Технологическая карта урока математики «Окружность и круг», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Окружность и круг" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: "Окружность и круг".
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием окружности и круга;
- учить строить окружность с помощью циркуля ;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-научить определять понятия "окружность" и "круг";
- научить определять понятия "радиус" и "диаметр";
- научить строить окружность с помощью циркуля;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию, строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Устный счет: 1.Как называется равенство, содержащее букву? 2. Решите примеры и расшифруйте слово, заменив ответы примеров буквами (Приложение2).
|
Решают задания , результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1).
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
- Какое слово получилось? - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №2): Историческая справка (Слайд № 3): - Давайте введем понятия окружности и круга (Слайд №4): -Какие предметы, изображенные на рисунке, имеют форму окружности и круга? (Слайд № 5): |
- Окружность. Записывают тему урока.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.22 учебника. -Что такое радиус и диаметр? (Слайды №5; 6): - Запишем свойство радиуса(Слайд № 7): - Как построить окружность с помощью циркуля? (Слайд № 8): -Решите задание № 851(Слайд № 9): |
Отвечают на вопросы.
Записывают формулы.
Записывают свойство.
Строят окружность по образцу.
Решают и ответы записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд № 10) |
Выполняют упражнения |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Ответьте на вопросы (Слайд № 11): -Закончите предложение (Слайд № 12): - Выполните задание по рисунку (Слайд № 13): - Где в быту вы сталкиваетесь с кругом и окружностью? (Слайд 14): - - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу. Выполним № 852; 854. |
Выполняют задание, результат записывают в Лист самоконтроля.
Выполняют, результат записывают в Лист самоконтроля.
Выполняют, результат записывают в Лист самоконтроля.
Выполняют, результат записывают в Лист самоконтроля. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником). -Давайте повторим(Слайд № 15): - Подведем итоги (Слайд № 15): - Выполните математический диктант с последующей проверкой (Слайд № 16): |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Отвечают фронтально.
Решают с последующей проверкой, результат записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой ( Слайд №17): |
Выполняют самостоятельную работу по вариантам ,записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 860- устно по цепочке , 2) № 862. 3) Решите комбинаторную задачу: "Шесть подружек покупают билеты в кино. Сколькими способами они могут стать в очередь?" Проверка (Слайд № 18): 7 ∙6∙ 5∙ 4∙ 3∙ 2∙ 1 = 7! = 5040
|
Выполняют задания .
Выполняют задание ,записывают ответ в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №19): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №20). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №21) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 875, 877, 878(а, б), 883(а). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Устный счет |
2 |
||
Решение задания № 851 |
2 |
||
Ответьте на вопросы |
2 |
||
Закончите предложение |
1 |
||
Выполните задание по рисунку |
2 |
||
Решение задание № 852 |
2 |
||
Решение задание № 854 |
2 |
||
Математический диктант |
2 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Комбинаторная задача |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
Решите примеры и расшифруйте слово:
25 ∙16∙ 4= (К)
8 ∙12∙ 125 = (Ж)
( 12+4) ∙ 5= (О)
27 ∙11 + 73 ∙11= (Н)
23 + 32 = (Р)
(15 - 10)3 = (Т)
125 ∙23 - 23∙ 25 = (У)
102 - 33 = (О)
100 - ( 42 - 23) = (Т)
125: 5 - 52 = (С)
презентация к уроку
PPT / 3.71 Мб