Конспект урока по обществознанию «Социализация и воспитание» (8 класс)
Класс: 8
Тема: « Социализация и воспитание»
Цели: Образовательная:
Выявить и осмыслить процесс социализации
Изучить воспитание как процесс социализации
Познакомить с социальными ролями и культурными нормами
показать роль воспитания в формировании личности
Воспитательная:
Способствовать осознанию значимости воспитания
Способствовать понимаю процесса социализации
Развивающая:
Развивать понимание, память, навыки работы с текстом учебника
Способствовать дальнейшему развитию аналитических умений
Развивать умения выделять главное
Оборудование урока:
Учебник обществознание. 8 класс: Учебник для 8 класса общеобразовательных
учреждений. 11-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010. 192 с.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Активизация познавательной деятельности учащихся |
1.Орг момент |
Приветствие учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку, количество отсутствующих в классе. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку: Т – етрадь Р – учка У – чебник Д - невник |
2.Переход к изучению нового материала Использование цитаты |
Наш урок начнем со словом французского философа Жан-Поль Сартра: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Как вы считаете, что этим хотел показать автор? Приблизительные ответы: - насколько важно воспитание - что для себя делает человек - как себя воспитывает человек - способ воспитания человека самим собой идр. |
Дети обдумывают цитату и по поднятию руки дают свои варранты ответов. |
3.изучение нового материала Рассказ учителя Закрепление Работа с текстом учебника Рассказ учителя Работа с изображением (Приложение 1) Закрепление |
Записываем в тетрадь сегодняшнюю даты, тему и план урока. Тема: Социализация и воспитание План: 1. Что такое социализация. 2.Воспитание – часть процесса социализации. |
Ученики ведут записи в тетради. Записывают дату занятия, тему и план урока. |
Что такое социализация. |
||
Запишем определение социализации в тетрадь: Социализация — это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. В свою очередь дадим сразу определение понятиями культурная норма и роль. И тоже запишем их в тетрадь: КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. РОЛЬ — способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением. В процессе социализации происходит становление личности человека. Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Процесс социализации заключается в освоении ценностей и норм поведения в обществе. От успеха социализации зависит успех человека в обществе. Каждый человек выполняет в обществе определенные социальные роли. Он должен освоить модель поведения, характерную для каждой из ролей. Процесс социализации проходит фазы — стадии жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. Запишем стадии жизненного цикла человека. Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продолжительной, но также более сложной. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, вкусы, правила поведения. Ответьте с помощью поднятой руки верны ли суждения. Ответы: 1 – верно 2 – верно 3 – верно 4 - неверно |
Записывают определения «социализация», «культурные нормы», «роль». Также записывают стадии жизненного цикла человека Ученики отвечают устно верны или нет данные суждения: 1)Социализация – процесс усвоения человеком культуры общества. 2)В процессе социализации человек включается в общественную жизнь. 3) Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека. 4)Социализацию человека осуществляет только семья |
|
2. Воспитание – часть процесса социализации. |
||
Частью процесса социализации является воспитание. Оно играет Особую роль в жизни человека, прививает человеку культурные нормы. Откройте учебник на странице 54. Вы видите схему, в которой показаны формы воспитания. Перенесите эту схеме к себе в тетрадь. Воспитание состоит из двух частей. Запишите их: 1) целенаправленного прививания наперед заданных свойств, 2)стихийного усвоения культурных норм. Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание поведению родителей. Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье может обнаруживаться разрыв — конфликт. Правильные поступки прививаются постепенно, через повторение и закрепление пройденного, доводятся до автоматизма и шлифуются по форме постоянно. Поддерживающим началом выступают не только просьбы или приказания старших, но и самоконтроль. Социализация и воспитание происходят в подростковом возрасте во многом через усвоение реальных моделей поведения. В деле воспитания важен также уровень допустимого поведения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить делать родители при ребенке, а что — нет. Воспитание, как ежедневный тяжелый труд над исправлением прежде всего себя, утверждается в семье тем прочнее, чем выше уровень образования ее членов. Вывесить на доску изображение, данное в приложении 1. «Как вы думаете, что именно изображено на картинке? Объясните почему вы так считаете» Продолжите предложение. |
Ученики открывают учебник на странице 54, переписывают схему воспитания к себе в тетрадь. Записывают составные части воспитания. Ученики видят изображение и после минуты обдумывания дают ответ на вопрос: «Как вы думаете, что именно изображено на картинке? Объясните почему вы так считаете» Ученики устно продолжают предложение «Воспитание на мой взгляд это …» |
|
4.Итоговое закрепление |
Давайте вернемся к цитате, озвученной в начале урока: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Теперь после изучения вопросов процесса социализации и воспитания как вы понимаете слова французского философа? Вывод можно отменить как то, что воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание. |
Ученики устно отвечают на вопрос как после изучения вопросов процесса социализации и воспитания они понимают цитату французского философа «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». |
5.Рефлексия |
Составьте ПОПС формулу в тетради Правила составления: учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие 4 момента: Попросить озвучить ее. |
Ученики в тетрадях составляют попс формулу. Озвучивают ее. |
6.Домашнее задание |
Открываем дневники и записываем домашнее задание: §7 стр. 52 – 58, задания на выбор. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник: §7 стр. 52 – 58, задания на выбор: 1.Написать Эссе по теме «Как можно добиться понимания между родителями и детьми?» 2.Составить ребус к понятиям «социализация, культурные нормы, воспитание» 3. выполните задания №6 и №9 на странице 58. |
Приложение 1
Ваша точка зрения, что изображено на картинке