12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сомова Наталья Николаевна258
Россия, Ярославская обл., Углич
0

Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф’] и буквой Ф»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет: Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф ’] и буквой Ф».

Составила: воспитатель Сомова Н.Н.

Задачи:

- познакомить детей со звуком [ф’];

- закрепить образ буквы Ф;

- формировать умение дифференцировать звуки [ф] и [ф’] по твердости – мягкости,

определять место новых звуков в словах; правильную артикуляцию звуков [ф] и [ф’];

- развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.

Ход НОД

I. Организационный момент (создание благоприятной атмосферы; воображаемая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

- Давайте улыбнёмся друг другу.

- Сейчас мы отправимся в путешествие.

- А куда же мы отправляемся? ( В волшебную Страну звуков и букв).

На доске:

- Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим /дети показывают на уши/ и произносим /на свои губы/, буквы мы видим /на глаза/, читаем /ладони перед собой – имитация книги/ и пишем /пишут рукой в воздухе/. )

- А что мы будем делать в Стране звуков и букв? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).

- Закрываем глаза, телепортируемся.

II. Знакомство со звуком [ф’].

- Открываем глаза. Итак, мы в Стране звуков и букв.

1.Речевая игра на развитие слухового внимания «Звукоежка».

- Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.

- Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесете его правильно.

Жира…(ф), шка…(ф), шар…(ф).

- Какой звук съел Звукоежка? ( звук ф).

Характеристика звука по схеме.

- Что мы знаем о звуке [ф]? (согласный, глухой, твердый).

- Есть у звука [ф] родной братик. Он ласковый, добрый. Как же его зовут? (звук [ф’])

2.Работа над правильной артикуляцией звуков [ф] и [ф’].

- Произнесем хором [ф’]. Звук [ф’]- он какой? (согласный). Докажите (не поется, воздушная струя встречает преграду, верхние зубы слегка касаются нижней губы).

- Звонкий или глухой?

Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук [ф’]. (звук шумит, значит он глухой)

- Твердый или мягкий? (мы как будто улыбаемся, значит мягкий).

- Повторите, что мы узнали о звук [ф’]. Он какой? (согласный, глухой, мягкий)

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками [ф] и [ф’])

-Произнесем четко звук [ф]: верхние зубы слегка касаются нижней губы.

- Произнесем четко звук [ф’]: губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.

III. Закрепление новых знаний.

1. Игра «Сигнальщики»  (дифференциация звуков [ф] , [ф’])

- А сможете ли вы отличить братьев друг от друга?

- Я произношу звуки, вы зажигаете огни.( [ф] , [ф’], [ф’], [ф] , [ф’]).

- А теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [ф] или [ф’].

Проблемный вопрос.

- Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? (красный цвет обозначает гласные звуки)

2. Игра «Звуковые матрешки» (дифференциация звуков [ф] , [ф’], формирование умения звукового анализа (определять место звука в слове) ): 

- Братьев различать научились? (Да)

- Значит, можем поиграть со Звуковыми матрешками.

- Закройте глазки. (воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек»)

-Будем яблочки срывать и … (дети хором продолжают) Матрешек угощать.

- А Матрешки едят все подряд яблоки? (Нет, с синим фартуком – яблоки с картинкой, в названии которой звук [ф], с зеленым фартуком - звук [ф’]).

- А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.

Дети на карточках обозначают место звука в слове синим или зеленым кружочком (яблочком).

- Что нарисовано на яблоке? (филин) Какую Матрешку угостим? (С зеленым фартуком) Почему? (звук [ф’] –мягкий)

- Определите место звука в слове. Где мы слышим звук: в начале, в середине или в конце? (В начале)

- Обозначьте на карточке место звука яблочком.

(Слова: фламинго, фея, конфета, фантик, фуражка, жираф, фейерверк, ведро, акула)

-Посмотрите, 2 яблока осталось. Почему? (Ведро, акула – нет звуков [ф] и [ф’].)

Физкультминутка: «Живая азбука» (дети встают и изображают буквы, м, ж, ы показывают в парах.): о, м, х, т, ы, г, с, к, ж.

VI. Знакомство с образом буквы Ф.

- Звуки [ф] и [ф’] обозначаются одной буквой. Это буква «эф», но мы ее будем называть как звук [ф].

- Повторим [ф].

- Найдите и покажите букву Ф на плакате.

- На что она похожа?

Упражнения на закрепление образа новой буквы: «Живая азбука» (дети изображают букву):

Буква Ф надула щеки

Или встала руки в боки.

- Закройте глаза. Откройте. Что на доске изменилось? (появилась буква  Ф)

- Посмотрите, а с буквой все в порядке? (нет, она не цветная, прозрачная)

- Прошел дождик и смыл с нашей буквы всю краску. Какого же цвета она была? (Половина – синяя, половина – зеленая) Почему?

- Поможем буковке стать прежней.

Дети раскрашивают букву в тетрадях.

Словарная работа со словами «фазан, сазан» : Игра «Шифровальщики»

КРУГ – Ф

ОВАЛ – З

РОМБ – Н

ПРЯМОУГОЛЬНИК – А

КВАДРАТ – А

- Прочитайте слово.

- Фазан – это кто или что такое? (Птица) (НА ДОСКЕ РИС.1 см.приложение)

- Посмотрите, вдруг птица превратилась в рыбу. (НА ДОСКЕ РИС. 2 см.приложение)

- Был фазан, а стал …? (сазан).

- Что случилось со словом «фазан»? (Букву Ф заменили буквой С)

- И птица стала рыбой.

- Вот как важно буквы знать и их правильно писать. А то, что может начаться? (Путаница)

V. Итог

- Нам пора в наш детский сад.

- Закрываем глаза, телепортируемся.

- Открываем глаза. Итак, мы в нашей группе.

- Понравилось в Стране звуков и букв? А что больше понравилось?

– С какими звуками познакомились? Чем они похожи? Чем отличаются?

Формирование у детей навыков самоанализа.

- Что было трудно?
 

Приложение

Рисунок 1.

Рисунок 2.
 

Опубликовано


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 18.02.19 в 05:48 0Ответить Пожаловаться
Наталья Николаевна, спасибо за конспект! Особо мне понравилась идея с матрешками и яблоней! И еще хочу Вас предостеречь, не давайте детям понятия названия букв: эф, эм, эр..... Для дошкольников все букву называем только звуками: ф, м, р., тем более это дети старшей группы.
Сомова Наталья Николаевна, 18.02.19 в 17:46 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Верное замечание. Действительно, чтобы не было в дальнейшем проблем с обучением чтению, согласные буквы называем как твердые звуки. Про матрешки: с фартуками разного цвета не очень удобно, когда в них уже "яблочки", то не видно цвета фартука. Я их немного изменила: теперь синяя матрешка и зеленая матрешка. Детям стало понятнее.

Звуковые матрешки

Отредактировано 18-02-2019 18:43

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.