Урок обобщения - повторения пройденного материала по теме «Нумерация чисел от 1 до 10»
Урок математики в 1 классе по УМК «Школа России»
Вид урока: Технология деятельностного подхода.
Тип урока: Урок повторения и обобщения пройденного.
Продолжительность урока: 35 минут.
Тема: Формирование нравственных отношений между обучающимися через использование групповых видов деятельности на уроках математики.
Нумерация чисел от 1 до 10.
Цель: Cоздание ситуации взаимовыручки и товарищества, совершенствование навыков коллективной игры.
Создание условий для систематизации и закрепления математических понятий, полученных на предыдущих уроках.
Учебные задачи:
Предметные: 1. Закрепление навыков счёта в пределах 10;
2. Закрепление знаний детей о составе чисел от 1 до 10;
3. Закрепление умений сравнивать числа и результаты действий.
4. Отрабатывание вычислительных навыков, навыков устного счёта.
Метапредметные: 1. Умение работать в группе, в парах, оценивать результат работы не только свой, но и одноклассника, радоваться за успех товарища или сопереживать неудаче;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные: 1. Уважительное отношение к товарищам по команде, соблюдение норм и правил поведения в коллективе, осознание значения собственного результата для команды в целом, уметь приходить на помощь товарищу, осознавание ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
Формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные: 1. Способность активно включаться в деятельность, направленную на решение задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Коммуникативные: 1. Умение строить понятные высказывания;
2. Умение договариваться и приходить к общему решению;
3. Умение выражать в речи свои мысли и действия.
Материалы для учителя: - Презентация «Формирование нравственных отношений между обучающимися через использование групповых видов деятельности на уроках математики. Нумерация чисел от 1 до 10»;
- М.И.Моро, С.И.Волкова. Математики 1 класс 1 часть, с.62; - 2 корабля с мачтами, звёздочки;
- надписи с названиями кораблей: «Победа» и «Удача»;
- примеры с окошечками (для решения по цепочке на доске); - золотые медальки;
- плакат «Берегите нашу землю»;
- флажки белого цвета для рефлексии.
Материалы для обучающихся: - М.И.Моро, С.И.Волкова. Математики 1 класс 1 часть, с.62; - тетради в крупную клетку, ручки, карандаши;
- листочки с маршрутами;
- веера с цифрами 1-20;
Предварительная подготовка: класс делится на 2 команды по 6 и 5 человек. На доске 2 корабля с мачтами. На них команды будут собирать звёздочки, которые будут получать за каждое правильно выполненное задание.
Ход урока.
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I.Организационное начало урока. Слайд 2 Психологический настрой на урок. Приветствие «Желаю добра» |
Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. - Свистать всех наверх! Приветствую вас в нашем порту! Сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие, в котором вы сможете показать свою силу, ловкость, выносливость, смекалку и внимание. - Объявляем набор команд! - Занять места на корабле! На доску прикрепляет картинки с изображениями 2 кораблей. - Команды, поприветствуйте провожающих. - А теперь пожелаем друг другу удачи в путешествии. - А теперь улыбнитесь друг другу от всей души. Сегодня у нас всё получится. Пусть это путешествие принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. |
Обучающиеся выстроены в 2 команды и стоят лицом друг к другу. Капитаны представляют свои команды. Команда: «Победа». Члены команды – … Капитан – …. Команда: «Удача». Члены команды - … Капитан – … Команды садятся на свои места. Команды кивают головой и улыбаются гостям. Учащиеся поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу (прикосновение всей ладонью).
Ч
|
Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. Коммуникативные: понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы распределять функции в группе при выполнении заданий. Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи. Личностные: создание эмоционального настроя. Личностные: уважительное отношение к товарищам по команде, соблюдение норм и правил поведения в коллективе. |
II.Актуализация знаний. Работа в группах – это … |
- Сегодня мы работаем командой. Чем хороша такая работа? - Но работать в группах очень ответственно и совсем не просто. Почему? - Что надо уметь, чтобы работа в группе получилась? - От слаженной работы зависит победа всей команды. За правильные ответы вы будете получать звёздочки. |
- Можно посоветоваться друг с другом, тебе помогут, подскажут, тебя выручат. - Отвечаешь не только за себя, но и за товарищей и за всю команду. - Слушать других, подчиняться общему решению. |
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. |
III. Самоопределение к деятельности. Устный счёт. Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 |
- Чтобы совершить путешествие мы должны выбрать верный маршрут для кораблей. Это маршрутные листы. Я буду читать задания, а вы должны найти правильный ответ и соединить ответы по порядку. Работаем слаженной командой. Важно мнение каждого матроса. - Число, идущее при счёте перед числом 6? - Число, следующее при счёте за числом 3? - К числу 6 прибавьте 1? Какое число пропущено 8, 7, …, 5, 4, 3? - Какое число получится, если к 5 прибавить 3? - Какое число получится, если из 10 вычесть 1? - На полке 5 книг. Ваня взял 2. Сколько книг осталось на полке? - Должен получиться вот такой маршрут нашего путешествия. Сравните ваши результаты. Какая команда получает флажок? - Маршрут взят. Можно отправляться в путь. У нас получился такой ряд чисел. 5, 4, 7, 6, 8, 9, 3. - Как вы думаете, чем ещё будем заниматься во время нашего путешествия? - Во время путешествия мы должны закрепить знание состава чисел от 2 до 10. |
Команды на листочках строят маршрут путешествия, соединяя числа – ответы. - 5
- 4 - 7 - 6
- 8
- 9
- 3
Сравнивают свои маршруты с маршрутом на слайде.
- Считать, складывать и вычитать числа от 1 до 10. |
Личностные: Активная жизненная позиция, проявление интереса к содержанию урока Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. |
IV. Работа по теме урока. 1. Минутка чистописания. Слайд 6 По щелчку По щелчку По щелчку
По щелчку 2. Состав чисел от 1 до 10. Решение примеров.
Слайд 7 Физкультминутка
Слайд 8 3. Целое и части равенства. Слайд 8
По щелчку
4. Составление примеров по рисунку. Слайды 9, 10
Слайд 11 По щелчку Слайд 12 По щелчку Слайд 13 По щелчку Слайд 14 По щелчку Физкультминутка 5. Знаки: >, <, =. Работа с учебником.
Слайд 15 6. Геометрический материал. Слайд 16 |
Организует работу в тетради. - Ещё раз посмотрите на результаты вычислений. Какое число наименьшее? Наибольшее? Эти числа будем писать в минутке чистописания. - Откройте тетради, проверим готовность к работе. Учитель спрашивает... - Руки? - Ноги? - Локти? - Спинка? - Тетрадь? - Звёздочку за правильное выполнение задания получает - Назовём эти числа в порядке возрастания. - Теперь назовём эти числа в порядке убывания. - Звёздочку за правильное выполнение задания получает - Ребята, как вы думаете, безопасен ли морской путь? - Какие опасности могут ожидать в море? - Чтобы преодолеть неожиданные препятствия и неприятности, что для нас нужно? - Да, моряки быстрые и дружные. От их работы зависит победа всей команды. Сейчас проверим, умеете ли вы работать дружно. Каждый по цепочке решит один пример и ответ запишет в окошечко. Команда, выполнившая задание правильно получит звёздочку. - Проверим ответы. - Я убедилась, что вы слаженная и дружная команда, способная в любую минуту прийти на помощь. Вам ни буря, ни шторм не страшны. Звёздочку получает … Под музыку «Хлопай – топай» - А ещё может быть кораблекрушение или даже встречаются пираты. Ребята, кто такие пираты? - Золотой век пиратства наступил с открытием Америки. Её открыл Христофор Колумб в 1492 году. Он продолжался с 1660 по 1730 год. - Пираты существуют и в наше время. - А что хорошего можете сказать о пиратах? - У них слаженная команда во главе с капитаном. - Оказывается, на этом острове побывали пираты. Они спрятали награбленные богатства. Видите золотые монеты? - Ваша задача: Найти закономерность (разбейте их на части по размеру) и составить 4 примера: на сложение и вычитание. Запишите примеры в тетрадь. Учитель спрашивает... - Руки? - Ноги? - Локти? - Спинка? - Тетрадь? - Посовещайтесь в командах и выберите того, кто будет отвечать. - Звёздочку получает команда …. - Ребята, а каких обитателей морских глубин вы знаете? - Опять работаем слаженной дружной командой. Вам будут предложены картинки с изображениями обитателей морских глубин. Вы все вместе составляете пример. Один из членов команды записывает на листочке и поднимает его над головой. - За выполнение этого задания звёздочку получает команда …. Волны плещут в океане - Теперь открываем учебники на с. 62. Найдите задание со значками >, <, =. Что нам предстоит сделать? - Это задание для капитанов. Будете называть ответы по порядку. Команда может им помочь. - Молодцы. Звёздочку получает капитан команды …. - Я хочу вам показать одно из чудес морских глубин. Что это? - Коралловые рифы создают полипы – живые существа, обитающие в тёплых морях. Они похожи на растения и сами строят свой костяк из кальция, который выделяют из воды. Этот скелет твёрд как камень и защищает полип в течение всей его жизни. Когда полип умирает, остается его скелет, который служит опорой новому полипу для построения скелета. Так образуются кораллы. В водах, где полипы жили тысячелетиями, образуются коралловые заграждения – рифы, видимые на поверхности при низкой воде. Кораллы бывают красными, чёрными, жёлтыми, белыми… . На морском дне буйство ярких красок! А сами коралловые рифы являются домом для самых удивительных существ. - Это только малая часть всех морских обитателей. Большинство из них не только красивы по окраске, но и очень опасны. Хотя они опасны, но являются частью природы. А мы знаем, как нужно относиться ко всем обитателям природы? - Какую посильную помочь мы можем оказать природе? - Мы с вами побывали и на глубинах морского дна и на острове. Пора возвращаться домой. Наш путь пройдёт без происшествий, т.к. мы обладаете всеми качествами моряков. А вот вашу смекалку мы не проверили. - Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что вы должны сделать? - Какое слово у вас получится, капитаны запишите на листочек. |
5, 4, 7, 6, 8, 9, 3. - 3
- 9
…, а дети отвечают - На месте. - На месте. - У края. - Прямая. - Уголком. Записывают числа 3 и 9. - 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3
- Шторм, нехватка еды, нехватка пресной воды, отсутствие указателей, трудности в навигации, постоянная качка, бури и рифы. - Ловкость, смекалка и слаженная команда во главе с капитаном.
Дети по - очереди выходят к доске и решают свой пример. Если кто – то ошибётся, остальные исправляют.
- Пираты – это морские разбойники, которые грабят морские торговые судна.
- У них слаженная команда, во главе с капитаном.
…, а дети отвечают - На месте. - На месте. - У края. - Прямая. - Уголком. Дети записывают примеры в тетрадь. 4 + 3 = 7 3 + 4 = 7 7 - 3 = 4 7 - 4 = 3 - Самые разнообразные рыбы, дельфины, кашалоты, киты – касатки, акулы. А ещё медузы, кальмары, морские ежи, морские звёзды, морские черепахи. - Это креветки. 6 + 2 = 8 - Это крабы. 2 + 4 = 6 - Это морские коньки. 3 + 5 = 8 - Это медузы. 4 + 1 = 5 - Будем сравнивать числа и результаты вычислений. 1 капитан Семь меньше восьми Девять больше шести Семь меньше девяти Один меньше двух 2 капитан Шесть больше пяти Четыре меньше восьми Десять равен десяти Шесть меньше восьми.
- Это коралловые рифы. - Бережно. - Убирать мусор. - Найти закономерность между геометрическими фигурами и прочитать следующее слово.
|
Познавательные: отработка навыков правильного письма цифр Познавательные: определить прямую и обратную последовательность чисел. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные: закрепить вычислительные навыки.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Познавательные: Развивать умение извлекать информацию из иллюстрации.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Личностные: Положительное восприятие партнёров по команде, сотрудничество Познавательные: развивать навыки сравнения чисел и результатов действий Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при выполнении очередного задания Познавательные: устанавливать закономерности и использовать их при выполнении задания Коммуникативные сотрудничать с товарищами при выполнении задания в группе: предлагать выполнение действия, сравнивать полученные действия, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. |
- Ну, что ж, дорогие ребята, пора бросать якорь, наше путешествие окончено. Мне оно доставило большое удовольствие! А вам? - Это было лишь маленькое путешествие, а впереди у вас моря и океаны, их вам еще предстоит покорить. - Теперь сосчитаем количество звёздочек. Всем обучающимся вручаются золотые медальки |
Дети закрашивают флажки. |
Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |