12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анисимова Елена Александровна128
Россия, Пермский край, Березники



 

 

Конспект урока по обществознанию в 7 классе

«Подростковая культура»

Цель:

Познакомить с основными понятиями культуры

Рассмотреть уникальность подросткового общества и культуры

Найти, выявить отличия подростковой культуры от культуры взрослых

Научиться анализировать материал и делать выводы

Стремиться к совершенствованию личностных качеств

План урока:

Проверка домашнего задания

Культура. Виды культуры и ее функции

Особенности подростковой культуры

Что значит формальные общества

Что значит неформальные общества

Молодежная культура: одежда, прически, украшения, музыка


 

Оборудование: учебник А.И. Кравченко Обществознание 7 класс, издательство «Русское слово»; И.С. Хромова рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание».


 

Ход урока

Проверка домашнего задания

- Как бы вы определили, что такое одиночество?

- Можно ли быть одиноким в коллективе, в компании?

- Продолжите фразу: «Подросток чувствует себя одиноким, когда…»

 

Работа в рабочих тетрадях с. 71 задание 6, коллективное выполнение с комментированием

 

Учитель задает вопрос обучающимся:

«Как вы понимаете понятие «культура?». Ответы обучающихся. Далее учитель обобщает ответы.

 

Культу́ра (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии и т.д.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

- Давайте откроем тетради и запишем тему урока, далее давайте запишем определение: культура – это …

 

Как вы поняли, культура – это многоуровневая система. И выделяют такие виды культуры как мировую и национальную культуру.

-Как вы понимаете мировая культура? (ответы обучающихся)

- Как вы понимаете национальная культура?

- Что включают в себя эти виды культур?

 

Виды культур


Национальная        Мировая

 

Кроме того различают материальную и духовную культуру, которые выполняют определенные функции. Культура передает социальный, исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества. Культура несет большой потенциал познания и освоения человеческого опыта.

Культура выполняет также нормативную функцию. Эта функция опирается на мораль и право и призвана как бы регулировать поведение, поступки людей.

 

философская

художественная

 

Нормативная и правовая

нравственная

 

Познавательная. Информационная

 

Духовная культура

физическая

 

быта

труда

Материальная культура

 

(данный кластер обучающиеся переносят в тетрадь)

- Главная задача культуры? (ответы обучающихся)

Главная задача культуры – это всестороннее развитие человека. Т.е. учиться, трудиться, организовывать свой отдых, досуг, уметь общаться и быть интересным собеседником. Формированию всего этого помогут сложившиеся ценности, которые являются основой культуры.

- Вспомните, что мы понимаем под ценностями? (ответы обучающихся)

- Ценностями мы называем устойчивые представления о чем–то, как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, планам человека или группы.

- Ценности бывают разные, ранее мы говорили о них (А.И. Кравченко Обществознание 6 класс с. 145-151). Вспомните, какие ценности можно отнести к главным?

- Главными ценностями являются – истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода.

- Итак, давайте подведем итог. Какие виды культуры вам известны?

Примерный ответ обучающихся: культура делится на виды и все они взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Кроме того культура выполняет определенные функции. Уровень любой культуры определяет, прежде всего человечность. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Главными ценностями являются – истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода (данный вывод можно записать с обучающимися в тетрадь).

К сегодняшнему уроку несколько ребят вашего класса проводили анкетирование среди обучающихся 6-8 классов. Вопросы анкетирования были следующего характера:

Есть подростковая культура?

Чем характеризуется подростковая культура?

 

- Обратите внимание, что на первый вопрос респонденты ответили неоднозначно? (да – 75%; нет – 25%). Большая часть ответила «ДА». Давайте попробуем вмести разобраться в этом вопросе. Чем же подростки характеризуют подростковую культуру? Как вы думаете, что поставили подростки на первое место? На первое место подростки поставили одежду, на второе музыку, на третье – прическу, и на четвертое – способы развлечений (рассматривается слайд).

- Чтобы понять, что представляет собой культура подростков нужно, рассмотреть ее особенность.

Итак, как мы знаем, что общество подростков включает в себя молодых людей, поэтому оно достаточно разнообразно. Подростковые общества могут различаться по возрасту, по полу, национальному составу, вместе с тем подростковые общества имеют определенную особенность, а это – подражание взрослым, кумирам, героям кинофильмов, артистам, певцам и даже сверстникам.

- А вообще, общество подростков можно разделить на общества формальные и неформальные.

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 155., самостоятельно изучите данный материал и ответьте на вопрос: Какие общества называют формальные, какие неформальные?

-Учащиеся работают самостоятельно с учебником, после делается обобщение, вывод.

Вывод (предполагаемые ответы обучающихся):формальные и неформальные организации имеют похожие цели, которые являются причиной существования этих организаций.

- Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом сообществе. Подростки принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру, что является частью молодежной культуры. Итак, запишите определение: молодежная культура – это часть общей культуры нации, присущая такой социальной группе, как молодежь.

- Анкетирование показало, чем подростки характеризуют подростковую культуру, а именно это – одежда, музыка, прически. Ваше мнение совпадает с мнением других социологических исследований.

- На формирование молодежной культуры влияют особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожесть на других. Её создателями являются многочисленные подростковые объединения, которые разливаются своими интересами, взглядами, образом жизни, формами проведения досуга, одеждой всевозможной символикой. Подростковую культуру можно выразить через типы поведения, характерные для этого подростка, а можно рассмотреть вещи, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни.

- Одежда, одна из главных материальных черт подростковой культуры. Одной из черт, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза – это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Как правило, подростки выбирают такую одежду, которая позволит им быть принятым в компании.

- Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность.

- Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняет одежда у взрослых и подростков? (ответы обучающихся)

- Взрослые, как правило, выбирают практическую одежду, отвечающей эстетическим критериям, принятым обществом. У подростков другая эстетика: потертые джинсы, выкрашенные самым необычным цветом. О тепле у подростков не возникает вопрос. Эксперименты с внешностью – часть процесса поиска собственного образа, когда подросток чувствует себя комфортно. Внешним видом подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих.

- Назовите вещи, которые подчеркивают вашу индивидуальность (обучающиеся называют).

- Музыка, также одна из важных частей подростковой культуры. Существует множество направлений в музыке. Одну музыку подростки слушают с удовольствием, другая совершенно им не нравится. Тяжелый рок, или хеви-метал – это музыкальное направление нередко шокирует своим содержанием и музыкальной формой. Многие взрослые против того, чтобы их дети слушали такую музыку. В настоящее время молодежная музыка часто является протестом и вызовом современному обществу.

- С недавнего времени частью молодежной и подростковой культуры является катание на роликах. Катание на роликах придумали американцы, а позже эстафету у них подхватили российские школьники. В 1992 году при поддержке компании «Кока-кола» была создана первая в России федерация роликового спорта.

Ролики – это скорость, романтизм, множество острых ощущений. Роллеры – это не только потрепанные локти и колени, но и адреналин, радость от катания, трюков. Это конечно и общение с интересными людьми. К сожалению не все так прекрасно, и не только потому, что это может привести к травмам и переломам, но и отрицательно повлиять на учебы. Роллеризм - это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катания, правила поведения, прозвища. Достаточно распространенная одежда роллера – джинсы-трубы, камуфляжные штаны, немыслимой расцветки футболки, велосипедный шлем. Или шапочка, широкие штаны или шорты, из-за которых роллеров часто принимают за реперов. Кроме одежды нужно приобрести хорошую защиту – налокотники, наколенники и шлем.

- В нашем городе есть роллеры? Как вы думаете, почему в нашем городе слабо развито это направление? (ответы обучающихся)

- И так, давайте с вами подведем итог. Подростки создают собственную культуру, со своим языком, модой и самое главное системой ценностей. Эта культура пользуется одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Многие взрослые считают, что подростковая культура – только отражение культуры взрослых.

Подведение итогов урока, ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание: § 22, рабочая тетрадь с. 72. Составить синквейн к слову культура.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.