Урок музыки для 5 класса на тему «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по музыке для 5 класса
Тема: «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»
Цель: сформировать представление об истории колокольного звона, рассмотреть его образы в искусстве, значение колоколов в жизни России.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать умение сопоставлять музыкальный и художественный образы;
Дать понять, что музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней
А. Алябьева «Вечерний звон».
Развивающие:
Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
Воспитательные:
Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация PowerPoint, баян, музыкальный словарь эстетических терминов, бумажные колокольчики.
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искуссвте
PPTX / 4.25 Мб
Ход урока
Организационный момент
Мотивация и актуализация знаний
Слайд 1.
Звучит «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского (фрагмент)
-Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении? (Рассвет, восход солнца, начало нового дня…)
Слайд 2 (Портрет М.П.Мусоргского)
«Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере « Хованщина».
Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы». А в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучало произведение «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.
- А что ещё было слышно, кроме инструментов симфонического оркестра, когда звучало произведение М. Мусоргского?
(Могучее, тревожное звучание большого колокола…Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…)
Слайд 3
Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса.
Колокольные звоны
плывут над Россией,
Разгоняя все беды,
над раздольем летят.
Колокольного звона
не сыщешь красивей,
Об истории русской
звоны те говорят.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о колоколах)
- А как звучит тема нашего полугодия? (Музыка и изобразительное искусство)
- Значит в каких видах искусства мы будем с вами рассматривать колокольные звоны? («Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»)
Слайд 4
- Ребята, а вы всё знаете об истории колокола, когда он появился, какие существуют колокольные звоны и когда они звучат? (нет)
- В таком случае, какие мы поставим цели сегодняшнего урока? (узнать, где и когда появился колокол, какие бывают колокольные звоны, т.е. сформировать знания о колоколах и истории их появления).
- В каких видах искусства, исходя из темы урока, мы будем с вами рассматривать колокольные звоны?
(на примерах музыкального и изобразительного искусства).
Слайд 5
Итак, цель нашего урока – сформировать представление об истории колокольного звона, рассмотреть его образы в искусстве, значение колоколов в жизни России.
III. Изучение нового материала.
- Не сразу придумали колокол. Несколько веков люди ударяли вот в такое приспособление из железа или дерева - било (от слова "бить").
Слайд 6.
Звук этого сигнального инструмента первоначально служил для оповещения жителей о происходящем событии, например о нападении врагов или пожаре.
- Первые колокола появились далеко от России: по одним сведениям это произошло в Китае в XII - III веках до н.э., по другим - в Италии, в провинции Кампаньи в IV веке н.э., когда по преданию епископу Ноланскому Павлину однажды приснился сон - ангел с чудесно звенящими полевыми колокольчиками. И ведь верно, форма колокола и форма цветка колокольчика очень похожи. Удивительно, но первые колокола изготавливались не из колокольной меди, а из дерева, камня и даже стекла. И назывались они иначе - кампаны (по названию местности Кампанья в Италии, где их изготавливали).
Слайд 7.
- Так откуда же взялось слово "колокол"? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 г. Это время зарождения христианства. Слово "колокол" образовалось от старинного русского слова "коло", что означает "круг", "чаша".
Слайд 8
И действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.
- Ребята, а кто из вас знает, как называется место, в котором находятся колокола? (Звонница) (Слайд 9)
- А как называют людей, которые звонят в колокола? (Звонарь) (Слайд 10)
- Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Издавна на Руси колокольные звоны отмечали торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение. У каждого звона свой ритм. Главное в колоколах - это ритм.
Слайд 11
- В православном храме колокола делятся на три вида: самые большие - благовестники, средние и малые. Каждый из этих колоколов звонил в определённых случаях, в определённой последовательности, а люди, слыша эти звоны, понимали, о чём они вещают.
- Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
Слайд 12
Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол. (Слушание)
Слайд 13.
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним. (Слушание)
Слайд 14
Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным. (Слушание)
Слайд 15
Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами. (Слушание)
- Более тысячи лет сопровождают колокола своим звоном жизнь христиан, возвещая время труда и отдыха, веселья и скорби, созывая народ на церковные службы и оповещая о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.
IV. Физминутка «Дружные колокола».
- Ребята, а давайте сейчас попробуем с вами изобразить звонницу, в которой вы будете в роли колоколов, а я буду звонарем.
Слайд 16
1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;
2 ряд - средние колокола - «Бим- бом»- движение руками;
3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.
Дирижёр руководит.
V. Анализ художественных и музыкальных произведений
- Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. О колоколах, колокольных звонах написано много песен. Они запечатлены на полотнах художников. О них слагались легенды и сказания. Колокольный звон мы слышим и в стихах поэтов. Послушайте стихотворение С.Есенина, написанное под впечатлением колокольного звона:
Колокол дремавший разбудил поля.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздаётся голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон.
- А можем ли мы услышать звуки в картине художника? (Ответы)
Слайд 17.
- Перед вами картина Исаака Левитана «Вечерний звон»?
Учитель: Рассмотрите картину. Что вы видите на картине?
Дети: Реку, лодку, лес, на берегу церковь.
Учитель: Какое время суток изображено?
Дети: Вечер.
Учитель: Какие цветовые тона использовал художник - яркие или приглушенные?
Дети: Приглушенные.
Учитель: Какие линии - прямые или волнистые?
Дети: Волнистые, плавные
Учитель: В картине изображено движение или она неподвижна?
Дети: В картине как будто всё остановилось: ни ветра, ни волн.
Учитель: А почему же она носит музыкальное название? Попробуем в своем воображении «оживить» картину. Что в ней «зазвучит», какие звуки вы услышите?
Дети: в картине можно услышать звуки природы : пение птиц, шелест травы, листьев на деревьях, колокольный звон - благовест.
Учитель: Какое настроение передает нам художник?
Дети: спокойное, умиротворенное.
- Я вам предлагаю стать композиторами и попробовать создать музыкальный портрет вашего будущего произведения по этой картине. Воспользуйтесь эмоциональным словарём и каждый предложите свой вариант. Посмотрите на картину и подумайте, какая бы музыка больше всего была бы ей близка и созвучна. Как бы она звучала?
(Уч-ся обдумывают ответы)
Учитель на доске выписывает ответы детей.
- Ребята, все согласны с полученным эмоциональным окрасом нашего музыкального произведения по картине?
(Ответы)
- Я хочу предложить вам послушать одну песню и ответить на вопрос: «В чём сходство или отличие этой песни от картины Левитана?»
(Слушание песни «Вечерний звон»)
-Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
-В какой момент это происходит? ( в начале и в конце фрагмента)
-Как вы думаете , как называется песня? (« Вечерний звон» )
- Да, это песня «Вечерний звон». Эту песню долго считали народной. Но у неё есть авторы - музыку написал русский композитор Александр Алябьев – автор большого количества вокальных произведений. Текст песни создал английский поэт Томас Мур, а перевёл их на русский язык ярославский поэт Иван Козлов.
- Какой характер носит эта песня(используйте словари)?
- А с помощью каких средств музыкальной выразительности показывает нам композитор характер этой песни?
Темп- медленный, Динамика – тихая, мелодия – плавная, напевная; ритм – равномерный; тембр – звучат женские и мужские голоса, песню исполняет хор в стиле а капелла.
- Чем похожи эти произведения?
-(Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов)
-Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)
Музыка созвучна картине. Она такая же спокойная, тихая, как сам пейзаж. Их объединяет разнообразие оттенков, мягкий тембр голоса и красок. В картине И.Левитана плавные, гибкие, выразительные линии, как и сама музыка. Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами.
Вывод:
Для нас, россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и любовь к Родине, и наука, и песни, и душа народа. Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это не происходило – у храма или в концертном зале…
И композиторы и художники, чтобы их произведения были близки и понятны, приносили людям добро и радость часто изображают колокола, как символ нашей Родины.
V. Вокально-хоровая работа.
- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся передать этот образ Родины, красоты родного края, необъятный простор русской земли. И сделаем мы с вами это при помощи «Песни о России» поэта Ольги Высотской и композитора Владимира Локтева.
Слайд 18.
VI. Рефлексия.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Чему он был посвящён? (колокольным звонам)
- Колокол – это символ чего? …. (России)
- В каких творениях человека отразилась красота звучания колокола? (Музыка, живопись)
- На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … добро
- В Европе колокола поют, а в России… звонят.
- Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм, Слайд 19.
И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звонят добром, чаруя своим ритмом.
- Домашнее задание: найти в интернете музыкальные произведения и произведения живописи, в которых отражены колокольные звоны.
- На столе у вас лежат разноцветные колокольчики.
Слайд 20.
«Розовый» - это отлично. «Оранжевый» - не знаю. «Зелёный» - плохо.
- Какую бы оценку вы поставили нашему уроку?
- Достигли мы с вами целей нашего урока?
- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?
Говорят: икона – это молитва в красках, храм – это молитва в камне, колокол и колокольный звон – молитва в звуке.
- Я желаю всем, чтобы у каждого в душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Если вам светло и радостно после нашего урока, выходя, позвоните в колокольчик.
До новых встреч!
Слайд 21.
(Клип песни «Колокола России»)
Павлова Вера Владимировна