Урок обществознания в 7-8 классе по теме «Права и обязанности человека и гражданина»

3
0
Материал опубликован 27 April 2020

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока обществознания 7 (8) класс.

Тема урока

«Права и обязанности человека и гражданина РФ».


Учебник

Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова идр.] М.: Просвещение, 2018 год.

Урок может быть использован без опоры на конкретный учебник.


Класс

7 (8) класс


Время урока

45 мин.

ФИО учителя /ОУ

Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска


Тип урока

Открытие нового знания


Цель урока/задачи урока

Познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями граждан РФ и принципами, которые лежат в их основе, видовыми группами прав.


Задачи урока

1. Изучить основные положения Конституции РФ в сфере прав и обязанностей гражданина.

2. Акцентировать внимание обучающихся на роли Конституции в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью.

3.  Содействовать формированию у обучающихся демократических правовых ценностей.

4. Способствовать повышению уровня знаний обучающихся в сфере права.

5.Ознакомить обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

6. Ознакомить обучающихся с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан.

7. Способствовать воспитанию уважительного отношения обучающихся к правам и свободам человека и гражданина.


Планируемые результаты урока

Предметные: Научиться объяснять сущность правового статуса человека, определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина, находить нужную правовую информацию в различных источниках, применять основные правовые термины и понятия темы в реалиях жизни: естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, омбудсмен. Обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций современного законодательства РФ.

Метапредметные: коммуникативные: уметь слушать и воспринимать теоретический материал, уметь формировать собственную точку зрения по изучаемой теме и явлениям современной жизни; регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту правовой деятельности; познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты по теме урока; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека и гражданина, формирование чувства ответственности у обучающихся за свои решения и поступки.


Основные понятия темы

Права и обязанности человека и гражданина. Правовые принципы человека и гражданина. Группы прав человека и гражданина: экономические, политические, личные, гражданские, социальные и духовные.


План урока

Определение основных понятий темы: права и обязанности человека и гражданина.

Права граждан РФ и их классификация (видовые группы).

Обязанности гражданина РФ.

Взаимосвязь прав и обязанностей.

Механизм защиты прав и свобод.

Защита прав ребенка.


Методы и формы обучения

Методы: наглядный, эвристический, практический.

Формы: индивидуально-самостоятельные








Организационная структура урока.


Этап урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты /задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

Мотивационно - целевой этап.

2-3 мин.

Эмоциональное и психологическое побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу.

Создает условия у обучающихся во внутренней потребности включения в дистанционную учебную деятельность, направляет учащихся в формулировке и постановке темы, целей урока на основе отрывка из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».


Конкретизирует круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы.


Работают с вопросами, которые предложены дистанционно учителем. Формулируют тему урока и план, соотносят с идеалом ответа. Дополняют те пункты плана, которые отсутствую в тетради.



Самостоятельно-индивидуальная

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока , сравнивают с идеалом ответа на экране, дополняют.

Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли на письме.


Письменно в тетради.

2.Этап

Определене темы урока.

2-3 мин.


С опорой на вопрос, формулируют тему занятия и записывают в тетрадь.

Права и обязанности гражданина РФ


Самостоятельно-индивидуальная

Регулятивные - самостоятельно формулируют новую тему.

Коммуникативные – точно и грамотно выражают свои мысли.


1. Запись в тетрадь


3.Работа по теме урока.

7-10 мин.


Вопрос учителя: Кого мы называем человеком? Кого мы называем гражданином? Как эти понятия соотносятся с правом? Записываем определение понятя «Человек» и понятие «Гражданин» в тетрадь. Выделяем общее и отличие в этих понятиях. Вывод запишите в тетрадь. Сравните с идеалом ответа на экране.

Работа со схемой: Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Права»?


t1587970700aa.gif

t1587970700aa.gift1587970700aa.gift1587970700aa.gifПрава



Опираясь на ассоциативный ряд, сформулируйте определение понятий «права гражданина» и «права человека».












































Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Обязанности»?


t1587970700aa.gif

t1587970700aa.gift1587970700aa.gifОбязанность

t1587970700aa.gif


Опираясь на ассоциативный ряд, сформулируйте определение понятий «Обязанности человека и гражданина».








1.Знакомяться с новыми понятиями темы, самостоятельно определяют их. Сравнивают свои определения понятий с научными определениями (словарными). Записывают в тетрадь понятия, определения и вывод.

Заполняют схему ассоциаций:


Ассоциации связанные с понятием Права : привилегии, компетенции, возможности, разрешение.


Определяют понятия:


Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством.

Права человека - моральные, и социальные категории отношений, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.





Заполняют схему ассоциаций:


Ассоциации связанные с понятием Обязанности : долг, обязательство. Необходимость, ответственность.

Записывают определение

Обязанности человека и гражданина - это необходимость любого лица соблюдать или исполнять правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е. должное поведение человека.


Самостоятельно-индивидуальная

Регулятивные: Опираясь на материал видео урока формулируют определения понятий темы, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию

Познавательные: извлекают необходимую информацию из материала видео урока; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; Делают выводы.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты видео урока, самостоятельно отделяют новое от известного; выделяют главное; выполняют записи в тетради.

Личностные – направленность на активное участие в изучение нового материала в процессе урока;



Оформление ответа письменно.


3.Работа по теме урока.

Составление Классификационных схем по теме «Виды прав и свобод человека и гражданина в РФ»


15 -25 мин.


Права и свободы человека и гражданина определены во второй главе Конституции РФ. 

Конституция - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан. 

Основные конституционные права и свободы человека и гражданина принято классифицировать на определенные виды.


Идеальная схема Приложение 1


Работа по проверке выполненного учениками задания.

Подробная работа с видами конституционных прав (определение, примеры).














































Подробная рабта с понятием темы: «Обязанности человека и гражданина». Обязанности гражданина РФ.










Существование прав и обязанностей во взаимрсвязи:

Чего же больше в Конституции прав или обязанностей? Работа со схемой .





Отработка элемента темы:

Механизм защиты прав и свобод.

Защита прав ребенка с использованием схем:

Схема 1

Способы и средства защиты прав и свобод человека.


Схема 2

Международный уровень защиты прав человека


Схема3

Европейская система защиты прав человека


Схема 4

Защита прав человека в Российской Федерации


Схема 5

Основные направления в области защиты прав детей.

См. Приложение 2


Заполнение схемы.

Выполнение задания:

Опираясь на текст Конституции (Глава 2), определите номер статьи для каждого

теоретического утверждения. Разделите данные примеры по видовым группам прав:

Право на жизнь. Право на охрану достоинства личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на отдых. Право на образование. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища. Право определения национальности. Право на охрану здоровья. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Свобода совести, свобода вероисповедания. Свобода мысли и слова. Право на создание общественных объединений . Свобода творчества. Свобода собраний, Право участвовать в управлении государством. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на предпринимательскую деятельность. Право на частную собственность. Право на благоприятную окружающую среду. Право на свободный труд. Защита частной жизни лица. Право на социальное обеспечение. Право на жилище.



Записывают основные конституционные обязанности человека и гражданина.


Записывают конституционные обязанности только граждан РФ.



Рассматривают схему взаимосвязи конституционных прав и обязанностей.

Приводят свой пример. Записывают его в тетрадь.




Переносят схемы в тетрадь.

Самостоятельно-индивидуальная

Регулятивные: совместно с учителем составляют таблицу, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из материала видео урока; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты видео урока и записи в тетради. Отделяют новое от известного; выделяют главное

Личностные – направленность на активное и созидательное участие в процессе урока, заинтересованность в личном успехе при освоении новой темы.



4 ЧАСТЬ УРОКА МОЖЕТ БЫТЬ ОФРМЛЕНА УЧИТЕЛЕМ ОТДЕЛЬНЫМ ФАЙЛОМ БЕЗ ОТВЕТОВ, С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК.


4 ЧАСТЬ УРОКА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ


4.Подведение итогов урока/ Первичное закрепление и осмысление материала


5-7

На данном этапе ученикам предлагается выполнить задания разного уровня сложности.


Предлагает выполнить дифференцированные задания:

Тест (с последующей самопроверкой).

Задания формата ОГЭ на соотнесение.

Задания высокого уровня сложности (требующие развернутого ответа).

Работа с текстом (заполни пропуски) с последующей проверкой.

См. Приложение 3.

Выполняют задания.

Самостоятельно-индивидуальная






Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации на основе изученного материала урока и составленных схем.

Регулятивные: ориентируются в материале рабочей тетради.

Оценивание учащихся за работу на уроке

5.Рефлексия


3 мин.

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Напротив каждого выполненного задания ученик ставит цветной треугольник:

Красный – высокий уровень усвоения материала (отлично)

Зеленый – справился частично (хорошо)

Синий – Низкий уровень выполнения заданий.


На уроке мне было сегодня…

Мы разобрались с понятиями…

Я сегодня понял, что…

Самым важным на уроке было…

Я выполнял задания…


Свою работу на уроке могу оценить:



Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке.

Сами определяют степень изученности материала.

Самостоятельно-индивидуальная



Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


6.Домашнее задание.


2-3 мин.

Закрепление знания полученного на уроке дома:

1.Выучить теорию.

2.Дополните фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность:

А. Дети имеют право на то, чтобы их воспринимали в серьез и обязанность …

Б. Дети имеют право на хорошее образование и обязанность…

В. Дети имеют право на благоприятную окружающую среду и обязанность…

3.Составить список своих прав и обязанностей в школе ( не менее 5 пунктов)

На дополнительную оценку:

4* Написать рассуждение (не менее 10 предложений) на тему:

«Права и обязанности: согласие или конфликт»


Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание


Самостоятельно-индивидуальная











Приложение 1.


t1587970700ab.png



Приложение 2.

Схема 1

Способы и средства защиты прав и свобод человека.


t1587970700ac.png












Схема 2

Международный уровень защиты прав человека


t1587970700ad.png



Схема3

Европейская система защиты прав человека


t1587970700ae.png






Схема 4

Защита прав человека в Российской Федерации


t1587970700af.png



Схема 5

Основные направления в области защиты прав детей


t1587970700ag.png





Приложение 3

Задания для закрепления темы

Тест (базовый уровень).

1. Что означает принцип неделимости прав человека?

Каждый человек обладает всей совокупностью прав

Для каждого человека существуют свои права

Запрет передавать свои права другому человеку

Право человека  самому определять свои права и обязанности

2. Верны ли суждения о правах человека:

  А. Права человека не имеют границ.

   Б. Права человека закрепляют его автономность по отношению к государству.

1.Верно только А     2.Верно только Б   3.Верны оба суждения     4.Оба суждения неверны

3. Верны ли суждения об обязанностях:

А. В Конституции РФ воспитание детей рассматривается как право и обязанность родителей.

Б. Обязанности подлежат безусловному выполнению

1.Верно только А   2.Верно только Б    3.Верны оба суждения     4.Оба суждения неверны

4. Основной, главный закон страны:

1.Великая хартия вольностей      2. Декларация     3. Конституция    4. Конвенция

5. Что из приведенного ниже списка характеризует права человека?

1.Неделимый характер   2. Политический характер   3. Непосредственный характер  

4. Всеобщий характер 5. Неотчуждаемый характер 6. Традиционный характер

Ответы на вопросы теста: 1в. – 1, 2в.- 4, 3в.- 3, 4в.- 3, 5в.- 145.

Установите соответствие (повышенный уровень).


t1587970700ah.png


Задания с развернутым ответом (высокий уровень сложности).

В сказке лиса выгнала зайца из лубяной избушки. Какое право зайца нарушила лиса?

(право на неприкосновенность жилища)

Какие права кукол своего театра нарушал Карабас- Барабас?

(право на свободный труд за вознаграждение)

Снежная королева держала Кая в снежном плену тем самым ограничивая его право ?

(право на свободу передвижения)

Какое право старался осуществить папа Карло отправляя Буратино в школу?

(право на образование)

5.Каким правом воспользовались звери, посещая Айболита?

(право на медицинскую помощь)

Три поросенка построили домики и владели ими, какие свои права они реализовали?

(право на труд и частную собственность)

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан;выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) социальное неравенство 2) Конституция РФ 3) права и свободы

4) социальные привилегии 5) гарантии 6) общество

7) Декларация прав человека 8) обязанности 9) социальное равенство

Ответ: 6, 3, 8, 5, 9, 2.

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска Адрес: Российская Федерация, Челябинская обл.,455000 г. Магнитогорск, пр. К. Маркса 97/1 E-mail (школа): admin@magnitog.ru E-mail (автор): gusevaanna5@rambler.ru Работа на областной конкурс «Лучший дистанционный урок» Тема урока: «Права и обязанности человека и гражданина РФ » 7-8 класс Работу выполнила: Гусева Анна Владимировна учитель истории и обществознания (высшая категория) Рекомендуем при просмотре видео урока иметь и использовать текст Конституции РФ (Глава 2).

Цель урока: Познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями граждан РФ и принципами, которые лежат в их основе, видовыми группами прав. Задачи урока: 1. Изучить основные положения Конституции РФ в сфере прав и обязанностей гражданина. 2. Акцентировать внимание обучающихся на роли Конституции в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. 3.  Содействовать формированию у обучающихся демократических правовых ценностей. 4. Способствовать повышению уровня знаний обучающихся в сфере права. 5.Ознакомить обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. 6. Ознакомить обучающихся с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан. 7. Способствовать воспитанию уважительного отношения обучающихся к правам и свободам человека и гражданина. Планируемые результаты: Предметные: Научиться объяснять сущность правового статуса человека, определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина, находить нужную правовую информацию в различных источниках, применять основные правовые термины и понятия темы в реалиях жизни: естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, омбудсмен. Обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций современного законодательства РФ. Метапредметные: коммуникативные: уметь слушать и воспринимать теоретический материал, уметь формировать собственную точку зрения по изучаемой теме и явлениям современной жизни; регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту правовой деятельности; познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты по теме урока; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека и гражданина, формирование чувства ответственности у обучающихся за свои решения и поступки.

Мотивационно-целевой этап урока: Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» Пусть присяжные решают, виновен он или нет? Король- судья Нет! Пусть выносят приговор! А виновен он или нет потом разберемся! королева Алиса Чепуха! Как только такое может в голову прийти? Молчать! И не подумаю! Рубите ей голову! Как вы думаете права ли королева? Ответ поясните. Королева была не права, она нарушала права подсудимого на жизнь, свободу и неприкосновенность личности.

Тема урока: Права и обязанности гражданина РФ Тема урока

Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? На какие вопросы темы нам предстоит ответить? Ответ на вопросы запишите в тетрадь в виде плана урока. План урока по теме: Права и обязанности граждан РФ. Определение основных понятий темы: права и обязанности человека и гражданина. Права граждан РФ и их классификация (видовые группы). Обязанности гражданина РФ. Взаимосвязь прав и обязанностей. Механизм защиты прав и свобод. Защита прав ребенка. Дополните те пункты урока, которые отсутствуют в вашем плане. План урока

Человек – индивид, обладающий набором прав и обязанностей в силу своего рождения. Высшей ценностью считается его жизнь, которая охраняется локальными и международными правовыми актами и защищена от чужих посягательств. Все граждане – люди, но не каждый человек является гражданином. Гражданин – устойчивая политико-правовая связь человека и определённого государства, которая приобретается и утрачивается в силу юридического факта. Наличие такого единства даёт индивиду целый ряд дополнительных прав, важнейшее из которых – избирательное. Произвольное лишение гражданства не допускается, необходимо соблюдение определённой процедуры, установленной законом. Введение в новый материал. Понятия «человек» и «гражданин». Общее и отличие.

Изучение нового материала. Права Какие ассоциации вызывает у вас данное понятие? Права гражданина – это ______________________ . Опираясь на ассоциативный ряд, сформулируйте определение понятий «права гражданина» и «права человека» возможности привилегии компетенции разрешение Права человека – это _________________________ .

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Изучение нового материла.

Обязанности Какие ассоциации вызывает у вас данное понятие? Обязанности гражданина – это ___________________ . Опираясь на ассоциативный ряд, сформулируйте определение понятия «обязанности гражданина» долг ответственность необходимость обязательство Изучение нового материала.

Обязанности человека и гражданина - это необходимость любого лица соблюдать или исполнять правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е. должное поведение человека. Обязанности человека и гражданина Изучение нового материала.

Права граждан РФ и их классификация (видовые группы)

Изучение нового материала. Права человека формировались из воспроизведения деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Однако при всем разнообразии поступков участников общественного взаимодействия выделяются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать этот процесс, сочетать интересы разных индивидов. Права и свободы человека и гражданина определены во второй главе Конституции РФ.  Конституция - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.  Основные конституционные права и свободы человека и гражданина принято классифицировать на определенные виды.

Изучение нового материала. Виды прав и свобод человека и гражданина в РФ. личные (гражданские) политические социальные культурные права экономические Личные (гражданские) права – исходные возможности человека , которые принадлежат ему от рождения. Политические права – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управление государством и обществом. Социально-экономические права – это возможности человека ориентированные на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Культурные права – это возможности человека ориентированные на развитие личности.

Изучение нового материала. Распределите конституционные права и свободы согласно видовым группам: Право на жизнь. Право на охрану достоинства личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на отдых. Право на образование. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища. Право определения национальности. Право на охрану здоровья. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Свобода совести, свобода вероисповедания. Свобода мысли и слова. Право на создание общественных объединений . Свобода творчества. Свобода собраний, Право участвовать в управлении государством. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на предпринимательскую деятельность. Право на частную собственность. Право на благоприятную окружающую среду. Право на свободный труд. Защита частной жизни лица. Право на социальное обеспечение. Право на жилище. Опираясь на текст Конституции (Глава 2), определите номер статьи для каждого теоретического утверждения.

Изучение нового материала. Конституционные права и свободы: Личные (гражданские) права – исходные возможности человека , которые принадлежат ему от рождения. *Право на жизнь (ст. 20 ) *Право на достоинство личности (ст. 21) *Право на свободу и личную неприкосновенность закреплено (ст. 22) *Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (п. 2 ст. 23 ) * Неприкосновенность жилища. (ст. 25) * Право определения национальности.(ст.26) * Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.( ст. 27) * Свобода совести, свобода вероисповедания. (Ст. 28)

Изучение нового материала. Политические права – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающее его политическое самоопределение и свободу, участие в управление государством и обществом. Конституционные права и свободы: * Право на создание общественных объединений (ст. 30). * Свобода собраний.( ст. 31) * Право участвовать в управлении государством (ст.32) * Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления ( ст. 33). Особенностью политических прав является то, что многие из них принадлежат только гражданам РФ, важным условием является совершеннолетие (18 лет) гражданина.

Изучение нового материала. Социально-экономические права – это возможности человека ориентированные на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Конституционные права и свободы: * Право на предпринимательскую деятельность. (ч.1 ст. 34). * Право на частную собственность. (ст. 35) * Право на свободный труд. (ст. 37) * Право на отдых (ст. 37) * Право на социальное обеспечение. (ст. 39) * Право на жилище (ст. 40) * Право на охрану здоровья(ст. 41) * Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

Изучение нового материала. Культурные права – это возможности человека ориентированные на развитие личности. Конституционные права и свободы: * Право на образование (ст. 43) * Свобода творчества (ст. 44) * Право на пользование учреждениями культуры(ч.2 ст. 44)

Поясните, как мы понимаем ? Права человека: Носят всеобщий характер (все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах). Права неотъемлемы (неотделимы от самого человека: их не покупают, не зарабатывают и не наследуют). Права человека неделимы (каждый человек обладает всей совокупностью прав). Гарантированность и государственная защита прав (в случае нарушения прав, прибегают к их защите). Изучение нового материала. Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

Обязанности граждан РФ

Статья 29   1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Государство, определяя обязанности, указывает человеку и гражданину вариант поведения, который обеспечивал бы нормальное развитие общества. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства: трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях; получать основное общее образование; сохранять историческое и культурное наследие и бережно относиться к памятникам истории и культуры; сохранять природу и окружающую среду. Изучение нового материала. соблюдать Конституцию РФ и законы России; уважать права и свободы других лиц; платить законно установленные налоги; заботиться о детях и их воспитании; Обязанности человека и гражданина

Наряду с этим в Конституции РФ обозначены и обязанности, которые   возложены только на граждан РФ: Определите статьи, работая с материалами Конституции (Глава 2) защита Отечества (ст. 59); возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 52); запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61). Изучение нового материала. Включение обязанностей в правовой статус человека и гражданина не ограничивает принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не согласованные с обязанностями других, не могут быть реализованы. Обязанности гражданина

Чего же больше в Конституции прав или обязанностей? Изучение нового материала. Формально в Конституции больше прав, но права обязанности права и обязанности существуют во взаимосвязи

Обязанности Права Право на образование Обязанность строителей ремонтировать здание школы Учитель обязан преподавать предмет Государство обязано вовремя платить зарплату учителям и строителям Создайте свой пример взаимосвязи прав и обязанностей Изучение нового материала.

Механизм защиты прав и свобод. Защита прав ребенка.

Для чего необходимо закреплять права человека с помощью законов? Закрепляя права в конституциях, государство обязуется соблюдать их на своей территории, обеспечивает защиту прав и их восстановление в случае нарушения. Способы и средства защиты прав и свобод человека. международные внутригосударственные  Изучение нового материала.

Международный уровень защиты прав человека После Второй мировой войны люди осознали необходимость совместных усилий по защите прав человека. В 1945 году создана Организация Объединенных Наций. Комитет по правам человека ООН; Управление верховного комиссара по правам человека; Международный суд ООН; Международная комиссия по правам человека и др. Международные документы по правам человека: Всеобщая декларация по правам человека; Декларация прав ребенка; Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Изучение нового материала.

Европейская система защиты прав человека Совет Европы – межгосударственная организация 1949год Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейская комиссия по правам человека. Европейский суд по правам человека. Изучение нового материала.

Защита прав человека в Российской Федерации Судебная защита: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ; Суды субъектов Федерации; Районные (городские суды; Мировые суды Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей и др. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Уполномоченного при Президенте по правам ребенка; Прокуратура РФ и др. Обращение в правоохранительные органы Изучение нового материала.

Основные направления в области защиты прав детей Поддержка семьи Реабилитация детей-инвалидов Профилактика детской инвалидности Организация досуга ребенка Поддержка различных форм трудовой деятельности подростков Пропаганда здорового образа жизни Охрана здоровья Изучение нового материала.

Омбудсмен – это чиновник или должностное лицо, назначенное на эту должность для совершения контроля над деятельностью министерств, ведомств и других правительственных органов. Например, омбудсмен в России – это Уполномоченный по правам человека. Полномочия омбудсмена по правам человека в России: Защищает права граждан, а также следит за их соблюдением государственными органами и должностными лицами. Выступает с докладом перед Государственной Думой с просьбой организовать парламентскую комиссию для расследования фактов массового нарушения прав граждан. При выявлении фактов нарушения обращается с ходатайством о возбуждении уголовного дела или административного производства относительно должностного(ых) лица (лиц). Обращается с ходатайством о проверке правильности принятого судом решения (постановления или приговора), вступившего в силу. Обращается в суд с просьбой о защите прав и свобод граждан, которые были нарушены неправомерными действиями или бездействием госорганов или должностного лица. Обращается в Конституционный Суд относительно нарушений конституционных прав граждан.

Задания для закрепления темы Подведение итогов урока. 7-8 класс

Тест (базовый уровень). Подведение итогов урока. 1. Что означает принцип неделимости прав человека? Каждый человек обладает всей совокупностью прав Для каждого человека существуют свои права Запрет передавать свои права другому человеку Право человека  самому определять свои права и обязанности 2. Верны ли суждения о правах человека:         А. Права человека не имеют границ.         Б. Права человека закрепляют его автономность по отношению к государству. 1.Верно только А     2.Верно только Б   3.Верны оба суждения     4.Оба суждения неверны 3. Верны ли суждения об обязанностях: А. В Конституции РФ воспитание детей рассматривается как право и обязанность родителей. Б. Обязанности подлежат безусловному выполнению 1.Верно только А   2.Верно только Б    3.Верны оба суждения     4.Оба суждения неверны 4. Основной, главный закон страны: Великая хартия вольностей      2. Декларация     3. Конституция    4. Конвенция 5. Что из приведенного ниже списка характеризует права человека? 1.Неделимый характер   2. Политический характер   3. Непосредственный характер   4. Всеобщий характер 5. Неотчуждаемый характер 6. Традиционный характер Ответ: 1в. – 1, 2в.- 4, 3в.- 3, 4в.- 3, 5в.- 145.

Подведение итогов урока. Установите соответствие (повышенный уровень). Ответ: 21211 КОН­СТИ­ТУ­ЦИ­ОН­НЫЕ ПРАВА ВИДЫ ПРА­ВО­ВО­ГО СТА­ТУ­СА A) право на жизнь Б) право на уча­стие в управ­ле­нии де­ла­ми го­су­дар­ства B) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени Г) право рав­но­го до­сту­па к го­су­дар­ствен­ной служ­бе Д) право иметь в част­ной соб­ствен­но­сти землю на при­гра­нич­ной тер­ри­то­рии 1) Граж­да­нин РФ 2) Каж­дый че­ло­век, за­кон­но про­жи­ва­ю­щий в РФ

Подведение итогов урока. Задания с развернутым ответом (высокий уровень сложности). В сказке лиса выгнала зайца из лубяной избушки. Какое право зайца нарушила лиса? 2. Какие права кукол своего театра нарушал Карабас- Барабас? Снежная королева держала Кая в снежном плену тем самым ограничивая его право ? 4. Какое право старался осуществить папа Карло отправляя Буратино в школу? 5.Каким правом воспользовались звери, посещая Айболита? 6. Три поросенка построили домики и владели ими, какие свои права они реализовали? (право на неприкосновенность жилища) (право на свободный труд за вознаграждение) (право на свободу передвижения) (право на образование) (право на медицинскую помощь) (право на труд и частную собственность)

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.   Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан;выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).     Ответ: 6, 3, 8, 5, 9, 2. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Список терминов: 1) социальное неравенство 2) Конституция РФ 3) права и свободы 4) социальные привилегии 5) гарантии 6) общество 7) Декларация прав человека 8) обязанности 9) социальное равенство Подведение итогов урока. (Олимпиадный уровень сложности)

Рефлексия урока. На уроке мне было сегодня… Мы разобрались с понятиями… Я сегодня понял, что… Самым важным на уроке было… Я выполнял задания… Свою работу на уроке могу оценить: Закончи предложение. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Домашнее задание. Домашнее задание. Выучить теорию. Дополните фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность: А. Дети имеют право на то, чтобы их воспринимали в серьез и обязанность … Б. Дети имеют право на хорошее образование и обязанность… В. Дети имеют право на благоприятную окружающую среду и обязанность… 3.Составить список своих прав и обязанностей в школе ( не менее 5 пунктов) На дополнительную оценку: 4* Написать рассуждение (не менее 10 предложений) на тему: «Права и обязанности: согласие или конфликт»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.