Урок по математике в 5 классе «Окружность и круг. Сфера и шар»
Пояснительная записка к презентации
Учебный предмет: математика.
Класс: 5.
Тема урока «Окружность и круг. Сфера и шар»
Цель: формирование новых понятий и навыков применения при решении задач.
Задачи: · Обучающие: сформировать умения распознавать на чертежах, рисунках окружности, круги, шары, сферы; научить называть элементы окружности; изображать эти фигуры и их конфигурации от руки и с использованием циркуля.
· Развивающие: развивать аналитико-синтетические умения и навыки, умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать абстрактное и логическое мышление, речь, память, внимание, воображение; чертёжные и вычислительные умения и навыки.
· Воспитывающие: воспитывать культуру математической речи, оформления математических записей и чертежей, культуры общения; сформировать волевые качества личности – самостоятельность, ответственность, аккуратность, коллективизм.
Предметные УУД: познакомить с плоскими фигурами: окружностью и кругом, научить строить окружности с помощью циркуля, ввести понятие окружности и её элементов.
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).
Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, чертёжные инструменты.
Методы: наглядный, практический, словесно-графический.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация опорных знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов).
1.Организация начала урока:-3мин
(На этом этапе- приветствие, проверка подготовленности, организация внимания)
Здравствуйте! Я рада приветствовать сегодня вас на уроке. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке быть любознательным, внимательным и старательным». А урок я хочу начать со слов Г.Галилея. «Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры». Давайте попробуем разобраться, так ли это.
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности-5мин
(На этом этапе фиксируются цель урока. Мотивация учебной деятельности.)
Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно увидеть: Презентация (слайд №2)
Посмотрите на эти тела и природные явления и назовите то, что их объединяет. Правильно, форма.
- Какая фигура лежит в основе этих предметов?
-Найдите сходство между этими предметами.
-Найдите отличительные признаки у этих фигур.
- Вы знаете, как называются эти фигуры?
-Где вы встречаетесь с этими предметами?
-Давайте определим тему нашего урока.
Тема нашего урока «Окружность и круг. Сфера и шар».
Мы познакомимся с плоскими фигурами: окружностью и кругом, научимся строить окружности с помощью циркуля, введём новые понятия.
Составим кластер по нашей теме (Работа в парах по составлению вопросов для кластера)
Вот что получилось.
Окружность: Элементы. Как построить? Что это такое? Плоские фигуры.
3. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос- 3мин
(На этом этапе проходит повторение ранее изученного материала)
Математические фигуры – геометрические фигуры. Повторим простейшие
геометрические фигуры, которые мы изучили и которые мы будем использовать при изучении новых понятий.
-Что является основой для построения любой геометрической фигуры - это…(точка).
Прямая – это … (линия, не имеющая концов, т.е. бесконечна)
Луч – это (направленная полупрямая, которая имеет точку начала и не имеет конца)
- Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками, называется … (отрезком прямой, или отрезком)
4. Первичное усвоение новых знаний- 15 мин. (Слайд№3)
(На этом этапе ученики самостоятельно добывают знания через осмысление цели урока)
Алгоритм выполнения задания.
1.Постройте окружность радиуса 5 см.
2. Три отрезка разной длины: 5см, 7см, 10см. расположите их в окружности так, как в сказке.
- Что у вас получилось? (Сверяем с рисунком на доске) (Слайд№4)
- Поднимите руки у кого другое построение.
- Назовите свои ошибки.
- Какие новые понятия вы встретили в тексте?
- Окружность, центр, радиус, хорда, диаметр.
(Найдём определения этих понятий в учебнике. Работа с материалом учебника) (Слайд №5)
АВ, АД, АС – радиусы (определение в учебнике на стр.89)
ВЕ – хорда
ВС, СД, ДЕ, ВЕ – дуги
ВД- диаметр
ВЕ – хорда
ВСД, ВЕД – полуокружности
- Выполним № 403
-Какие новые понятия вы ещё встретили в учебнике?
-Шар, сфера. (Слайд №6)
- Назовите предметы, имеющие форму шара.
- Снежный ком, апельсин, клубок ниток, жемчужина.
- Назовите предметы, имеющие форму сферы.
- Новогодний шар, теннисный мячик, глобус.
-Чем эти фигуры отличаются от круга, окружности?
- Первые фигуры плоские, последние – объёмные.
Физкультминутка – 2мин. (Слайд№7)
5.Первичная проверка понимания: - 5мин. (Слайд №8)
Учащимся предлагается творческое задание. Работа в парах. На каждом столе лежит: чистый альбомный лист, 2 карандаша, нитки.
- Мы уже знаем, что для построения окружности нам нужен циркуль.
А что делать, если циркуля нет?
-Давайте построим окружность с помощью 2 карандашей и катушки ниток.
( Учащиеся на отдельном листе бумаги выполняют построение окружности, заданного радиуса)
При выполнении этого задания учащиеся ориентируются на знания, полученные на уроке. Работы подписывают и сдают учителю.
6.Первичное закрепление знаний: -5мин.
Первичное закрепление проводится в форме самостоятельной работы. Взаимопроверка с выставлением оценок. Хорошие оценки выставляются в журнал.
Выполните задание «Найдите пару» - каждому понятию – своё определение (Слайд №9)
Критерий оценивания:
8-«5», 6-7 – «4», 4-5- «3»
Шар |
1 |
Часть плоскости, состоящая из всех точек окружности и всех точек лежащих внутри окружности |
А |
Окружность |
2 |
Хорда, проходящая через центр окружности |
В |
Хорда |
3 |
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой |
С |
Диаметр |
4 |
Все точки пространства, удалённые от данной точки (центра) на одно и то же расстояние |
Д |
Дуга |
5 |
Часть пространства, состоящую из всех точек сферы и всех точек, находящихся внутри сферы |
Е |
Радиус |
6 |
Часть окружности |
Ж |
Круг |
7 |
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности |
З |
Сфера |
8 |
Замкнутая линия |
И |
Ответы: 1Е,2И,3З,4В,5Ж,6С,7А,8Д.
7.Информация о домашнем задании: -2мин
(задание а – обязательно, задания б, в – на выбор)
А) п.2.5, № 406, 415.
Б) найдите в интернете способы построения окружности без циркуля.
В) № 410, 411
8.Рефлексия. Итог урока.-5мин
- Вы сегодня на уроке отлично поработали.
-Узнали что-то новое?
-Прав ли Г.Галилей?
- Подведём итог урока и сыграем в игру.
Игра «Да - нет»
-Сегодня на уроке мы познакомились с фигурами, которые имеют: центр, замкнутые, состоят из множества точек, расположенных на равном расстоянии от центра? - Да.
-Окружность можно построить только с помощью циркуля? –Нет.
- Фигуры бывают плоскими и объёмными? - Да.
- Окружность и круг состоят из одной точки? – Нет.
- Много предметов в природе имеют круглую форму? - Да.
- Диаметр окружности меньше радиуса? – Нет.
- Пуговица и колечко – это круги? – Нет.
Своё понимание темы урока изобразите в виде схемы (в тетради) ( Фигуры: плоские (окружность и круг) и объёмные (шар и сфера))
(Слайд №10)
Литература:
1.Интернет источники.
2.С.М.Никольский, Математика 5 класс, 2016г.
3.О.В.Панишева, Математика в стихах, «Учитель», Волгоград.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ