Урок на тему: «Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина»
Тема урока: «Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина».
Цели урока:
1. Обучающая. Прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с поэзией С. А. Есенина, выявить основные темы лирики поэта. Формировать навыки учебно-исследовательской деятельности студентов. 2. Воспитательная. Воспитывать у студентов чувство бережного отношения к лирике, воспитывать интерес к стихотворениям поэт; умение видеть в обычном необычное; воспитывать чувство прекрасного. 3. Развивающая.Развивать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у обучающихся не только знания, а появился духовный опыт; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление; устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
Оборудование: презентация, сборники стихов Есенина, фото Есенина с матерью, с А. Дункан, с 3. Райх и др..
(слайд с эпиграфом и портретом Есенина)
Эпиграф к уроку:
Я сердцем никогда не лгу.
С. Есенин
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте! Присаживайтесь. Сядьте красиво, ровно и настройтесь на урок.
2. Вступительное слово учителя под тихую музыку: (слайд с темой и портретом Есенина).
В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты…
Н.Браун Тема нашего сегодняшнего урока: «Художественное своеобразие творчества Сергея Есенина». Сегодня мы продолжим знакомство с его поэзией, выделим основные темы его стихотворений и их художественные особенности. Сергей Александрович Есенин — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
3. Работа по теме урока.
Учитель: Вам на дом было задано ознакомиться с творчеством поэта, выделить наиболее значительные темы в его творчестве. Какие темы вы выделили?
Тему любви к матери
тему любви к женщине;
тему любви к природе;
тему родины.
- Да, на самом деле именно эти темы являются ведущими в творчестве Есенина. Вы должны были выбрать наиболее близкую для себя тему и провести небольшое исследование, изучая дополнительную литературу. И поэтому мы с вами будем сегодня работать по следующему плану:
План урока:
Тема матери
Любовная лирика
Тема Родины
Пейзажная лирика
Работа в парах
Синквейны
-Многие писатели и поэты воспели образ матери как лучшее что дано человеку. Они передали те нежные чувства, связанные с матерью. Читая их, мы предаемся мыслями о родном человеке. Подобные стихотворения также появлялись в творчестве Сергея Есенина. Образ матери, самого дорогого и близкого человека, проходит через всё творчество поэта. Давайте же посмотрим на самого дорогого сердцу Есенина человека и послушаем ее воспоминания о сыне.
Видео (мама Есенина)
Говорят, что любовь к Родине начинается с любви к матери. Наглядным примером тому служит С. Есенин.
- Кто подготовил сообщение на данную тему и хочет ответить?
Тема любви к матери в творчестве Есенина (сообщение).
Для большинства из нас Сергей Есенин, в первую очередь, является певцом красоты русских просторов и старой деревни. Однако, внимательный читатель заметит, что тема Родины в творчестве поэта тесно перекликается с темой матери (Родина-мать). Исследователи есенинских произведений отмечают, что на ранних этапах своего развития Есенин редко говорит о матери. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. Исследователи отмечают, что в стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Некоторые читатели убеждены, что поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло, спрятав от невзгод.
- А стихотворение на эту тему нам прочитает Кабачиева Патимат.
Чтение стихотворения «Письмо матери» (под музыку)
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Учитель: Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? (Это стихотворение об отравленной жизни поэта, уставшего от кабаков, скандалов, недопонимания. Он устал от всего и хочет домой, к родным, к матери.)
- На каждой парте у вас есть тексты со стихами. С текстами вы будете работать в парах.
Скажите, какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? Найдите эти образы в стихотворении, подчеркните их. («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)
Как мы видим, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? Процитируйте. Найдите эти фразы в тексте. (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)
В стихотворении присутствует трагическое настроение. В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)
Да, лирический герой скучает о прошлой жизни, но в то же время понимает, что ее не вернуть.
Учитель: А у нас впереди следующая тема в творчестве Есенина: тема любви к женщине...
Кто хочет прочитать свое сообщение? (слайд с музами Есенина)
Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к светлой тайне приложил уста».
Есенин был очень любим женщинами, но интимная лирика поэта зачастую окрашена трагизмом. В книгу Есенина «Москва кабацкая» вошли два цикла: «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана». В них описывается не любовь в высоком смысле, а чувства, характерные для подростков, когда женщина и притягивает, и раздражает одновременно. В юношеской незрелости проступают надрывные интонации. Поэт сравнивает любовь со страшной, неизлечимой болезнью:
Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь – чума.
Восхищение женщиной, ее красотой и тайной возникает в цикле «Любовь хулигана». Герою уже не хочется ходить по кабакам, «пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Он рад смотреть на любимую, видеть «златокарий омут» ее глаз и «тонко касаться руки и волос» ее «цветом в осень».
В стихотворении «Заметался пожар голубой» поэт признается: «В первый раз я пишу про любовь», подчеркивая, что не считает любовью то, о чем писал в цикле «Москва кабацкая». Голубой пожар – метафора любви, передающая надежду поэта на воскресение. Но очень скоро герою становится грустно, и он начинает сомневаться в себе и своих чувствах:
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
В последний год жизни Есенин создал стихотворения о любви, в которых осуждает ложь в человеческих отношениях, с тоской пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Эти стихи необыкновенно трагичны. Себя он считает уже неспособным любить, это справедливая расплата за неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь…» он пишет:
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Есенинский герой проходит путь от восторженного восприятия любви, восхищения женской красотой до мысли о невозможности гармонических отношений между двумя людьми. А музами Есенина являлись Анна Романовна Изряднова, Зинаида Николаевна Райх, Галина Бениславская, Айседора Дункан, Софья Андреевна Толстая.
Стихотворение по этой теме нам расскажет Идрисов Гаджимурад (видео с отрывками из сериала «Есенин»).
Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
В 1924 году написал Сергей Есенин "Письмо к женщине". Произведение адресовано было Зинаиде Райх, которая являлась, по сути, единственной супругой поэта.
Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)
Ознакомьтесь с полным текстом стихотворения и скажите, сколько частей в поэме?
(Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).
Как называется этот прием?
( Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.).
От какого лица идет повествование? И с какой целью?
( От первого лица, и поэтому стихотворение звучит так искренне, как исповедь. Он вспоминает о прошлом, стремится объяснить любимой «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее. Но все же она выбирает другого).
- Найдите в тексте, в чем видит лирический герой истинную причину расставания? («Любимая! Меня вы не любили…»)
Итак, чего искал герой? ( Понимания, любви).
- Да, Есенин страдал, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой через мучения пришел к иному мироощущению.
А мы переходим к следующей теме в творчестве Есенина - тема Родины.
Есенина (слайд с пейзажами). Кто поделится с нами своим сообщением?
В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне. Есенин и сам признавался: «Моя лирика Жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».
Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.
Но Родина поэта - это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, - это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать Пушкиными, или Лермонтовыми, или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта - это Русь до советской власти, Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».
Стихотворение на эту тему прочитает Абакарова Саният.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Тему Родины в творчестве Есенина невозможно представить без темы любви к Родной природе. Кто подготовил сообщение об этом?
Образ родины для Есенина неразрывно связан с родной природой. Русская природа для Есенина — это вечная красота и вечная гармония мира, врачующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвышенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения. Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная земля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью. И даже экзотическая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.
Стихотворение прочитает Алиева Айшат:
«Душа грустит о небесах…» Сергей Есенин
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.
Понятен мне земли глагол,
Но не стряхну я муку эту,
Как отразивший в водах дол
Вдруг в небе ставшую комету.
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
Учитель: - Что помогает Есенину оживить его стихотворения? (Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
- Давайте вспомним, что такое эпитет? Метафора? Олицетворение? Сравнение?
Стихотворения о Родине и природе мы проанализируем при помощи следующей таблицы. А работать вы будете в парах.
- Выставка. Пока студенты работают по таблицам, хотелось бы озвучить нашу выставку. Этот уголок мы посвятили Сергею Есенину и его женщинам-музам, о которых ранее говорилось. Также перед вами макет дома Сергея Есенина. На этих листах можно посмотреть на его почерк. Как мы видим, Есенин мог писать разными почерками. А здесь стихотворение, которое, как говорят, он написал перед своей смертью кровью в гостинице «Англетер». Здесь представлены книги Есенина. Внимание привлекает книга «Тайна смерти Сергея Есенина», в которой приводится множество доказательств и показаний свидетелей о том, что Есенин не был самоубийцей. И я очень надеюсь, что когда-нибудь в учебниках и книгах о нем будет признан этот факт.
- Давайте проверим, что вы выписали.
Стихотв | Эпитеты | Метафоры-олицетв | Сравн | Обращен | Звуки | Цвета |
«Гой ты, Русь...» | | | | | | |
«Душа грустит о небесах...» | | | | | | |
«Отговорила роща золотая...» | | | | | | |
«Топи да болота...» | | | | | | |
«Поет зима-аукает...» | | | | | | |
«Край ты мой заброшенный...» | | | | | | |
- Какие эпитеты вы выписали? Метафоры-олицетворения? Сравнения? Обращения? Цвета?
Почему именно эти цвета использовал поэт? (Потому что это цвета окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, тёмные тона вечера).
4. Составление синквейнов.
- А теперь, когда мы ознакомились с основными темами лирики Есенина и их особенностями и их особенностями, я вам предлагаю составить соответствующие синквейны.
5. Рефлексия.
Итак, наш урок подходит к концу. О творчестве какого поэта мы сегодня говорили? Каковы основные темы его стихов?
Какие же художественные особенности лирики С.Есенина вы отметили?
1. Одушевлённость природы
2. Присутствие звуковых образов
3. Цветопись.
4. Повествование во многих стихах ведется от первого лица.
5. Множество обращений
6. Оценивание.
7. Д/з.: выучить стихотворение Есенина наизусть, по выбору.
8. Заключительное слово учителя.
Известно, что истинная поэзия неотделима от музыки. На стихи Есенина было написано множество песен, одной из них мне и хотелось закончить наш сегодняшний урок.
13