Цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность», «радиус», «центр»
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Задачи урока:
-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
Пед. технологии: ИКТ , технология сотрудничества, моделирование, выполнение проектов
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: компьютер, набор геометрических фигур, циркуль, карандаши.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные результаты: -сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Технологическая карта занятия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организационный момент
Включение детей в деятельность
Настрой на работу в стихотворной форме
На фоне музыки П.Чайковского «Времена года. Зима» звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:
Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой - бела земля.
Махнет другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в вами удивительный урок, улыбнемся друг другу и начнем.
Предлагаю сегодня на уроке сделать проект.
-Какое сейчас время года?(зима)
Наш проект будет выполнен в виде книжки- малышки, как только мы выполним задание, так у нас появится страница нашей книги, толщина будет зависеть от нашего старания, а название мы дадим в конце урока.
(1 страница книжки –малышки- вступление)
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,
записывают дату и классная работа
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам разного уровня( в виде сугробов)
Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне?
52+4 53+2 65-9 78-2
26+20 47+9 7*8 67-9
Устный счет «Математическая разминка»
Лыжи, санки и коньки
Снег пушистый кружит
К нам зима пришла опять
Будем мы в снежки играть
Таблица умножения (кидаю снежки)
(2 страница книжки –малышки- снежки)
Какая тема нашего урока, мы узнаем, если верно выполним
Следующее задание.
Н а доске фигуры:
Распределяем фигуры в 2 столбика.
А теперь 1 в. думает, какая фигура лишняя в первой группе, а 2 в. думает, какая фигура лишняя во второй группе?
Кто догадался, о каких фигурах мы будем говорить, все ли мы знаем? Как одним словом можно назвать границу круга вы сейчас догадаетесь (показываю, что круг входит в окружность, линия, окружает круг-окружность) Вы сделали открытие!
(3 страница книжки –малышки- новая тема)
Решают задания на карточках.
Работают с учителем
Как называются все фигуры одним словосочетанием? (геометрические фигуры)
На какие 2 группы можно разделить все фигуры ( имеющие площадь и замкнутые ломаные и замкнутая кривая)
1в.-круг
2в. Граница круга Круг и …
2.Тема нашего урока - «Окружность. Круг»
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: решение заданий, контроль, знание таблицы умножения
Анализ объектов с целью выделения признаков
3.Самоопреденление к деятельности
1 МИН.
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации
О чем мы будем говорить на уроке?
Какие цели мы поставим для себя на этот урок?
Ставят цели, формулируют тему урока
Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные:
постановка вопросов;
Познавательные: общеучебные
Формулирование
познавательной цели;
Логические: формулирование проблемы
4. Практическая работа (изготовление памятки)
(У каждого ученика на парте круг из бумаги)
-Возьмите круг, который лежит перед вами, карандашом обведите его границу.
Что вы нарисовали?
-Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.
-Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О
-Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности. Этот отрезок называется радиусом.
Окружность
Это центр окружности
Дети подписывают отрезок.
Дети подписывают линию
Познавательные: моделирование
5.Физминутка
В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью.
Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы , если они имеют форму круга-то вы садитесь, если форму окружности то вы хлопаете
Музыкальная физминутка
Молодцы: и отдохнули, и поиграли, все быстро анализируют
-Правильно, ребята, эта граница называется окружность.
А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.
Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.
Начертите окружность, используя циркуль
Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность?
-Что такое круг?
(4 страница книжки –малышки- снеговик)
Дети высказывают предположения
Границей прямоугольника являются его стороны
Эта граница может называться окружностью
Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно.
Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:
Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов
решения
Коммуникативные:
управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства
общения (жесты, мимика).
7. Работа с учебником
№ 2 стр. 94
На сколько равных частей разделили 1,2,3,4 окружности?
Какая доля больше 1/8 или 1/ 4,1/3 или 1/6?
На 4,8,3,6 частей
1/ меньше ¼, а 1/3 больше 1/6
Познавательные:
Установление отношений
между данными и вопросом
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону разноуровневая
Организация деятельности по применению новых знаний
1 уровень(легкий)
Задание №1 стр.94
Выполните задание
2 уровень сложный №3, с. 95
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Окружность с внутренней частью
Дети выполняют построение и закрашивают круг;2 в. Чертят две окружности с одним центром
и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные:
самоопределение
9.Повторение пройденного
Взаимопроверка
Решение задачи № 4, с.95
Составление таблицы
Расход семян на 1 кг масла
Количество масла
Общий расход семян
? (одинаковый)
6 кг
30 кг
?
25кг
(5 страница книжки –малышки- Новый год)
Решение примеров № 6, с. 95
Один пример с объяснением, а 2 и 3 столбик самостоятельно
78-(72-62) Х 4
Обменяйтесь тетрадями и карандашиком оцените, нарисуйте смайлик
(6 страница книжки –малышки- катание на санках, ледянках)
Задача на нахождение площади: каток длина 8м, ширина 6 метров. Найдите площадь катка
(7 страница книжки –малышки- каток)
У доски решает с объяснением ученик
У доски решает с объяснением ученик
78-(72-62) Х 4
Расставляем порядок действий, пишем промежуточный результат
Работа самостоятельная
Познавательные:
Установление отношений
между данными и вопросом; моделирование,
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
10.Практическая работа
Работа в группах
Практическая задача.
-Мы с вами говорили, что круг часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.
Как можно постороить окружность для игры на улице?
Обсудите и покажите!
Веревку можно заменить палкой
Да, если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг нее, получится круг.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов
решения
Коммуникативные:
управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства
общения (жесты, мимика).
11. Рефлексия деятельности
(итог урока)
Д/З
1.Организация рефлексии
Если вы знаете ответ, поставьте себе плюс
Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…
Граница круга…
Окружность можно начертить при помощи…
Радиус это
Кто поставил себе 4 + ?
Есть те, кто поставил только 2 + ?
На листочках начертите окружность с помощью циркуля
Покажите сигнальные карточки с соответствующим цветом.
Не переживайте, вопросы должны быть, мы только начали изучать эту тему!
Заполните листочки самооценивания
А теперь пришло время придумать название нашей книжки- малышки. Первое слово у меня есть «Зимние…»
Забава- развлечение, игра, потеха
Спасибо за урок
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
-круг
-окружность
-циркуля, палки, верёвочки, рук
Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов
Записывают домашнее задание.
1в.
На листочке начертить окружность, закрасить круг, покажите и подпишите все новые понятия
2 в. Нарисовать недостающие листы книжки-малышки
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои