Задача по генетике на тему «Виды мутаций»
Задача «Тайна мутаций»
Составитель: Киреева А.Х., Школа №20 г. Стерлитамак РБ
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (анатомия).
Класс: 10
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного
традиционной программой учащимся 10 классов, для изучения видов мутаций
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая
для самостоятельного получения знаний по теме «Мутации», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному
описанию);
• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать
заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска
решения следующих заданий внутри текста;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной
задачи.
Использованные источники:
- Ресурсы интернет
Текст задачи.
Это не волшебное перерождение. Это происходит всё время и везде. Любой человек имеет в себе в среднем около 100, отличающихся от папиных и маминых одной буквой. За 100 000 поколений они накапливаются и передаются…
Мутация от латинского «mytatio» - изменение. Это качественные и количественные изменения ДНК организмов, приводящие к изменениям генотипа. Термин введён Гуго де Фризом в 1901 году. Затрагивают ДНК в различной степени: отдельный ген, отдельную хромосому или весь генотип. По уровню возникновения мутации делят на группы.
Генные мутации: Изменение одного или нескольких нуклеотидов в пределах гена, их часто называют точечными. Они возникают при репликации ДНК, вместо комплементарных пар А-Т и Г- Ц возникают неправильные сочетания, в результате возникают новые сочетания нуклеотидов, которые кодируют новые или изменённые белки. Такие, казалось бы, незначительные изменения приводят к серьёзным, неизлечимым заболеваниям.
Хромосомные мутации значительные изменения структуры хромосом, затрагивают несколько генов. В зависимости из изменений их делят на группы:
А) утрата - отрыв концевой части хромосомы (хромосомная мутация приводит к смерти).
Б) делеция – утрата средней части (тяжелые заболевания, летальный исход)
В) дупликация –удвоение какого-либо участка
Г) инверсия – разрыв хромосомы в 2-х местах, разворот получившегося фрагмента на 180°и обратное встраивание на место разрыва.
Д) транслокация- участок хромосомы прикрепляется к другой, не гомологичной ей. Возникают при нарушениях процесса деления. Хромосомные мутации: закономерно приводят к гибели организмов, так как затрагивают целые хромосомы
Геномные мутации: изменение числа хромосом, которые бывают: А) не кратно гаплоидному набору (± 1 хромосома) – гетероплоидия; Б) кратно гаплоидному набору (увеличение числа хромосом в 2, 4 и более раз) –полиплоидия.
Причина наследственных заболеваний у человека – это мутации, то есть спонтанные изменения генов, которые возникают, в первую очередь, под влиянием окружающей среды. Лечение наследственных заболеваний крайне затруднено, его практически не существует, можно лишь улучшить симптомы.
Задание 1.
В 1959 году французский ученый Ж. Лежен обнаружил, что у людей с болезнью Дауна имеется лишняя 21ая хромосома. Это заболевание, связанное с нарушением умственного развития. Типичные признаки: маленький нос с широкой переносицей, полуоткрытый рот, низкий рост, умственная отсталость. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет 1:500-700 новорожденных.
Укажите какой это тип мутации:
А. Генная
Б. Хромосомная
В. Геномная
Задание 2. Объясните механизм возникновения синдрома Дауна у мальчика (47, XY, 21+)
Задание 3.
При серповидно-клеточной анемии эритроциты под микроскопом имеют характерную серпообразную форму (форму серпа). Используя рисунки к заданию, определите с какой мутацией связано данное заболевание. Ответ аргументируйте.
Задание 4.
Используя текст с рисунками назовите типы хромосомных мутаций. Ответ обоснуйте.
А) Острый миелоидный лейкоз (рак крови), связан с мутацией 22 хромосомы
|
|
Б) Синдром кошачьего крика (синдром Лежена)-хромосомное заболевание, связанное с мутацией 5 хромосомы. Свое название синдром получил из-за характерного крика ребенка (высокий, пронзительный плач), который напоминает мяуканье кошки. Этот симптом объясняется дефектом в развитии гортанных хрящей. |
|
В) Мутация хромосомы 3, что приводит к изменениям в черепе: квадратное лицо, широкий нос, выступающая верхняя губа, микрогнатия (недоразвитие челюстной кости |
|
Типы хромосомных мутаций: 1) делеция 2) дупликация 3) инверсия 4) транслокация |
А |
Б |
В |
|
|
|
Задание 5.
Парадокс: вирусы (бактериофаги) могут терять значительную часть своей единственной хромосомы и замещать его чужеродной ДНК. При этом не только сохраняют свою функциональную активность, но и приобретают новые свойства.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с
предложенными вариантами ответов.
Ответ: В.
Балл: 1.
Задание 2.
Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую
(словесный текст).
Ответ: При созревании половых клеток (мейозе) у матери мальчика из-за нерасхождения хромосом возникает яйцеклетка (гамета) с 24 хромосомами. При слиянии с нормальной гаметой отца образуется зигота с 47 хромосомами, вместо 46.
Критерии оценивания:
Описаны все элементы схемы, получился связный текст, биологические
ошибки отсутствуют – 3 балла.
Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не
получился связный текст – 2 балла.
Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или
описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть
биологические ошибки – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 3.
Деятельность: Решение задачи с анализом рисунка
Ответ: Заболевание связано с генной мутацией, при котором происходит замена одного нуклеотида на другой с нарушением строения белка гемоглобина.
Критерии оценивания:
Верно даны ответы на все вопросы – 2 балла.
Верно дан ответ на 1 вопрос – 1 балл.
Определены неверно – 0 баллов.
Задание 4.
Деятельность: Формулировка выводов при сопоставлении текста,
рисунка.
Ответ:
А) Транслокация (участок хромосомы прикрепляется к другой, не гомологичной ей), делеция (утрата части хромосомы) и замена ее частью другой хромосомы.
Б) Делеция (утрата) (утрата концевой части 5 хромосомы)
В) Инверсия (разрыв хромосомы в 2-х местах, разворот получившегося фрагмента на 180°и обратное встраивание на место разрыва)
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие и даны верные пояснения во всех трех
случаях – 3 балла.
Верно установлено соответствие и даны верные пояснения в двух
случаях – 2 балла.
Верно установлено соответствие и дано верное пояснение в одном случае
или верно установлены только все соответствия, а пояснения
отсутствуют – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
Задание 5.
Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.
Ответ: Возможно, появление таких болезней как, птичий и свиной грипп – следствие хромосомных мутаций вирусов.
Критерии оценивания:
Дан утвердительный ответ и приведено обоснование – 2 балла.
Дан утвердительный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.