Методическая разработка урока экологии для 7 класса «Волга — национальная река России»

7
3
Материал опубликован 24 January 2019 в группе

 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района

Нижегородской области

«Средняя школа №2 г. Перевоза»

Методическая разработка урока экологии для 7 класса

Волга – национальная река России

Составители:

Лисенкова Н.И.,

учитель биологии и химии

высшая категория,

Пискунова Н.И.,

учитель географии и биологии

Перевоз

2015

Аннотация

Чем дольше мы занимаемся экологией, тем больше убеждаемся в том, что экология – наука комплексная, которая объединяет все образовательные области, а также является прекрасным инструментом для развития и воспитания детей. При подготовке урока нам захотелось совместить географическую, патриотическую, эстетическую и философскую составляющие науки, показать значение Волги для России средствами учебного материала по географии, экологии, истории, литературе, мировой художественной культуре, обществознанию, привлечь внимание к русской геральдике.

Урок «Волга – национальная река России» разработан с учётом возрастных особенностей детей 6 – 7 классов, которые имеют еще недостаточно много знаний по данной теме, но очень хотят узнать. Технология критического мышления с использованием групповой формы работы позволяет повысить интерес к изучению данного материала. На наш взгляд, подобный урок очень хорошо бы вписался в тематическое планирование по географии, экологии, историческому краеведению, обществознанию, биологии, составленное на основе интегральной технологии, как урок-презентация или урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Тема " Волга – национальная река России» выбрана не случайно, помочь увидеть весь блеск Волги и России и развить патриотизм, который в наше время у молодёжи на сравнительно низком уровне. Урок направлен на привлечение внимания к богатствам и проблемам сохранения одной из красивейших рек России – Волге и ее малому притоку Пьяне, их важной роли в жизни населения, снабжения водой, продуктами питания, энергией, местами отдыха и проживания, усиление понимания необходимости совместных действий всех сторон по сохранению Волги и Пьяны.

Тема: Волга – национальная река России.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний по теме “Волга - национальная река России” на основе технологии критического мышления с ориентацией на понятия по теме “Водные ресурсы как один из экологических факторов”, взаимосвязи рек Пьяны и Волги. Развитие информационно – коммуникативных компетенций.

Место урока в изучении темы: урок № 4 в теме “Водные ресурсы как один из экологических факторов”.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели урока по содержанию:

Образовательные:

Возродить традиции уважительного отношения к рекам;

сконцентрировать внимание детей на ценностях реки Волги и Пьяны;

дать понимание о возможных решениях проблем бассейна реки Волги, о том, как можно сотрудничать, чтобы сделать использование реки устойчивым;

  • углубить знания учащихся о природных ресурсах, хозяйственных и культурно-исторических ценностях Волжского бассейна;

  • формировать умение комплексно рассматривать среду обитания человечества; Развивающие:

  • Развивать аналитические способности, умение делать собственные выводы;

  • развивать у учащихся умения работы с современными компьютерными технологиями;

  • развивать у школьников системное экологическое мышление. Воспитательные:

  • Укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников;

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу реки Волги;

  • формировать активную жизненную позицию.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, сравнение, картографический, оценки.

Принципы урока:

научность;

коллективизм;

связь с жизнью;

дифференцированность;

сотворчество.

Технология построения урока: критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы: беседа, частично-поисковый, исследовательский.

Планируемые результаты учебного занятия (Формирование УУД):

Предметные:

знать географическое положение Волги и Пьяны;

выяснить значимость Волги для России;

определить экологические проблемы рек и предложить пути их решения.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

познавательные: - работать со справочной литературой, картой, атласом;

– овладеть языковыми и художественными средствами своего мировоззренческого взгляда на роль природных обьектов: Волги и Пьяны;

работать с информационными текстами.

Личностные:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование:

Компьютер;

интерактивная доска;

музыкальная заставка песни «Издалека, долго…»; видеофильм «Перевоз мой родной»;

  • наборы иллюстративных материалов о хозяйственной деятельности городов Поволжья;

  • набор изделий народных промыслов: Хохлома, Городец, Семенов, Полхов- Майдан;

  • бумага А-4;

фломастеры;.

тетради, ручки.

Реализация целей урока будет достигнута на основе через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, составления кластера и использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Здоровье и психосберегающая условий для проведения урока, смену видов деятельности,

среда создается через создание комфортных интересными формами изучения материала, соблюдении санитарно – гигиенических

требований.

Контрольные вопросы и задания. Почему Волгу называют национальной рекой России? Почему малые реки (Пьяна) имеют важное значение для Волги? Ч то может сделать каждый из нас для Волги, Пьяны?

Результаты урока. Знания о географическом положении Волги и Пьяны, их истории, н/х значении Волги для России, выявление причин экологических проблем величайшей реки. Воспитание гражданственности и патриотизма к своей Родине, понимание собственной причастности к судьбам Волги и Пьяны, страны.

Структура и ход урока

Структура

 

Деятельность

Деятельность

УУД

   

урока, время

 

учителя

учащихся

     

Оргмомент

 

Учитель проверяет,

Готовят рабочее место

Выработка

внимания,

 

1 мин

 

насколько комфортно

 

самоорганизации,

   
   

чувствуют себя

 

дисциплинированности

 
   

ученики, готовность

       
   

рабочего места,

       
   

создает ситуацию

       
   

успеха

       

Актуализация

 

Предоставляет слово

Слушают информацию

Познавательные УУД

 

знаний. Стадия

 

зав.отделом экологии

 

Расширение и углубление

 

вызова

 

и природопользования

 

знаний о мировом значении

 
     

Волжского бассейна

 
   

Перевозского района

   

5 мин

         
             

Личностные УУД

 
   

Задает вопрос: «Если

   
   

Предлагают варианты

     
   

вам надо составить

- Осознание неполноты

 
   

ответов

 
   

рекламный буклет по

знаний, проявление

 
       
     

интереса к новому

 
   

любому материку,

   
     

содержанию

   
   

стране, городу мира, о

     
           
   

чем вы напишете?

 

– построение диалога:

 
                 
   

Предлагает вспомнить

 

субъект – субъект

   
           
   

ассоциации со словом

 

Регулятивные УУД

 
   

Волга, Пьяна.

   
     

Формирование умения

 
   

(Музыкальная

   
     

самостоятельно

   
                   
   

заставка: «Издалека –

       
     

обнаруживать и

   
   

долго…»)

       
     

формировать учебную

 
   

Предлагает

Определяют тему урока

 
   

проблему, определять цель

 
                 
               

учебной деятельности

 
       

определить тему урока

Записывают

в

тетрадь

(формулировка темы урока).

 
                   

тему урока

                 
                           

Мотивация

и

 

Предлагает

       

Записывают

в

тетрадь

Регулятивные УУД

   

целеполагание

   

определить

значимые

и озвучивают,

 

затем

-

Формирование умения

   
       

цели урока

       

корректируют

   

самостоятельно

     

2 мин

                         

обнаруживать и

     
                           

формулировать учебную

   
                           

проблему, определять цель

   
                           

учебной деятельности

   
                           

выдвигать версии значимых

 
                           

целей урока

       
       

Предлагает выяснить в

       

Личностные:

     
               

-

осознание

неполноты

 
       

ходе урока:

Прав ли

         
               

знаний,

 

проявление

 
       

был

Дюма,

назвав

           
               

интереса

к

новому

 
       

Волгу

национальной

         
               

содержанию

       
       

рекой России?

                 
                             
                   

Первичное

     

Предлагает работу по

Работают в группах

Познавательные УУД

   

усвоение знаний

 

карточке

               

Формирование

умений

 
       

“Географический

       

анализировать,

     

5 мин

     

диктант»

               

сравнивать,

       
       

(Приложение1)

 

с

       

классифицировать

и

 
       

использованием

       

обобщать факты (работа с

 
       

справочной

               

картой

и

атласом,

 
       

информации.

               

справочной литературой)

   
                               

Рефлексия

     

Слушает,

       

Озвучивают,

   

какая

Познавательные УУД

   
       

корректирует ответы.

информация

   

была

Анализ

информации,

 

4 мин

                 

новой для них

   

подводящий

 

диалог

с

 
                           

учителем,

 

выполнение

 
                           

продуктивных заданий

   
                   

Осознание

 

и

 

Предлагает

составить

Составляют кластер по

Познавательные УУД

   

осмысление

   

кластер

     

каждой

группам

(географы,

Умение реконструировать

   

блока

новой

 

группе.

       

историки, этнографы,

информационный пласт;

   

учебной

                 

экономисты, экологи).

– умение выстраивать и

   

информации,

   

Демонстрирует

на

Используют

интернет-

обосновывать

     

осознание

     

экране

       

слайды

ресурсы,

доп.

и

теоретический материал

   

способов

     

компьютерной

 

справочную

                 

действия

     

презентации

       

литературу,

 

карты,

Коммуникативные УУД

   
       

(Презентация)

 

атласы,

 

наборы

Формирование умения

   

12 мин

                 

иллюстраций,

изделия

самостоятельно

     
                   

народных

промыслов

организовывать учебное

   
                   

Поволжья.

     

взаимодействие в группе

   
                   

Рассказывают

 

свой

Личностные:

     
                           

Осознание

 

неполноты

 
                     

блок по кластеру

 

знаний,

проявление

 
                             

интереса

к

новому

 
                             

содержанию

       
                             

Первичное

   

Предлагает

 

оценить

Делают

 

вывод

о

Познавательные УУД

   

закрепление

   

значение

Волги

для

значении

 

Волги

в

Формирование основных

   

нового

   

России

с

различных

судьбе страны.

 

компетенций творческой

   

материала

   

позиций.

                   

деятельности;

       
     

Предлагает выполнить

Составляют

синквейн,

– умение грамотно

     

5 мин

   

творческое

 

задание:

пишут стихи, смотрят

воплотить знания в

     
     

составить

 

синквен

видеофильм,

 

творческий проект

     
     

или

   

написать

озвучивют

 

свое

         
     

стихотворение

о

творение.

               
     

Волге.

                   

Коммуникативные УУД

   
     

(Демонстрирует

             

Формирование умения

   
     

видеофильм

 

«Перевоз

       

самостоятельно

     
     

мой родной)

             

организовывать учебное

   
                             

взаимодействие в группе

   
                               

Подведение

   

Предлагает

         

Оценивают

 

степень

Личностные УУД

     

итогов урока

   

определить

 

уровень

достижения

целей

Оценивание собственного

   
     

своих

достижений,

урока.

Определяют

   
     

вклада и вклада других

   

2 мин

   

наметить перспективы

способы

достижения

   
   

участников в работу группы

 
     

работы

     

при

целей при организации

 
                     
     

выполнении

     

самостоятельной

           
     

домашнего

 

задания и

домашней работы

           
     

на

следующем

                 
     

уроке.(Приложение 2)

                 
                                 
     

Помогает

 

найти

                 
     

способы

достижения

                 
     

этих целей.

                           
                   

Информация

о

Творческое

 

задание

Записывают в дневник

Личностные УУД

     

домашнем

   

по выбору

 

на

тему:

       

Создание условий

(ДЗ)

к

 

задании

   

«Волга

в

 

сердце

         
             

саморазвитию

   

и

 
     

впадает моё!».

                   
                   

самообразованию на основе

 

1 мин

                             
                           

мотивации к

обучению

и

 
                               
                             

самопознанию.

     
                                       

Источники информации

География Нижегородской области. Волго-Вятское кн.изд. 2008.

  1. Географический атлас Нижегородской области. Изд.3-е, перер. И доп./под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н Новгород: Верхневолжское АГП, 2005.

Даринский АВ. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение,1979.

География Нижегородской области.Учебное пособие. - Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.

Коршунов М.Ю. Географическое краеведение. Перевозский район. 6 класс. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2011.

Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.

Материалы сайтов:

http://lady-uspech.ru/rossiya/reka-volga

volga-tv.ru›nauka-i…geograficheskiy-diktant.html

ru.wikipedia.org

Конспект урока

I. Мотивация и актуализация

Учитель экологии: Ребята, добрый день! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее

настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему. Какую? Вы позже назовете сами.

сейчас слово предоставляется нашей гостье Кондратьевой Т.В. – зав. отделом экологии и природопользования Перевозского муниципального района:

«Россию невозможно представить без главной реки – Волги. Перевозский район невозможно представить без Пьяны, которая является подлинной жемчужиной природы. Богат и разнообразен ее растительный и животный мир, чарующая красота вдохновляет поэтов, художников. Богатства родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений. Начиная с 20 мая 2008 года, ежегодно празднуется «День Волги», экологическая дата, учрежденная Бюро ЮНЕСКО в Москве. «День Волги» провозглашен для того, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам бассейна реки и ее будущему, собрать «за одним столом» все заинтересованные стороны для обсуждения и выработки общих целей по сохранению великой реки. Уроки из цикла «Сохраним Волгу вместе» направлены на понимание значимости Волги и ее притоков для поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей людей, проживающих на территории ее бассейна. Современное нерегулируемое использование запасов воды в бассейне Волги является расточительным, конфликтным и неустойчивым, и только на основе тесного сотрудничества могут решаться важные задачи по сохранению Волги и ее притоков. В 2006 году в целях устойчивого развития реки Пьяны и охраны водных ресурсов было создано речное партнерство - Водный совет. В него

вошли Бутурлинский, Гагинский, Перевозский, Пильнинский и Сергачский районы, по территории которых протекает Пьяна, а также Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области и Верхневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Водный совет разработал межрайонную программу, в соответствии с которой осуществляются, в частности, мероприятия по улучшению экологической обстановки в бассейне Пьяны. Пьяна имеет большое стратегическое и экономическое значение. Река эта трансграничная, связывает территории Мордовии, Нижегородской области и Чувашии. Это позволяет нам сообща требовать достойного к ней внимания на

федеральном уровне .В Перевозском районе идет активная реализация программы мероприятий по улучшению экологической обстановки в бассейне Пьяны, в том числе по очистке этой реки.

решение проблем бассейна реки Пьяны активно вовлечено население Перевозского района разного возраста, включая и учащихся. Школьники разносят жителям города листовки с призывом беречь Пьяну, текст которых они сами и составляют. По берегам Пьяны будут установлены соответствующие аншлаги. А рекреационные зоны планируется оборудовать всем необходимым для удобного сбора и вывоза мусора.

Ребята, вы – будущее России и кому как не вам решать конкретные задачи реки Пьяны, а значит и Волги..

Желаю вам успехов!»

Учитель географии: Хочется верить, что именно важность воспитания гражданина, неравнодушного к окружающей действительности, побуждает нас на уроках экологии говорить о рациональном природопользовании, о проблемах и путях их решения. Что, как не экология, объединяет историю и культуру, географию и технические науки, и что, если не экология, может в полной мере показать все многообразие, всю логику, проблемы и красоту нашей страны.

Учитель экологии: Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Если вам надо составить рекламный буклет по любому материку, стране, городу мира, о чем вы напишете?

(Ответы ребят :…о Париже, об Африке, о Японии, об Америке ...)

Учитель экологии: А почему так мало ответов, что вы составите буклет о России? Да у нас в России столько исторических и природных памятников, что Европе и не снилось! Разве вы не бывали в таких местах нашей страны, области, районе, городе, которые вас восхитили, заставили задуматься, почувствовать гордость за свой родной край! Расскажите о своих личных впечатлениях, о поездках.

(Ребята с увлечением рассказывают о своих поездках, впечатлениях.)

Учитель географии: В географической науке есть названия, которые невозможно охарактеризовать как простые имена изучаемых объектов. Все дело в том, что сами эти объекты имеют сложную связь не только с природой, но и с жизнью общества, мировоззрением и верованиями

людей, происходящими с ними на протяжении разных эпох. Поэтому изучают их не только географы, но и историки, этнографы, представители других общественных и гуманитарных наук, писатели, поэты и художники. Такими необыкновенными объектами займемся сегодня и мы.

На сегодняшнем занятии мы будем много открывать, исследовать,

смотреть, слушать, говорить. О чём? Я думаю, что вы сейчас скажете

мне это сами. (Музыкальная заставка: песня «Издалека-долго…,»

(Приложение 1).О чём же сегодня пойдёт речь? (Ответы учащихся: О

Волге, о Пьяне).

ІІ. Изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой понимания изученного

Учитель экологии: Да, лейтмотив нашего урока вся наша страна в своем многообразии и величии, отражающаяся в Волге. Вы можете спросить: «Почему о Волге? Почему о Пьяне? Что может быть необычного в этих реках? Все о них знают с малых лет». Но всё дело в том, что еще древнехристианская литература учила видеть чудесное в обыкновенном. И сегодня нам предстоит выяснить, что чудесного в матушке Волге, и в нашей Пьяне. А чудеса начинаются с того, что на Волге был автор «Трех мушкетеров». Я надеюсь, ребята, вы подскажете имя автора. (Учащиеся называют имя автора: А.Дюма.) Увидев Волгу, А.Дюма записал следующие строки: «Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклониться её величеству Волге». Давайте же выясним, прав ли был Дюма, назвав Волгу национальной рекой России, и поговорим о Волге и о …России. Вы будете работать в группах и попробуете себя в роли географа, историка, экономиста, этнографа, эколога. Кроме этого, вы можете выступить как художники, поэты, сценаристы.

Учитель географии: Сейчас, в течение 15 минут мы проведем необыкновенное расследование. В этой работе нам помогут физические карты и атласы России, Нижегородской области, наборы иллюстраций, гербы российских городов и др. населенных пунктов расположенных на Волге и на реке Пьяне. Прежде всего, нам надо выяснить географическое положение Волги и Пьяны. Для этого заполним пропуски в тексте. Всю недостающую информацию, вам

предоставит физическая карта России. ( Работа в группах с открытым текстом по определению географического положения (Приложение 2)

Ответы учащихся: Мы выяснили особенности расположения Волги и Пьяны на Восточно-Европейской равнине и вспомнили, что великая река Волга, протяженность которой более 3500 км, а площадь бассейна превышает площадь Франции, Испании и Италии, вместе взятых, начинается на Валдайской возвышенности. Протяженность самой извилистой реки мира Пьяны - 423 км, начинается она недалеко от села Талызина Сеченовского района.

Учитель экологии: А сейчас каждая группа поработает историками. Проведите исследование о геральдике волжских городов, и населенных пунктов расположенных на Пьяне. Гербы, при умении их читать, могут многое рассказать о природе и истории.

(Работа учащихся в группах в роли историков с гербами и их символико( работа с Интернет-ресурсами). Ребята рассказывают о геральдике городов Поволжья и демонстрируют слайды с их изображением ). О чём, рассказывает герб Валдая? (О холмистой местности Валдайской возвышенности). Река вытекает из ряда небольших озёр, соединенных между собой, одно из которых называется Волго. Существует версия, что название «Волго» имеет балтийское происхождение от слова valka - «ручей, текущий через болото; небольшая заросшая травой река». Так же как и Москва-река, Волга начинается из заболоченных озёр на Валдайской возвышенности. На месте истока Волги стоит часовня. И дальше, постепенно стремясь на юг, Волга принимает многочисленные притоки

становиться «как море полноводной» рекой. А.Твардовский в поэме «За далью даль» писал:

…Семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

На что, похожа речная система Волги? (Ответы учащихся: На дерево). Действительно, словно гигантское дерево раскинула Волга по великой

русской равнине свои ветви-притоки. Почти 1,5млн. км2 захватила она

черту своего бассейна. В «Географии» Птолемея Волга названа «Ра» (Щедрая). ( Слайд 5) Проанализируем изображения на гербах русских волжских городов и выясним, чем же щедра Волга. Но, прежде всего, найдем эти города на карте. О чём, нам говорят гербы Саратова, Волгограда? (Обилие рыбы). Герб Костромы? (Водный путь). Гербы - Ярославля, Нижнего Новгорода, Самары? (Обилие диких животных). Гербы Казани и Астрахани напоминают об истории присоединения Казанского и Астраханского ханств к России. Почему именно на Волге, так много крупных городов? (Транспортный торговый путь). Следовательно, мы можем сказать, что Волга имеет градообразующее значение. Волга и волжский бассейн – это не только эти крупные города. Проанализируем гербы менее населенных, но не менее интересных городов и населенных пунктов с.Гагино, г.Перевоз, р.п.Бутурлино, г.Сергач, с.Пильна. (Учащиеся анализируют изображения на гербах населенных пунктов р.Пьяны).

Учитель географии: Чем щедры Волга и Пьяна? Кто, как не экономисты помогут нам ответиь на этот вопрос?

(Учащиеся в роли экономистов работают с наборами иллюстраций: иллюстрации с хозяйственной деятельностью городов Поволжья, природными богатствами рек Волги и Пьяны и дают комментарии).

(Ответы учащихся о щедрости Волги:)

Водой, рыбой. Волга – речной путь: Хвалынск, Буй, Осташков,

Балахна. 2. Лесом, древесиной. Дикими животными и птицами – Йошкар-Ола, Инсар, Аткарск, Семёнов.

Зерном, овощами, плодами – Балашов.

Льном – Кинешма.

Камышом – Камышин.

Солью – Солигалич.

Таков портрет Волги XVII – XIX веков. И уже тогда стало понятно, что Волга имеет большое значение в жизни и хозяйстве государства. На дворе XXI век. Попробуем взглянуть на Волгу с точки зрения современного хозяйства. Проанализируем содержимое ящиков.

Набор 1: картинки с изображением машин ГАЗ, ВАЗ, КамАЗ, самолётостроение, тракторостроение, производство троллейбусов,

ВПК, производство часов (Углич). В Поволжье ведущая роль принадлежит машиностроению, которое занимает 1-е место по объёмам производства. Наиболее развито транспортное машиностроение. Особенно выделяется автомобилестроение. Набор 2: картинки с Волжской ГЭС, ТЭК, льняная ткань, спички, бумага.

Волга – источник гидроэнергетических ресурсов. На Волге и Каме построено 11 ГЭС. Гидроэнергетика – отрасль специализации района. Ведущим звеном ТЭК Поволжья является нефтяная (Татарстан, Самарская область) и газовая промышленность (астраханский газ). Нефтепереработка не только собственного сырья, но западносибирской нефти. Деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная промышленность. Лёгкая промышленность.

Набор 3: картинки, иллюстрирующие судоходство, транспортное значение Волги, соль (озеро Баскунчак). Волга – это водный путь, объединяющий почти всю Европейскую часть России. По Волге проходят огромные грузопотоки и перевозятся миллионы пассажиров. Не случайно Волгу называют «главной улицей страны». Баскунчак – «всероссийская солонка».

Набор 4: картинки, иллюстрирующие многогранность АПК + рыбные, мясные консервы, произведенные на Волге, молочные продукты, шоколад, арбузы, икра. Рыбная промышленность и сельское хозяйство являются отраслями специализации района. Поволжье дает 20% зерна России, 1/3 помидоров, 3/4арбузов.

Учитель экологии: А чем же богата река Пьяна?

(Ответы учащихся:)

Чистой водой, рыбой: карась, подлещик, щука, окунь и изобилием раков. Выработкой электроэнергии на Ичалковской ГЭС. Красивыми пейзажами, уникальными памятниками природы - Ичалковский бор, Борнуковская пещера, богатым разнообразием растительного и животного мира.

Учитель географии: Мы рассмотрели Волгу с точки зрения современной экономики. Но в России существуют и традиционные виды хозяйства, например, в виде народных промыслов. Сейчас вы

попробуете себя в роли этнографов. Рассмотрите наборы деревянной расписной посуды и игрушки: скажите, какие народные промыслы они иллюстрируют.

(Работа с экспонатами: Хохломская и Городецкая роспись, Семеновская и Полхов-Майданская матрёшка).

Сообщения учащихся: Волга это не только хозяйство, это история, и культура, и прекрасные пейзажи. На Волге Степан Разин собирал свою вольницу. В Жигулях Илья Репин написал картину «Бурлаки на Волге». «Рекой рабства и тоски» называл Волгу Н.А. Некрасов. Мы уже видели, что на Волгу, как на ниточку, нанизано очень много городов. Многие волжские города имеют возраст более 300 лет. И один из самых древних – Углич. Мы ещё раз совершим путешествие от верховьев Волги до впадения в Каспийское море и попытаемся составить портрет Волги с точки зрения вероисповедания народов, населяющих волжский бассейн. В верховьях Волги на Валдае, на озере Селигер, находится православный монастырь Нилова пустынь, основанный в XVI веке. Верхняя Волга относилась к Новгородской земле, богатой разнообразием живописных ландшафтов и архитектурных памятников. Великий Новгород, один из древнейших русских городов, сумел сохранить на своей земле множество храмов. В среднем течении мы пересекаем территорию Татарстана и его столицу Казань. Религия второго по численности народа России – ислам. В низовьях Волги, на территории Республики Калмыкии, мы можем познакомиться с буддистской культурой. Какой мы можем сделать вывод? В волжском бассейне живут народы, исповедующие христианство, ислам и буддизм, то есть три мировые религии распространены в России. Таким образом, получается, что с точки зрения вероисповедания населения Волга является зеркалом России. Вы видите, как многолика

многогранна наша Волга. На её берегах в разное время рождались, росли, учились известные русские писатели, артисты, учёные. (Работа со слайдами по узнаванию знаменитых волгарей: К.Минин ,И.Кулибин, М.Горький, В.Чкалов).

Учитель экологии: Сейчас мы окунемся в мир искусства. (Работа в группах по изучению топонимики, работа со словарями.)

Сообщения учащихся: Удивительная красота Волги, её многообразие во всех проявлениях – от природных ландшафтов до исторических

событий – вдохновляло и вдохновляет художников. Изображения Волги хранятся в лучших русских музеях. Вспомните, как называли Волгу на Руси. (Волга-матушка). В Волгограде на Мамаевом кургане высится монумент «Родина-мать». 72 года прошло со дня окончания Сталинградской битвы. Но до сих пор в память о той большой крови, которая была пролита на берегах Волги, в назидание на будущее высится над землёй Родина-мать с поднятым над головой мечом, как бы предупреждая: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля». Не кажется ли вам, что это очень символично? Самый главный монумент России находится на берегу Волги? Волга-матушка и Родина-мать? В этом году мы будем отмечать 70-летие великой Победы в Великой Отечественной войне.

Волги есть еще одно измерение. Оно связано с историей происхождения названия нашей страны. Имя «Россия», по одной из версий, может происходить от названия бога Солнца Ра, общего бога высокоразвитой древнейшей цивилизации. В «Географии» Птолемея именно так называлась наша Волга. Арабский учёный аль-Идриси (XII век)в своей «Географии» называл Волгу «Русийа» или «Расия» (Ра-сияющий). Само понятие Ра осталось в русском языке в таких словах, как Ра-дость, Ра-зум, Ра-дуга.

Перевоз и Пьяна неразделимы. Наш район отмечает в этом году свое

80-летие. А какие стихи посвящены нашей малой

родине!(Демонстрация выставки стихов местных поэтов о Перевозском

районе.) А сейчас вы выступите в роли поэтов и попробуете сами

сочинить стихи о Волге и Пьяне. (Учащиеся сочиняют и читают свои

стихи.)

Учитель географии: Мудрость человеческая заключается в том, чтобы уметь смотреть вперёд и делать всё, чтобы этот прекрасный образ не поблёк. Ведь уже сегодня на Волге и Пьяне (и в России) существует много проблем, в частности экологических. Сейчас экологи скажут свое слово.

(Работа учащихся в группах экологов. Обсуждение информации из Интернета «Подъем уровня воды в Чебоксарском водохранилище до отметки 68 метров», демонстрация и бсуждение слайдов с кляксами( черные пятна деятельности человека)

Ответы учащихся:

Строительство водохранилищ привело к затоплению ценных пойменных земель, а повышение уровня грунтовых вод влечет за собой гибель приволжских лесов. (На экране, на фоне слайда появляется черное пятно неправильной формы).

  1. Промышленные, бытовые и сельскохозяйственные стоки отравляют Волгу и её притоки.

На дне Волги покоится более 400 судов, загрязняющих реку остатками мазута.

Учитель экологии: Мы с вами не должны допустить, чтобы подобные страшные пятна затмили всю красоту Волги и России.

ІІІ. Закрепление знаний и применение изученного материала

Учитель географии: О происхождении названия нашей страны существует несколько версий. Но мне в нашем разговоре о Волге, Пьяне и о России кажется, что подобный штрих к портрету Волги очень уместен. Предлагаю вам составить образ Волги, оформив его в виде герба. У вас на столах есть заготовки гербового поля и основных элементов, составляющих портрет Волги, о которых мы сегодня говорили. Если вы хотите добавить к портрету что-либо своё – дорисовывайте. Работа продлится несколько минут, а потом представитель от группы защитит свой проект. (Учащиеся составляют герб Волги под музыкальное сопровождение: «Перевоз мой родной»). Наш разговор о Волге , о Пьяне и о России подходит к концу. Вспомните высказывания А.Дюма. Прав ли он был, называя Волгу национальной русской рекой?

( Учащиеся отвечают: Да). Как можно сформулировать итог нашего разговора? (Ответ: Волга – национальная река России, Пьяна – часть великой русской реки. Каждый из нас не один раз был на реке Пьяне, а сегодня мы все побывали и на Волге.)

ІV. Подведение итогов

Ведущий 2: А сейчас мы выслушаем вас, ребята.(Учащиеся получают карточки с вопросами и отвечают на них )

(Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам):

Рефлексия..

 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Полезным было…

понял, что…

приобрел…

попробую…

Меня удивило…

Занятие дало мне для жизни…

Мне захотелось…

Учитель экологии: Посмотрите, сегодня мы силой своей мысли и простыми умозаключениями совершили путешествие по Волге и создали её портрет, удивительным образом напоминающий нам Россию

– величественную, сильную, гордую, но согласитесь, в этом есть и огромное значение нашей реки Пьяны. Спасибо вам за понимание вашей причастности к судьбе Пьяны, Волги, России!

А.П. Чехов как-то сказал: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша». Пожалуйста, помните об этом!

VI. Домашнее задание.

(Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

Домашнее задание будет творческого характера на тему « Волга в

сердце впадает моё!»

Надеюсь, вам интересно будет работать дома. За выполнение

домашнего задания вы получите оценки.

Мы желаем вам успехов!

Самоанализ

Экология – наука комплексная, которая объединяет все образовательные области, а также является прекрасным инструментом для развития и воспитания детей. При подготовке урока нам захотелось совместить географическую, патриотическую, эстетическую и философскую составляющие науки, показать значение Волги для России средствами учебного материала по географии, истории, литературе, мировой художественной культуре, обществознанию, экологии, привлечь внимание к русской геральдике.

Урок «Волга – национальная река России» разработан с учётом возрастных особенностей детей для 6 – 7 классов, которые имеют еще недостаточно много знаний по данной теме, но очень хотят узнать. Технология критического мышления с использованием групповой формы работы позволяет повысить интерес к изучению данного материала. С точки зрения психопедагогики, этот урок можно определить как урок-мотивацию: информационная насыщенность, данная лишь широкими мазками, не может не оставить чувства незавершенности у детей и желания удовлетворить свой интерес.

Основные образовательные задачи урока:

Сформировать у обучающихся представление о Волге как об экономическом и градообразующем стержне Европейской части России;

– познакомить с отраслями специализации экономических районов Волжского бассейна;

– показать (или помочь осознать) значение Волги и малых рек на примере реки Пьяны для России и идентичность реки и страны.

На фоне учебного материала мы старалась показать детям значение ответственного отношения к окружающей среде, помочь увидеть весь блеск Волги и России и развить патриотизм, который в наше время у молодёжи на сравнительно низком уровне. Мы учили детей думать, размышлять, быстро работать с различными источниками информации (гербы, наборы, карта, справочники, Интернет-ресурсы), «разворачивать информацию и моделировать образ Волги и Пьяны в виде проекта герба». Урок состоял из четырех этапов:

Организационно-мотивационный – актуализация опыта учащихся.

Изучение нового материала с параллельной поэтапной проверкой

понимания изученного.

Закрепление знаний и применение изученного материала (в виде проектной групповой работы). Рефлексия. Коррекция.

Подведение итогов учебного занятия. На организационно-мотивационном этапе тему урока учащиеся сформулировали сами , опираясь на слайд-заставку и фрагмент песни.

Подзаголовок урока «Разговор о Волге и о России» определил основной вид деятельности на уроке. Мотивация была обеспечена высказыванием А.Дюма о Волге как национальной реке России. Здесь мы использовали приём обсуждения высказывания известной личности. Работа на этом этапе проводилась в форме беседы.

Этап изучения нового материала (с поэтапной проверкой понимания изученного материала) занял большую часть урока. Изучение нового материала мы организовали в форме:

индивидуальной работы с картой;

групповой работы с опорой на слайды, гербы, наборы;

организация групповой работы с раздаточным материалом. В ходе этого этапа дети отрабатывали умение обобщать, и выделять главное (особенно при работе с гербами), проводить предметно-наглядный анализ (наборы в ящиках), активизировали знания по школьным предметам, развивали универсальные умения. В воспитательном плане наиболее сильной частью этого этапа был фрагмент «Родина-мать», да и весь калейдоскоп материала работал на то, чтобы показать всю многомерность волжского пространства. Кульминацией урока стал третий этап закрепления и применения изученного материала, во время которого дети за 3 минуты создали герб Волги и герб Пьяны и представили свои проекты. Дети показали умение работать в группе, распределять роли. Представляя проекты герба Волги и Пьяны дети озвучивали реальный результат своей деятельности на уроке. Они представили Волгу с точек зрения отраслей специализации, ее роли как транспортного пути, её конфессионального многообразия, как важного фактора градообразования.

Герб Волги сознательно компоновался на основе герба Российской Федерации для того, чтобы непроизвольно у ребят возникла аналогия.

На этапе подведения итогов дети подтвердили слова А.Дюма и сформулировали тему урока: «Волга – национальная река России». В заключении урока внимание детей было акцентировано на экологических

проблемах и важности гражданской позиции.

Мы оцениваем свой урок как информационно-насыщенный, эстетичный, технологичный и дающий возможность детям развить и применить свои творческие способности.

Средства обучения мы подобрали исходя из содержания материала и с учётом трёх типов восприятия учащихся. На детей визуалного типа было рассчитано использование мультимедиапроектора, раздаточного материала, работа с картой. Возможность все пощупать своими руками была предоставлена кинестетикам (наборы), а для аудиального типа детей все время шло эмоциональное голосовое сопровождение слайдов, видеоролик.

На уроке мы использовала песню о Перевозе для создания эмоционального фона, необходимого для воспитания гражданственности и патриотизма, а также для того, чтобы мысленно перенести аудиторию на Пьяну.

Дети в работу включились сразу благодаря организации беседы, использованию открытого теста (с опорой на уже имеющиеся знания) и яркости презентации.

защите проекта герба.

  • ходе урока у нас все время была обратная связь, которая была видна в беседе, проверке понимания материала на слайдах с «Волжским деревом»

Проанализировав выступления детей, мы считаем урок результативным и достигшим своей цели. Тему урока мы не называли сознательно для того, чтобы дети в ходе нашего разговора сами пришли к выводу и в качестве резюме сформулировали - «Волга национальная река России»

Приложения

Работа с картой, Интернет-ресурсами

Работа в группах

Демонстрация творческих проектов по геральдике Волги и Пьяны

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отлично! Урок соответствует ФГОС, построен на основе принципов технологии критического мышления, развивает гражданское и национальное самосознание у школьников, воспитывает экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу великой русской реки Волги. Большое спасибо, Нина Ивановна!

11 April 2019

.

14 April 2019

Спасибо за уважение к нашей матушке-Волге!

20 April 2019