Технологическая карта учебного занятия по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [х] – [х'], буквы Х, х»
Технологическая карта учебного занятия по обучению грамоте в 1классе
"Звуки [х], [х'], буквы Х,х".
Тема | Звуки [х], [х'], буквы Х,х. | |||
Планируемые результаты(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: демонстрировать личностный смысл ученья, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, проявлять уважительное отношение к хлебу, к людям, которые его производят | |||
Метапредметные | Регулятивные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, планировать последовательность выполнения действий, целеполагание, давать оценку своей деятельности | Познавательные: исследовать необходимую информацию, находить нужную информацию в учебнике, формирование умения работать по условным обозначениям конструирование печатной буквы, отгадай загадку, сравни пары слов по звучанию и значению; поиск нужных слов: работа на цветном фоне | Коммуникативные: учиться сотрудничеству при парной работе. строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах, группах); вести устный диалог при ответах на вопросы. | |
Предметные: -выделять звуки [х], [х'] из слов, выполнять слого-звуковой анализ слова - читать слова, предложения с новой буквой | ||||
Цель ученика: | Научиться правильно читать слоги, слова, предложения с буквами Х,х | |||
Цель учителя: | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х'], буквой Х,х | |||
Задачи: | - помочь узнать какой буквой обозначаются звуки [х], [х'], - учить читать слова с буквой Х,х - применять полученные знания на практике - продолжение совершенствования самостоятельной работы учащихся и работы в парах. | |||
Методы и приёмы | подводящий к теме диалог; работа в парах; самостоятельная работа; фронтальная работа. |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
1. Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Слушают отрывок сказки, называют героя | I.Орг. момент Учитель: покажите мне ваши ладошки и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Тихонько сели. - Сегодня у нас необычный урок. Урок – сказка. Кто к нам сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки (слушание записи начала сказки «Колобок» ). - Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. (показ персонажа). - С ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок» . И будем не просто путешествовать, помогать герою справиться с трудными ситуациями и, конечно же, узнавать что-то новое. | Словесный. | Стимулирование учащихся. |
2. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. Организует работу учащихся в форме подводящего диалога, подводит учащихся к формулированию темы урока | Повторяют изученный ранее материал. отвечают на вопросы, выполняют задания - Гласные поются, а согласные не поются. - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие, звонкие и глухие | Покажите колобке что вы уже знаете и умеете. Он предлагает для вас разминку для ума. -Урок начнем с разминки «Эрудит»: Учитель: - На какие 2 группы можно разделить все звуки? - Как отличить гласные звуки от согласных? - На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Какие гласные буквы указывают на твердость согласных? - Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных? -Какие гласные буквы могут обозначать 2 звука? Когда? Теперь мы идём дальше. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. - Зачем так много знать о гласных и согласных буквах и звуках? | Словесный | Фронтальная работа |
3. 1)Открытие нового знания. Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения 4. Первичное применение знаний Цель. Проговаривание нового знания, закрепление в виде опорного сигнала | Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения Создаёт условия для проблемной ситуации. | предполагают тему и цель урока отвечают на вопросы | - Чтобы определить как будет звучать тема сегодняшнего урока мы поиграем в игру «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха.Мы смеялись: ::! (ха — ха — ха!) Сочинять он стал стихи — Мы смеялись ::!(хи — хи — хи!) С каких звуков начинались досказанные слова? Давайте их скажем. Догадались, какая тема сегодняшнего урока? Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает. Чему хотели бы научиться на уроке? | Подводящий диалог побуждающий диалог | Фронтальная работа |
организует работу по, нахождению звуков х,х, среди других звуков Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль | Характеризуют звуки [х] – согл, глух, твёрд., [х,] – согл, глух, мягк., Определяют есть ли звуки [х], [х,] в словах хлопком Смотрят отрывок задания на компьютере, называют слова со звуками [х], [х,],встретившиеся в обучающем мультфильме. Составляют по картинкам рассказ о просмотренном мультфильме Находят слова со звуками [х], [х,] на интерактивной доске Определяют твердый и мягкий согласный звук [х], [х,], показывают соответствующей карточкой. Распознают звуки [х], [х,] Отгадывают загадку Работа со схемами слов Работа в паре. Отгадывают загадки, составляют схемы слов- отгадок с помощью модели-карточки звука (гласный, мягк.согл, тв.согл, слогов-слияния) Называют изученные буквы, определяют букву, которую не изучали Объясняют для чего нужны 2 буквы Х,х Догадываются, на что похожа буква Х,х Находят на рисунке буквы Х,х, считают их количество. | Произнесите слово «ха-ха-ха», выделяя в нём новый звук. Дайте ему характеристику. (Звук [х] согласный глухой, твердый.) Какого цвету нужна карточка, для обозначения этого звука? Произнесите слово «хи-хи-хи», выделяя в нём новый звук. Охарактеризуйте его. (Это звук [х']. Он согласный глухой, мягкий. (зелёный квадрат). Карточку какого цвета возьмете для обозначения этого звука? Игра «Кто внимательнее?» Если услышишь звук х,х в словах нужно хлопнуть в ладоши Посох, комок, горох, стук, пастух, круг, похвала, хлеб, сапог, смех 4.Обучающее задание «Мультфильм» Посмотрите мультфильм на компьютере, запомните слова со звуками [х], [х,]. Вспомните мультфильм и составьте рассказ по картинкам. Найдите слова со звуками [х], [х,] на интерактивной доске Какой герой встретился колобку самым первым? (Зайка). Не стал он есть Колобка, а предложил еще несколько заданий выполнить. 5. Твердый –мягкий. Если в словах встречается звук([х’], покажите зелёную карточку) , а если ([х] –синюю карточку). Хитрый, хруст, хороший, вдохи, запах, халва, шорох, мох, петухи, духи. 6. Отгадайте загадку, составьте схему слова. Работайте в паре Хвост с узорами Сапоги со шпорами Он рано встает Голосисто поет Деткам спать не дает(петух) Я устраиваюсь ловко: Словно с шубы воротник убежал сей воротник этот маленький зверек называется …(хорек) Этот доктор удалит Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист, А еще – мольберт-треножник, Потому что я… Художник ФИЗМИНУТКА - Молодцы , ребята, помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше. -Кто следующий на пути встречается колобку? (Волк). - Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил задание. Но он такой злой, что все буквы рассыпал и не знает, какие буквы изучили, а какие нет. Помогите справиться с ним Колобку. 1. Знакомство с новой буквой. -Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши. -Ну, вот вы поприветствовали новую букву. - Как называется эта буква? Это буква «Ха» Вывешиваются карточки с буквой Х,х на доске -Почему у нас две буквы Хх? - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» — заглавной и строчной (маленькой). - Зачем нужна заглавная буква? - Какие это еще буквы Х,х (печатные), где с ними встречаемся? 2. - На что похожа буква Ха? на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. 3. Найди букву. Я раздам карточки и ваша задача найти в них как можно больше букв Х и обвести её в кружок. Но, внимание, потом нужно сосчитать количество обведенных букв и написать ниже. Всё понятно, что нужно сделать? | Словесный Игровой Работа с интерактивной доской Работа с карточкой твердый-мягкий согласный Работа с картинкой Работа с карточкой | Фронтальная работа Работа в паре
Фронтальная работа Работа в паре | |
5) Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы | Работа в группе. Составляют слова из слогов. Определяют местоположение буквы Х,х в слове Защита работ | - Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, слова все рассыпал и не знает, как составить слова из слогов. И просит вас поработать в группах. Работа в группах Разделить детей по цвету мяча, который они вытянут. - Давайте вспомним, какие правила работы в группах мы знаем? 1. Умей выслушать другого. 2. Умей договариваться с товарищем. 3. Умей обсуждать дружно. 4. Не согласен- предлагай! - Задание для каждой группы: сложить слова из карточек, прочитать, определить местоположение буквы Х,х в слове, придумать предложение с одним из слов. (Для работы группе предлагается 4-5 минут, для защиты работы - каждой группе по 2 минуты) 1 группа– халва, пастух, сахар, муха, горох, хомяк 2 группа – холод, петух, халат, восход, хатка, орех | Работа с таблицейработа со слогами Составление слов | Работа в группе |
| | Читают по очереди в паре. Находят слова с буквой Х,х. подчеркивают их, читают читают слова справа на лево На карточке пойти по дорожке, состоящей только из букв Х. | -С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше. А навстречу ему Кто? А Лиса хитрая самые трудные задания Колобку подготовила. 1 - Поиграем в игру «Наоборотки». Я называют слог, а вы читает его наоборот ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХЭ (эх) 2.Найдём букву в словах. Найдите и прочитайте слова только с буквой Х. - (На карточках написаны слова: Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей, хорошо, запах, копьё, хобот, посох) 3. Игра «Справа-налево!» -На партах лежат карточки со словами, попробуйте прочитать запись. -Почему получаются непонятные слова? (Эти слова нужно прочитать справа налево: аху ихум ахалп кямох ьтахап актах) - И с самым трудным заданием помогли. Лиса –то у нас хитрая, просто так отпускать колобка не хочет. Помогите колобку укатиться от лисы, для этого вам нужно провести его по дорожке, которая содержит только буквы Х. Ну вот вы помогли колобку справится со всеми заданиями. Покатился Колобок дальше в другие сказки. | Работа с карточкой Чтение слов наоборот | Фронтальная работа Фронтальная работа Самостоятельная работа |
6) Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организовать оценивание учащимися собственной деятельности | подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя фиксируют удовлетворенность своей работы на уроке самооценивание определяют как им пригодятся их знания, обосновывают свой выбор | - С какими звуками и буквой вы сегодня познакомились? Давайте расскажем о новых звуках и букве. - Что для себя нового узнали на уроке? - что показалось самым легким? Трудным? -какое задание показалось самым интересным? Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке - Ребята, в углах класса висят 4 картинки Чемодан, Мясорубка, Корзина, Ксерокс Они означают следующее: Чемодан – в него вы положите знания, которые получили сегодня на уроке и повезете с собою потому, что они пригодится вам в дальнейшем. Ксерокс – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, и вы поделитесь ими с другими людьми (мамой, папой, бабушкой, друзьями, соседями и др. ) Мясорубка – это знания, которые вы получили сегодня на уроке, переработаете, и может быть когда - нибудь используете. Корзина – это знания, которые вы получили сегодня на уроке вам не пригодятся, и вы выбросите их в мусор. - А теперь, вы секундочку подумайте и пойдите в тот угол, который считаете нужным по итогам сегодняшнего урока | подводящий диалог | |
Пртложение
1 | ха. ху хи хо хе |
2 | муха ложка мох лопата хлопушка успех хоккей запах копьё хобот сокол хорошо |
Начало сказки "Колобок"
WAV / 1.52 Мб