигуру? (прямоугольник) в) - Посмотрите на оставшиеся фигуры. Вы знаете, как они называется? (четырёхугольн.) Можно ли четырёхугольник превратить в прямоугольник?как? А) На листе исследования выполните первое задание превратите данную фигуру в прямоугольник - Какой можно сделать вывод? - Что такое прямоугольник? - Правильно, четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольником, - Молодцы, вы у меня настоящие учёные! Сами такой вывод сделали! - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод о прямоугольнике. Откройте свои учебники на с. 14 и прочитайте этот вывод. Он написан у вас в красном прямоугольнике. как найти периметр прямоугольника? Измерьте длину и ширину, найдите периметр (устно) 2. - Продолжаем работу по листу исследования Задание № 2 (самостоятельная работа) - Обведите цветным карандашом прямоугольники. запишите номера прямоугольников в порядке возрастания
Задание № 3 - У каждого на парте лежит конверт с фигурами. Соедините из геометрических фигур прямоугольники и приклейте их в лист исследования, под заданием 3. Какие фигуры получились? Проверка работы.
| Практический Работа с листом исследованием | Фронтальная работа Работа в паре. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7 мин Цель: - организовать реализацию учениками полученных знаний. | Организует реализацию учениками полученных знаний на практике | Под руководством учителя выполняют практическую работу, формулируют вывод: у прямоугольника все углы прямые, противоположные стороны равны. Чертят в тетради прямоугольник, обводят цветным карандашом противоположные стороны Читают задание самостоятельно, выполняют чертеж и измерения под руководством учителя Дополняют условие задачи, записывают решение Сравнивают выражения, рассуждают следующим образом: «Нужно сравнить сумму чисел 34 и 18 с суммой чисел 35 и 18. Вторые слагаемые в данной сумме одинаковые, первое слагаемое в первой сумме меньше, значит значение суммы будет меньше.» | Предлагает рассмотреть фигуры, изображенные в задании №1 на с 14. Есть ли среди них прямоугольники? Как это проверить? Предлагает назвать все номера прямоугольников. Предлагает начертить в тетради любой прямоугольник. Обвести противоположные стороны карандашом одного цвета. Организует выполнение задания №2 на с. 14. Оказывает индивидуальную помощь Организует коллективное выполнение задания « 3 на с. 14 и задает вопросы: Является ли данный текст задачей? Что сделать чтобы он стал задачей? Предлагает рассмотреть внимательно выражения, которые надо сравнить (задание 5 с.14). Спрашивает нужно ли находить их значение. Доп.задание. Предлагает рассотреть рисунок, назвать из каких геометрических фигур состоит дом, из цветных геометрических фигур фигур составить дом. | Работа с учебником беседа, выполнение упражнения построение прямоугольника | Фронтальныя работа Индивидуальная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Включение в систему знаний Цели: Обобщение и закрепление полученных знаний. | Организует детей на повторение | находят и обводят все прямоугольники чертят прямоугольник с заданными сторонами. Находят периметр | Предлагает выполнить самостоятельно 2 задания 1. Обведи кружком все прямоугольники
2. Начерти прямоугольник со стороной 6 см и 3 см. найди периметр. | Оформлять свои мысли в письменной форме | Индивидуальная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Соотнесение цели и результата | Организует соотнесение цели и результата. Организует рефлексию. | подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя фиксируют удовлетворенность своей работы на уроке самооценивание определяют как им пригодятся их знания | О какой геометрической фигуре мы сегодня говорили на уроке? Что называется прямоугольником - Что для себя нового узнали на уроке? - что показалось самым легким? Трудным? -какое задание показалось самым интересным? Оцените себя с помощью светофора: зеленый цвет: я справился со всеми заданиями самостоятельно, желтый- я справился с заданиями, но иногда мне нужна была помощь, красный – я не справился с заданиями, и мне срочно нужна помощь - Ребята, в углах класса висят 4 картинки Чемодан, Мясорубка, Корзина, Ксерокс Они означают следующее: Чемодан – в него вы положите знания, которые получили сегодня на уроке и повезете с собою потому, что они пригодится вам в дальнейшем. Ксерокс – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, и вы поделитесь ими с другими людьми (мамой, папой, бабушкой, друзьями, соседями и др. ) Мясорубка – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, переработаете, и может быть когда - нибудь используете. Корзина – это знания, которые вы получили сегодня на уроке вам не пригодятся, и вы выбросите их в мусор. - А теперь, вы секундочку подумайте и пойдите в тот угол, который считаете нужным по итогам сегодняшнего урока. Обоснуйте свой выбор. | Самооценивание Словесный | Фронтальная работа |
Задания для самотоятельной работы
1. Обведи кружком все прямоугольники.
2.Начерти прямоугольник со стороной 6 см и 3 см. Найди периметр
Лист исследования
1)
2)
3)
Дополнительное задание