Урок обществознания в 7-8 классе по теме «Права и обязанности человека и гражданина»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока обществознания 7 (8) класс.
Тема урока | «Права и обязанности человека и гражданина РФ». |
Учебник | Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват.организаций/ [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова идр.] М.: Просвещение, 2018 год. Урок может быть использован без опоры на конкретный учебник. |
Класс | 7 (8) класс |
Время урока | 45 мин. |
ФИО учителя /ОУ | Гусева Анна Владимировна МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока/задачи урока | Познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями граждан РФ и принципами, которые лежат в их основе, видовыми группами прав. |
Задачи урока | 1. Изучить основные положения Конституции РФ в сфере прав и обязанностей гражданина. 2. Акцентировать внимание обучающихся на роли Конституции в признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. 3. Содействовать формированию у обучающихся демократических правовых ценностей. 4. Способствовать повышению уровня знаний обучающихся в сфере права. 5.Ознакомить обучающихся с существующей системой защиты прав человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. 6. Ознакомить обучающихся с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан. 7. Способствовать воспитанию уважительного отношения обучающихся к правам и свободам человека и гражданина. |
Планируемые результаты урока | Предметные: Научиться объяснять сущность правового статуса человека, определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина, находить нужную правовую информацию в различных источниках, применять основные правовые термины и понятия темы в реалиях жизни: естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, омбудсмен. Обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций современного законодательства РФ. Метапредметные: коммуникативные: уметь слушать и воспринимать теоретический материал, уметь формировать собственную точку зрения по изучаемой теме и явлениям современной жизни; регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту правовой деятельности; познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты по теме урока; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека и гражданина, формирование чувства ответственности у обучающихся за свои решения и поступки. |
Основные понятия темы | Права и обязанности человека и гражданина. Правовые принципы человека и гражданина. Группы прав человека и гражданина: экономические, политические, личные, гражданские, социальные и духовные. |
План урока | Определение основных понятий темы: права и обязанности человека и гражданина. Права граждан РФ и их классификация (видовые группы). Обязанности гражданина РФ. Взаимосвязь прав и обязанностей. Механизм защиты прав и свобод. Защита прав ребенка. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, эвристический, практический. Формы: индивидуально-самостоятельные |
Организационная структура урока.
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты /задания, упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
Мотивационно - целевой этап. | 2-3 мин. | Эмоциональное и психологическое побуждение учащихся к учебным действиям (формулировка темы урока, целей и задач) по изучаемому материалу. | Создает условия у обучающихся во внутренней потребности включения в дистанционную учебную деятельность, направляет учащихся в формулировке и постановке темы, целей урока на основе отрывка из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Конкретизирует круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы. | Работают с вопросами, которые предложены дистанционно учителем. Формулируют тему урока и план, соотносят с идеалом ответа. Дополняют те пункты плана, которые отсутствую в тетради. | Самостоятельно-индивидуальная | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока , сравнивают с идеалом ответа на экране, дополняют. Коммуникативные – точно и грамотно выражать свои мысли на письме. | Письменно в тетради. |
2.Этап Определене темы урока. | 2-3 мин. | | С опорой на вопрос, формулируют тему занятия и записывают в тетрадь. | Права и обязанности гражданина РФ | Самостоятельно-индивидуальная | Регулятивные - самостоятельно формулируют новую тему. Коммуникативные – точно и грамотно выражают свои мысли. | 1. Запись в тетрадь |
3.Работа по теме урока. | 7-10 мин. | | Вопрос учителя: Кого мы называем человеком? Кого мы называем гражданином? Как эти понятия соотносятся с правом? Записываем определение понятя «Человек» и понятие «Гражданин» в тетрадь. Выделяем общее и отличие в этих понятиях. Вывод запишите в тетрадь. Сравните с идеалом ответа на экране. Работа со схемой: Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Права»? Права Опираясь на ассоциативный ряд, сформулируйте определение понятий «права гражданина» и «права человека». Какие ассоциации вызывает у вас понятие «Обязанности»? Обязанность Опираясь на ассоциативный ряд, сформулируйте определение понятий «Обязанности человека и гражданина». | 1.Знакомяться с новыми понятиями темы, самостоятельно определяют их. Сравнивают свои определения понятий с научными определениями (словарными). Записывают в тетрадь понятия, определения и вывод. Заполняют схему ассоциаций: Ассоциации связанные с понятием Права : привилегии, компетенции, возможности, разрешение. Определяют понятия: Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Права человека - моральные, и социальные категории отношений, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Заполняют схему ассоциаций: Ассоциации связанные с понятием Обязанности : долг, обязательство. Необходимость, ответственность. Записывают определение Обязанности человека и гражданина - это необходимость любого лица соблюдать или исполнять правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е. должное поведение человека. | Самостоятельно-индивидуальная | Регулятивные: Опираясь на материал видео урока формулируют определения понятий темы, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию Познавательные: извлекают необходимую информацию из материала видео урока; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; Делают выводы. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты видео урока, самостоятельно отделяют новое от известного; выделяют главное; выполняют записи в тетради. Личностные – направленность на активное участие в изучение нового материала в процессе урока; | Оформление ответа письменно. |
3.Работа по теме урока. Составление Классификационных схем по теме «Виды прав и свобод человека и гражданина в РФ» | 15 -25 мин. | | Права и свободы человека и гражданина определены во второй главе Конституции РФ. Конституция - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан. Основные конституционные права и свободы человека и гражданина принято классифицировать на определенные виды. Идеальная схема Приложение 1 Работа по проверке выполненного учениками задания. Подробная работа с видами конституционных прав (определение, примеры). Подробная рабта с понятием темы: «Обязанности человека и гражданина». Обязанности гражданина РФ. Существование прав и обязанностей во взаимрсвязи: Чего же больше в Конституции прав или обязанностей? Работа со схемой . Отработка элемента темы: Механизм защиты прав и свобод. Защита прав ребенка с использованием схем: Схема 1 Способы и средства защиты прав и свобод человека. Схема 2 Международный уровень защиты прав человека Схема3 Европейская система защиты прав человека Схема 4 Защита прав человека в Российской Федерации Схема 5 Основные направления в области защиты прав детей. См. Приложение 2 | Заполнение схемы. Выполнение задания: Опираясь на текст Конституции (Глава 2), определите номер статьи для каждого теоретического утверждения. Разделите данные примеры по видовым группам прав: Право на жизнь. Право на охрану достоинства личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на отдых. Право на образование. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Неприкосновенность жилища. Право определения национальности. Право на охрану здоровья. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации. Свобода совести, свобода вероисповедания. Свобода мысли и слова. Право на создание общественных объединений . Свобода творчества. Свобода собраний, Право участвовать в управлении государством. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на предпринимательскую деятельность. Право на частную собственность. Право на благоприятную окружающую среду. Право на свободный труд. Защита частной жизни лица. Право на социальное обеспечение. Право на жилище. Записывают основные конституционные обязанности человека и гражданина. Записывают конституционные обязанности только граждан РФ. Рассматривают схему взаимосвязи конституционных прав и обязанностей. Приводят свой пример. Записывают его в тетрадь. Переносят схемы в тетрадь. | Самостоятельно-индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем составляют таблицу, выходят из ситуации незнания. Самостоятельно определяют, насколько их ответ приближен к научному знанию. Познавательные: извлекают необходимую информацию из материала видео урока; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты видео урока и записи в тетради. Отделяют новое от известного; выделяют главное Личностные – направленность на активное и созидательное участие в процессе урока, заинтересованность в личном успехе при освоении новой темы. | |
4 ЧАСТЬ УРОКА МОЖЕТ БЫТЬ ОФРМЛЕНА УЧИТЕЛЕМ ОТДЕЛЬНЫМ ФАЙЛОМ БЕЗ ОТВЕТОВ, С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК. 4 ЧАСТЬ УРОКА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ | |||||||
4.Подведение итогов урока/ Первичное закрепление и осмысление материала | 5-7 | На данном этапе ученикам предлагается выполнить задания разного уровня сложности. | Предлагает выполнить дифференцированные задания: Тест (с последующей самопроверкой). Задания формата ОГЭ на соотнесение. Задания высокого уровня сложности (требующие развернутого ответа). Работа с текстом (заполни пропуски) с последующей проверкой. См. Приложение 3. | Выполняют задания. | Самостоятельно-индивидуальная | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации на основе изученного материала урока и составленных схем. Регулятивные: ориентируются в материале рабочей тетради. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
5.Рефлексия | 3 мин. | На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Напротив каждого выполненного задания ученик ставит цветной треугольник: Красный – высокий уровень усвоения материала (отлично) Зеленый – справился частично (хорошо) Синий – Низкий уровень выполнения заданий. | На уроке мне было сегодня… Мы разобрались с понятиями… Я сегодня понял, что… Самым важным на уроке было… Я выполнял задания… Свою работу на уроке могу оценить: | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Сами определяют степень изученности материала. | Самостоятельно-индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | |
6.Домашнее задание. | 2-3 мин. | Закрепление знания полученного на уроке дома: 1.Выучить теорию. 2.Дополните фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность: А. Дети имеют право на то, чтобы их воспринимали в серьез и обязанность … Б. Дети имеют право на хорошее образование и обязанность… В. Дети имеют право на благоприятную окружающую среду и обязанность… 3.Составить список своих прав и обязанностей в школе ( не менее 5 пунктов) На дополнительную оценку: 4* Написать рассуждение (не менее 10 предложений) на тему: «Права и обязанности: согласие или конфликт» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Самостоятельно-индивидуальная | | |
Приложение 1.
Приложение 2.
Схема 1
Способы и средства защиты прав и свобод человека.
Схема 2
Международный уровень защиты прав человека
Схема3
Европейская система защиты прав человека
Схема 4
Защита прав человека в Российской Федерации
Схема 5
Основные направления в области защиты прав детей
Приложение 3
Задания для закрепления темы
Тест (базовый уровень).
1. Что означает принцип неделимости прав человека?
Каждый человек обладает всей совокупностью прав
Для каждого человека существуют свои права
Запрет передавать свои права другому человеку
Право человека самому определять свои права и обязанности
2. Верны ли суждения о правах человека:
А. Права человека не имеют границ.
Б. Права человека закрепляют его автономность по отношению к государству.
1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны
3. Верны ли суждения об обязанностях:
А. В Конституции РФ воспитание детей рассматривается как право и обязанность родителей.
Б. Обязанности подлежат безусловному выполнению
1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны
4. Основной, главный закон страны:
1.Великая хартия вольностей 2. Декларация 3. Конституция 4. Конвенция
5. Что из приведенного ниже списка характеризует права человека?
1.Неделимый характер 2. Политический характер 3. Непосредственный характер
4. Всеобщий характер 5. Неотчуждаемый характер 6. Традиционный характер
Ответы на вопросы теста: 1в. – 1, 2в.- 4, 3в.- 3, 4в.- 3, 5в.- 145.
Установите соответствие (повышенный уровень).
Задания с развернутым ответом (высокий уровень сложности).
В сказке лиса выгнала зайца из лубяной избушки. Какое право зайца нарушила лиса?
(право на неприкосновенность жилища)
Какие права кукол своего театра нарушал Карабас- Барабас?
(право на свободный труд за вознаграждение)
Снежная королева держала Кая в снежном плену тем самым ограничивая его право ?
(право на свободу передвижения)
Какое право старался осуществить папа Карло отправляя Буратино в школу?
(право на образование)
5.Каким правом воспользовались звери, посещая Айболита?
(право на медицинскую помощь)
Три поросенка построили домики и владели ими, какие свои права они реализовали?
(право на труд и частную собственность)
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан;выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) социальное неравенство 2) Конституция РФ 3) права и свободы
4) социальные привилегии 5) гарантии 6) общество
7) Декларация прав человека 8) обязанности 9) социальное равенство
Ответ: 6, 3, 8, 5, 9, 2.