Урок на тему «Северная война» (История, 8 класс)
урок Северная войнаRAR / 24.88 Мб
/data/files/a1681791414.rar (урок Северная война)Конспект урока по истории России на тему: «Великая Северная война 1700-1721 гг.»
8 класс
Цели: Формировать знания о причинах, ходе, значении Северной войны в истории России.
Задачи:
Обучающая: ознакомить обучающихся с причинами Северной войны, основными военными кампаниями, их результатами и значением для Российского государства;
Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать исторические факты; анализировать исторические периоды; развивать познавательный интерес к изучению истории своей Родины.
Воспитательная: воспитывать стремление к более глубокому знанию истории родного государства; содействовать формированию чувства патриотизма и гордости за свой народ, его историю.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формировать понятийный аппарат; раскрывать причинно-следственные связи побед и поражений в Северной войне; составлять представление об основных событиях Северной войны; уметь давать оценку событиям и явлениям; уметь работать с исторической картой.
Личностные:
Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать ценности государственности и ее защиты; воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной
Метапредметные:
Уметь анализировать различные источники информации, сопоставлять однотипные явления; уметь работать индивидуально и в группе; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладевать навыками самоконтроля; владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.
Технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Метод обучения: проблемный, частично-поисковый.
Приемы и формы работы с обучающимися:
- работа в парах;
-индивидуальная форма работы;
-метод сравнения и сопоставления;
-метод наглядного показа;
-иллюстративный метод объяснения нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, дополнительная литература, мобильные устройства, ИКТ, компьютер, интерактивная доска
Цифровые образовательные ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=FmaLyHojG18&feature=emb_logo)
https://www.youtube.com/watch?v=67orMqR-IhI
https://www.prlib.ru/item/394371 стр.36- 37
https://www.prlib.ru/history/619368 (Полтавская битва)
https://www.prlib.ru/history/619530 (Ништадский мир)
https://www.mentimeter.com/s/c5e0c2848e70745e5c819f5812d0cedd/a7ee55681089 опрос в приложении «Мentimeter».
Ход урока:
Организация деятельности на уроке | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап. | -Здравствуйте. -Итак, все внимание на экран! Параллельно я попрошу Вас прослушать внимательно отрывок из поэмы А.С. Пушкина, описывающей историческое сражение, постараться определить название этого произведения. Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки. Сыны любимые победы. Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Волнуясь конница летит, Пехота движется за нею И тяжкой твёрдостью своею Её стремление крепит. -После просмотра учитель задает вопросы: *Узнали ли вы литературное произведение? *Какому историческому событию оно посвящено? *С именем какого российского правителя связано это произведение, а так же основание Санкт-Петербурга? | Просмотр видеосюжета (с параллельным прочтением учителем отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»). Ссылка: https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=FmaLyHojG18&feature=emb_logo Ответы на вопросы - Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» - Это произведение посвящено Полтавской битве. - Произведение и основание Санкт-Петербурга связано с именем Петра I. | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний | -Какие внешнеполитические задачи Петр I считал основными для России XVIII века? | - Пётр I считал основными внешнеполитическими задачами страны на тот период: развитие торговли и выход к незамерзающим морям - Балтийскому и/или Чёрному. | ||||||||||||||||||||||||||||
Введение в тему, целеполагание | - Одной из задач было вернуть утраченные территории, потерянные во время Ливонской войны и Смутного времени, что закрыло России выход к Балтийскому морю. Какие территории утратило наше государство в этот период? (работа с картой) -Как можно было вернуть эти земли, принадлежащие Швеции? (Доп. Готовы ли были шведы отдать их?). _ Вы правы: единственным радикальным решением этой проблемы могла бы стать и стала война со Швецией, которая была самой длительной в истории России и длилась 21 год. Предположите, как будет звучать тема нашего урока. - Какой будет цель нашего занятия, задачи? - То есть мы должны будем сегодня познакомиться с событиями Северной войны 1700-1721 гг., определить значение Северной войны для России, оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне. Обратимся к памятке для анализа, описания войн в ваших тетрадях. | Учащиеся называют и показывают по карте территории, которые Россия потеряла: часть северо-западных земель с городами Ям, Копорье, Ивангород, побережье Финского залива с частью Карелии, которые отошли к шведам. - Путем военного столкновение со Швецией, войны. Учащиеся выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении. Анализируют, определяют тему урока: «Великая Северная война» (записывают тему в тетрадь). Ответы учащихся: (мы должны определить причины войны, ее участников, основные сражения и итоги войны). Памятка для анализа, описания войн 1. Причина и характер войны: а) основные противоречия, приведшие к войне; б) подготовка к войне, соотношение сил; в) планы сторон. 2. Ход войны: а) повод к войне (если был) и её начало; б) основные этапы и главные сражения, их участники; в) окончание войны, условия мира, итоги. 3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны). | ||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. | Рассказ учителя: Итак, перенесёмся мысленно в XVIII век. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Швеция ощущала себя полноправной хозяйкой Балтийского побережья. Соответственно сильной и развитой стране было бы целесообразно отдавать без боя свои территории России? - Исходя из этого, выделите основные причины Северной войны и назовите их. - Петр искал союзников для борьбы со шведами. - Посмотрите на карту, какие ближайшие соседи могли стать союзниками России? -Да, в начале XVIII века основные европейские государства начали войну за «Испанское наследство» и не могли вмешаться в борьбу за Балтику, а Россия в союзе с Данией, Речью Посполитой, Саксонией (Северный союз) начала войну со Швецией. - В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов. Чтобы перечислить их, я предлагаю Вам посмотреть видеоролик о ходе этой войны, подробнее рассмотреть каждый из этапов посредством заполнения таблицы: Этапы Северной войны
- Итак, назовите первый этап войны? С какими событиями он связан? Удачно или неудачно он завершился для Северного союза? Для ответа на эти вопросы обратимся к учебнику (п. 4, пп. 1 стр.25-26). -Стремительность действий молодого шведского короля застала Петра I врасплох. В этих условиях Пётр I ускорил подписание мирного договора с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва, где состоялось сражение, которое получило название «Сражение под Нарвой», а как оно проходило – узнаем из видеоролика, заполним соответствующую строку таблицы. - Подведем итог. Под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска. Русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав. В Европе русскую армию на несколько лет перестали воспринимать как серьёзную силу. -Как вы думаете, почему русские войска не могли взять Нарву? Назовите причины поражения русской армии под Нарвой. - Естественно Петра I как полководца не устраивали такие результаты сражения. Представьте себя в роли главнокомандующего, что вы предприняли бы чтобы исправить ситуацию, предотвратить дальнейшие поражения России? - Давайте проверим, насколько Вы были близки к тем мерам, которые принял Петр I. Для этого Вам нужно обратиться к учебнику (пп.3) - Какие меры, принятые Петром I для усиления русской армии вы считаете наиболее эффективными? (опрос на mentimeter). - Проработайте с учебником найдите и запишите встретившийся нам термин «рекрутский набор». - Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг? И это привело к первым победам. В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город») В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. Затем были Дерпт (июнь 1704 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало». Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи – вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился первый этап войны. Второй этап - Полтавская битва - Как вы думаете, как другие страны, страна-соперник отреагировали на усиление позиций России? - Вы правы, усиление военной мощи России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, и он вывел Польшу из войны, стал готовить вторжение на территорию России. -Крупное сражение произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта). -Используя материалы президентской библиотеки, охарактеризуйте военные действия, которые происходили у деревни Лесной, заполнив соответствующую строку таблицы. -Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. -Используя материалы президентской библиотеки, опишите сражение под Полтавой. Определите причины победы русской армии в Полтавской битве, заполнив соответствующую строку таблицы. -Чем закончилось это сражение для России, как Вы поняли из прочитанного текста? Какие причины победы русской армии можно выделить? Обсудите в парах. Затем мы озвучим Ваши мысли всему классу. | Причины Северной войны (1700- 1721 г.г.) 1. Господство Швеции на Балтике. 2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю, нежелание Швеции отдавать земли. (делают запись в тетрадь) - Дания, Речь Посполитая, Саксония. Просмотр видеоролика, определение этапов войны. ссылка: (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fa72cb4-34c5-48c7-bd61-61aeeb845e84/%5BIS7IR_3-22%5D_%5BMA_01%5D.swf просмотр с третьей позиции) Заполнение таблицы по мере изучения материала. Читают, делают пометки по тексту и записывают в тетрадь. 1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны. 2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги. https://www.youtube.com/watch?v=67orMqR-IhI Просмотр видео сражения под Нарвой. (заполнение таблицы)Работа с материалами Президентской библиотеки (ссылка: https://www.prlib.ru/item/394371 стр.36- 37 ) читают материал называют причины поражения: 1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической. 2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии. Размышляют. Аргументируют свое мнение. Используя учебник (пп.3), учащиеся сравнивают свои предположения с действиями Петра I для усиления русской армии. Затем проходят опрос в приложении «Mentimeter» (https://www.mentimeter.com/s/c5e0c2848e70745e5c819f5812d0cedd/a7ee55681089) «Какие меры, принятые Петром I для усиления русской армии вы считаете наиболее эффективными?» 1. Замена стрелецких войск регулярной армией. 2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699) 3. Создание военных заводов на Урале. 4. Создание военных учебных заведений. 5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720). 6. Строительство военно- морского флота. Записать в тетрадь определение: Рекрутский набор - способ комплектования русской армии со времен Петра I до введения всеобщей воинской повинности. -Армия стала боеспособной и сильной. Записать в тетрадь дату основания Санкт-Петербурга. Размышляют. Аргументируют свое мнение. Работа в парах. Работа с материалами Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/history/619613 изучают материал записывают основные моменты. Работа с материалами Президентской библиотеки https://www.prlib.ru/history/619368 (Полтавская битва) изучают материал записывают основные моменты. Учащиеся работают в парах, после выполнения задания, обмениваются мнениями о прочитанном в паре, обсуждают причины победы русской армии. Озвучивают причины победы русской армии. 1. Военные реформы Петра I. 2. Боеспособность и мобильность русской армии. 3. Возрос боевой дух армии. 4.Мужество и героизм солдат. 5.Умелое командование. | ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | | Записывают домашнее задание. 1. Перечислите не менее шести нововведений в армии, появившихся в результате реформ. 2. Дайте определения следующим понятиям: полки «нового строя», регулярная армия, рекрутская повинность. 3. Полтавская битва стала решающим, переломным событием Северной войны, напишите не менее трех доводов в пользу этого утверждения. | ||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | - Подведем итоги урока. - Какие этапы Северной войны мы сегодня рассмотрели? - Какой из этапов заставил Петра I прибегнуть к реформе армии и другим преобразованием? - Какой этап оказался наиболее успешным для России? -Боевые действия следующего этапа Северной войны были перенесены на территорию других стран. О каких этапах идет речь, какие мы сегодня ещё не рассмотрели? Вспомните видеоролик, просмотренный в начале урока. Эти этапы Северной войны мы рассмотрим на следующем уроке. | - Битва под Нарвой, сражение у Лесной деревни, Полтавская битва. - Битва под Нарвой. - Полтавская битва. - Прутский поход, битва у мыса Гангут, битва у острова Гренгам, заключение Ништадтского мира. |