Урок обществознания в 10 классе по теме «Правовая культура»
1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вяткинская средняя общеобразовательная школа»
Урок обществознания в 10 классе
(по технологии критического мышления)
«Правовая культура»
Автор: Бурцева Ольга Андреевна,
учитель истории и обществознания.
2022 год.
Пояснительная записка:
Разработка урока по праву в 10 классе (профильное обучение).
Урок с использованием методики критического мышления.
Данный урок в общей системе преподавания обществознания на профильном уровне входит в тему «Правосознание. Правовая культура». Опирается на конкретные теоретические знания и практические умения учащихся работать с текстом документа, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы. При планировании урока были учтены особенности развития старшеклассников, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, умение работать в группах. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе. Использование методики критического мышления дает возможность каждому ученику почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): готовность к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Ведущими формами, методами и приемами урока являются групповая работа, поисковый метод, исследование текста документа, публичное выступление, составление кластеров и синквейна, использование ИКТ. На протяжении всего урока используется мультимедийная презентация, что позволяет активизировать визуальное мышление учащихся, а также используется фрагмент художественного фильма. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной, структурированной форме.
Основные этапы урока по технологии критического мышления:
Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Добиться усвоения учащимися основных понятий урока: МОРАТОРИЙ, ГУМАНИЗМ, ДИЛЕММА.
Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать вопросы, делать выводы.
Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Продолжать формировать у учащихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.
РАЗВИВАЮЩАЯ
Развивать у учащихся навыки решения практических задач, практической работы с документами.
Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу
Развивать гуманистическое мировоззрение.
ПЛАН.
1. Гордиев узел – казнить или помиловать (организационный момент).
2. Листая страницы истории (исторический экскурс).
3. Пусть говорят (опрос общественного мнения).
4. Заповедь №1.
5. Поспорим с С. Н. Булгаковым (работа с документом, сравнения).
6. Пора поставить запятую (рефлексия).
Ход урока.
Пункт плана № 1. “ГОРДИЕВ УЗЕЛ – КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ”
(Слайд №1)
Учитель: Согласно древнегреческой легенде Александру Македонскому показали колесницу, на дышле которой фригийский царь Гордий завязал запутанный узел. (Слайд №2) Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом. С тех пор выражение “разрубить Гордиев узел” означает принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса. (Слайд №3) Именно такой вопрос сегодня будет стоять перед нами.
Тема нашего урока звучит так : “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
(Слайд №4)
Грамотна ли эта запись? (учащиеся отмечают, что в предложении не поставлена запятая, и от того, где мы её поставим, будет зависеть смысл выражения). Прочтите эту запись, поставив запятую?
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранения смертной казни. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Мы попытаемся сегодня на уроке поразмышлять на эту актуальную тему. Вы готовы?
В течение урока у нас будет задействовано несколько рабочих групп:
1 группа - Вы будете работать с кластером, на листе бумаге дано ключевое слово (казнь), записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
2 группа – Вы будете составлять синквэйн – стихотворение, которое требует синтеза информации. Принцип составления указан в памятке.
3 группа - Ответите на вопросы теста.
Учитель: Греки и римляне изображали богиню правосудия с весами и завязанными глазами. (Слайд №6) Одни называли богиню Фемида, другие – Юстиция. И те и другие предполагали, что правосудие будет свершаться “…SINE IRA ET STUDIO” - без гнева и пристрастия, справедливо, без предвзятого мнения. (Слайд №7) Попробуем и мы взвесить “за” и “против”. Легко ли это?
Перед вами весы. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, опуская на чаши весов по одной шашке. Если вы отвечаете “да”, кладите белую шашку на левую чашу, если “нет” - на правую чашу черную шашку. Начнем:
вопрос о смертной казни – это простой вопрос? (предполагаемый ответ – нет)
можно ли быть равнодушным, когда решается вопрос жизни и смерти? (нет)
преступность будет существовать вечно? (да)
легко ли победить преступность? (нет)
вы согласны, что волна преступности захлестнула страну? (да)
вы согласны, что проблема терроризма общемировая, глобальная? (да)
если человек бессилен защитить себя от нападений, на помощь должно приходить общество, государство? (да)
нравится ли вам формула кровной мести “око за око, зуб за зуб”? (нет предполагаемого ответа)
вы способны испытывать чувство сострадания к убийце? (нет предполагаемого ответа)
вы знаете о смертной казни достаточно много, чтобы объективно судить? (нет)
Пункт плана № 2. “ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ”
Учитель: конечно, чтобы объективно судить, нужны знания. И мы обратимся к истории. Вам нужно не только внимательно слушать своих товарищей, но и выполнить задания теста.
Ученики получают тест и просматривают его ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)
1 ученик:
В России смертная казнь как мера наказания упоминалась еще в Краткой Русской Правде в XI веке. (Слайд №8) Разрешалась законом и кровная месть, но ее можно было заменить вирой (штрафом).
Вора, застигнутого на месте преступления, можно было убить сразу, но убить можно только ночью, и нельзя было убить связанного вора.
А вот за убийство княжеского слуги при исполнении обязанностей, было разрешено убить преступника в любое время, прямо на месте.
Впервые в законах смертная казнь как наказание появилась в Двинской уставной грамоте 1347 года за кражу, совершенную в третий раз.
А в Псковской грамоте 1467 года было 5 случаев применения смертной казни: за кражу из церкви, государственную измену, поджог, троекратную кражу и конокрадство.
При Иване Грозном смертная казнь применялась уже в 12 случаях. (Слайд №9) Среди них были ложный донос, восстание против власти, похищение людей, взяточничество, богохульство.
Важно заметить, что смертная казнь применялась в зависимости от личности преступника, например, за убийство родителей смертная казнь назначалась беспощадно, а за убийство детей мерой наказания были тюрьма и церковное покаяние.
Нередко практиковался такой вид казни, как посажение на кол, относительно часто при Иване Грозном.
2 ученик:
Для усиления устрашающего эффекта, предусматривались разные виды казни: сожжение, повешение, отсечение головы, отравление, закапывание заживо, повешение за ребро на крюке, залитие горла расплавленным металлом и другие, но наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.
При Петре I, в частности, на кол был посажен любовник опальной царицы Е. Лопухиной бывший майор Степан Глебов. В до- и даже послепетровской России нередки были случаи сожжения. По Уложению 1649 года оно полагалось за богохульство. В 1682 году был сожжен в Пустозёрске протопоп Аввакум с его тремя сподвижниками. В 1689 г. в Москве, в Немецкой слободе — мистик, автор непонятных стихов в духе Нострадамуса Квирин Кульман, вместе со всеми своими книгами. В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, были сожжены на костре за переход в другую веру: флота капитан-лейтенант Возницын, «вместе с совратителем своим жидом Борохом Лейбовым» — за переход в иудаизм; а татарин Тойгильда Жуляков — за возврат в ислам. К этой последней казни, состоявшейся в Екатеринбурге, приложил руку его основатель В. Н. Татищев.
Согласно Соборному уложению 1649 года, фальшивомонетчиков казнили, заливая в горло расплавленный металл.
Для женщин, убивших мужей, была принята весьма экзотическая казнь: закапывание в землю заживо по шею. (Слайд №10) Повешение за ребро ещё в Пугачевщину было делом весьма обыкновенным, так что перед селами, где жили бунтовщики, для острастки выставляли глаголь для повешения за ребро, причем жителям не надо было объяснять, что это такое. Четвертование было в России также казнью нередкой, но для него никогда не употреблялись лошади. В 1775 г. были четвертованы Пугачёв и Перфильев, причём им отсекли сначала голову. (Слайд №11) Это было последнее четвертование в России.
При Петре I смертная казнь назначалась в 101 случае. (Слайд №12)
Елизавета Петровна, напротив не подписала ни одного смертного приговора, в результате, тюрьмы были переполнены.
Екатерина II высказывалась против смертной казни, но в то же время говорила, что “Смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества”. После восстания Пугачева было казнено 20 тысяч человек. (Слайд №13) Виселицы устраивали на плотах и пускали по течению Волги и Камы, чтобы их видело как можно больше людей.
За 25 лет правления Александра I смертная казнь применялась всего 24 раза, и то по решению военно-полевых судов в годы Отечественной войны 1812 года.
Николай I отметил свое вступление на престол казнью 5 человек (декабристы). (Слайд № 14)
После восстания декабристов и до революции применялись только два вида казни — расстрел и повешение. (Слайд №15) Так казнили при Александрах II и III революционеров; за самые тяжкие убийства неполитического характера тогда полагалась каторга. Смертная казнь (преимущественно через расстрел) применялась и военно-полевым судом за всякие проступки в армии. (Кроме того, до реформ Александра II существовали тяжкие телесные наказания: кнут, отмененный только в 1864 году, и проход через строй, во многих случаях влекшие смерть). На каторге казнили (через повешение) убийц-рецидивистов, совершивших новое убийство уже во время отбытия наказания
После революции 1905 г. стали вешать не только революционеров, но и за грабежи и прочие «возмущения», волей полевых судов, по всей стране. Пик казней приходится на 1907—1910 гг. (Слайд №16) Этот период связан с именем П. А. Столыпина. Виселица, «столыпинский галстук», была почти единственным орудием казни. (Слайд №17) О случаях расстрела тогда упоминается редко, а Короленко даже упрекает власти, что где-то «за неимением палача осужденного расстреляли, видимо, думая, что не все ли равно».
Николай II был гуманистом, и сократил применение смертной казни, но сам вместе с семьёй был расстрелян в 1918 году.
Ученики сдают тесты для проверки.
Учитель: А что же в XX веке… Ученик: Большевики отказались от использования смертной казни лишь в первые месяцы своей власти, а потом менее чем на полгода – после Гражданской войны. И даже Сталин – в 1947 году, заменил расстрельные статьи на 25 лет лагерей. Правда, в 1950 году можно было уже расстреливать шпионов, диверсантов, изменников Родины, а в 1954 году к ним добавились и преступники, совершившие умышленное убийство.
До самой Отечественной войны большинство советских казней совершалось через расстрел. (Слайд №18) Впрочем, в ходе гражданской войны применялось и повешение. Существовала казнь через потопление на барже По данным общества "Мемориал" с октября 1936 по ноябрь 1938 к расстрелу было приговорено не менее 724 тыс. человек.
Видеосюжет – шляпы мышления. (Слайд №19)
Просмотр сюжета из фильма «Адмирал» (расстрел Колчака А.В.) с последующим обсуждением.
(Прилагается видеосюжет)
16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
Последняя смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года.
2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ. (Слайд №20)
С 1.01.2010 г. суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было - в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ. (Слайд №21)
19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ признал невозможность назначения смертной казни. (Слайд №22)
В России действует мораторий на применение смертной казни.(Слайд №23)
Но, почему же эта проблема особенно остро встала сейчас?
Пункт плана № 3. ПУСТЬ ГОВОРЯТ! (итоги опроса общественного мнения)
Ученик: (Слайд №24)
Согласно данным Всероссийского социологического экспресс-опроса на июль 2001 года, сторонниками смертной казни за особо тяжкие преступления против личности являлись 72% при 9% противников, 19 % затруднились ответить. Согласно опросам, в 2004 году 84% россиян выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом, 16 % - противники смертной казни. (Слайд №25) В 2005 году среди опрошенных смертную казнь в отношении террористов поддерживали 96% при 3% противников. В июне 2005 года, согласно опросам Аналитического Центра «Левада-Центр», сторонниками смертной казни являлись 65% при 25% противников, 10 % - затруднились ответить.
Действительно ли треть населения России – за увеличение статей Уголовного кодекса по применению смертной казни? Правда ли, что за полную и немедленную отмену смертной казни наберется не более 15 % опрошенных? Мы провели свой мини – опрос. Каковы его результаты? (Слайд №26,27)
Пункт плана № 4. “ЗАПОВЕДЬ № 1”.
Учитель: Церковь решительно выступает против смертной казни.
На экране появляется слайд картины И.Е.Репина “Святой Николай Мирликийский спасает трех невинных от казни”. (Слайд №28)
Послушайте историю из жизни одного особо почитаемого в России святого.
Ученик: Подкупленный градоначальник Евстафий осудил на смерть трех невинных. Посмотрите, один их них – седой старец, другой – юноша, третий – мужчина средних лет.
Узнав о несправедливом поступке градоначальника, святитель Николай тотчас поспешил на помощь.
Он появился на месте казни, когда меч уже был занесен над головами невинно осужденных. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача. Никто не осмелился воспрепятствовать ему.
Градоначальник, грозно обличенный святым Николаем, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние.
Эта история вдохновила И. Репина, и свои чувства он выразил в этой картине.
Учитель: И, конечно, нельзя не вспомнить образ распятого Христа. (Слайд №29,30)
Судебные ошибки неизбежны, они всегда существовали и будут существовать. К примеру, американец Йаррис в ожидании смертной казни провел в тюрьме США 20 лет. Но обвинение и приговор были отменены, когда в сентябре 2003 года на основании теста ДНК была подтверждена его невиновность. Он стал 112 смертником, признанным невиновным с 1973 года. К сожалению, немало подобных приговоров приводят в исполнение, и жизнь человека обрывается вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой судейской ошибки. Здесь достаточно напомнить нашумевшее в свое время дело Чикатило.
Пункт плана № 5. “ПОСПОРИМ С БУЛГАКОВЫМ”
Учитель: сейчас вы познакомитесь с одним из мнений о смертной казни. Автор этого высказывания – Сергей Николаевич Булгаков. (Слайд №31)
Ученик:
Сергей Николаевич Булгаков - русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. Родился в семье потомственного священника в 1871 году. Учиться начал в Орловской духовной семинарии а завершил образование в Московском университете. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы. Октябрьская революция и гражданская война глубоко затронули душу этого человека. В 1922 отец Сергий включен в составленные по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. Булгаков эмигрировал в Чехословакию, а затем во Францию.
В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном фашистами Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями. Умер отец Сергий в 1944, так и не дождавшись победы. (Слайд №32)
Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное, принципиальное убийство — убийство без всякого аффекта, без всякой страсти, без всякой цели, убийство ради убийства. И в этом её главный грех и ужас.
Сергей Николаевич Булгаков
Вопросы:
Можно ли не зная биографии Булгакова, предположить, кем мог быть этот человек?
Сторонником, какой точки зрения на проблему смертной казни является Булгаков?
Какие слова использует автор высказывания, говоря о смертной казни?
Что Булгаков называет самым главным грехом?
О чем вы задумались, читая эти слова?
Согласны ли вы со словами Булгакова?
Учитель: перед вами в таблице линии сравнения. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод.
Линии сравнения | Смертная казнь | Убийство |
Определение | Исключительная мера наказания, которая может быть установлена за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. (ст.59 УКРФ) | Умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ) |
С юридической точки зрения убийство и смертная казнь – это разные понятия, но с нравственной – это одно и то же. Смертная казнь, пусть не изощренное и справедливое, но все же убийство. Даже маньяк и убийца тоже человек и имеет право на жизнь, гуманность и снисхождение.
Учитель: что же такое гуманность? ГУМАННОСТЬ, любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (Слайд №33)
Пункт плана № 6. “ПОРА ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ!”
(обобщающая дискуссия и рефлексия)
Учитель: вникнув в суть дела, мы понимаем, почему вопрос о применении смертной казни называют Гордиевым узлом. У этой проблемы много аспектов. Мы предоставляем слово 2 группе, они сделают вывод, используя метод синквэйна. (Слайд №34)
Почему же споры вокруг этой проблемы не утихают на протяжении всей человеческой истории? Можно ли сказать, что эта тема всегда нова и неисчерпаема?
В связи с какими последними событиями дискуссия приобрела остроту? Почему общество не может быть равнодушным к этой проблеме?
Какую жизненную позицию по этому вопросу занимаете вы? Почему?
Считаете ли вы, что сегодняшний урок был полезен для вас? Почему?
Перед вами тема нашего урока: “КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ”.
Примите ваше окончательное на этом уроке решение и поставьте запятую в соответствии с вашим внутренним убеждением, а также отразите ваш выбор на весах. (Слайд №35)
Домашнее задание: (Слайд №36)
Обязательно: §16; Дополнительно: эссе «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).
Приложение №1.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Смертная казнь как мера наказания существует:
С XI (11)века
С XII (12)века
С XIII (13)века
Каким видом наказания можно было заменить смертную казнь, согласно древним законам:
Пожизненным заключением
Штрафом
Принудительными работами
За какое преступление можно было убивать ночного преступника прямо на месте:
Воровство
Обман
Богохульство
При каком правителе смертная казнь применялась в 12 случаях:
Пётр I
Иван Грозный
Николай II
Как влияла публичная казнь на преступность:
Преступлений становилось меньше
Преступления совершались как и прежде
Преступлений становилось больше
Кто из российских монархов не подписал ни одного смертного приговора:
Екатерина II
Елизавета Петровна
Николай I
Какой государственный преступник был публично казнен во времена Екатерины II:
Разин
Пугачев
Распутин
Кто из императоров подписал смертный приговор декабристам:
Николай II
Николай I
Александр I
Приложение № 2.
Всякое убийство есть дело ненависти. Не может быть, чтобы человек убивал человека из любви к нему. Смертная казнь есть один из самых ужасных видов убийств, потому что она есть холодное, расчетливое, сознательное, принципиальное убийство — убийство без всякого аффекта, без всякой страсти, без всякой цели, убийство ради убийства. И в этом её главный грех и ужас.
Сергей Николаевич Булгаков
Линии сравнения | Смертная казнь | Убийство |
Определение | Исключительная мера наказания, которая может быть установлена за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. (ст.59 УКРФ) | Умышленное причинение смерти другому человеку (ст. 105 УК РФ) |
Приложение №3.
Синквэйн – это стихотворение, которое требует синтеза информации.
Принцип составления:
Существительное
Прилагательное прилагательное
Глагол глагол глагол
Фраза из 4 слов
Вывод (одно слово)
Приложение №4.
Кластер
Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
КАЗНЬ