Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф’] и буквой Ф»
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет: Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуком [ф ’] и буквой Ф».
Составила: воспитатель Сомова Н.Н.
Задачи:
- познакомить детей со звуком [ф’];
- закрепить образ буквы Ф;
- формировать умение дифференцировать звуки [ф] и [ф’] по твердости – мягкости,
определять место новых звуков в словах; правильную артикуляцию звуков [ф] и [ф’];
- развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;
- воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.
Ход НОД
I. Организационный момент (создание благоприятной атмосферы; воображаемая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).
- Давайте улыбнёмся друг другу.
- Сейчас мы отправимся в путешествие.
- А куда же мы отправляемся? ( В волшебную Страну звуков и букв).
На доске:
- Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим /дети показывают на уши/ и произносим /на свои губы/, буквы мы видим /на глаза/, читаем /ладони перед собой – имитация книги/ и пишем /пишут рукой в воздухе/. )
- А что мы будем делать в Стране звуков и букв? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).
- Закрываем глаза, телепортируемся.
II. Знакомство со звуком [ф’].
- Открываем глаза. Итак, мы в Стране звуков и букв.
1.Речевая игра на развитие слухового внимания «Звукоежка».
- Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.
- Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесете его правильно.
Жира…(ф), шка…(ф), шар…(ф).
- Какой звук съел Звукоежка? ( звук ф).
Характеристика звука по схеме.
- Что мы знаем о звуке [ф]? (согласный, глухой, твердый).
- Есть у звука [ф] родной братик. Он ласковый, добрый. Как же его зовут? (звук [ф’])
2.Работа над правильной артикуляцией звуков [ф] и [ф’].
- Произнесем хором [ф’]. Звук [ф’]- он какой? (согласный). Докажите (не поется, воздушная струя встречает преграду, верхние зубы слегка касаются нижней губы).
- Звонкий или глухой?
Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук [ф’]. (звук шумит, значит он глухой)
- Твердый или мягкий? (мы как будто улыбаемся, значит мягкий).
- Повторите, что мы узнали о звук [ф’]. Он какой? (согласный, глухой, мягкий)
- Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками [ф] и [ф’])
-Произнесем четко звук [ф]: верхние зубы слегка касаются нижней губы.
- Произнесем четко звук [ф’]: губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.
III. Закрепление новых знаний.
1. Игра «Сигнальщики» (дифференциация звуков [ф] , [ф’])
- А сможете ли вы отличить братьев друг от друга?
- Я произношу звуки, вы зажигаете огни.( [ф] , [ф’], [ф’], [ф] , [ф’]).
- А теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [ф] или [ф’].
Проблемный вопрос.
- Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? (красный цвет обозначает гласные звуки)
2. Игра «Звуковые матрешки» (дифференциация звуков [ф] , [ф’], формирование умения звукового анализа (определять место звука в слове) ):
- Братьев различать научились? (Да)
- Значит, можем поиграть со Звуковыми матрешками.
- Закройте глазки. (воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек»)
-Будем яблочки срывать и … (дети хором продолжают) Матрешек угощать.
- А Матрешки едят все подряд яблоки? (Нет, с синим фартуком – яблоки с картинкой, в названии которой звук [ф], с зеленым фартуком - звук [ф’]).
- А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.
Дети на карточках обозначают место звука в слове синим или зеленым кружочком (яблочком).
- Что нарисовано на яблоке? (филин) Какую Матрешку угостим? (С зеленым фартуком) Почему? (звук [ф’] –мягкий)
- Определите место звука в слове. Где мы слышим звук: в начале, в середине или в конце? (В начале)
- Обозначьте на карточке место звука яблочком.
(Слова: фламинго, фея, конфета, фантик, фуражка, жираф, фейерверк, ведро, акула)
-Посмотрите, 2 яблока осталось. Почему? (Ведро, акула – нет звуков [ф] и [ф’].)
Физкультминутка: «Живая азбука» (дети встают и изображают буквы, м, ж, ы показывают в парах.): о, м, х, т, ы, г, с, к, ж.
VI. Знакомство с образом буквы Ф.
- Звуки [ф] и [ф’] обозначаются одной буквой. Это буква «эф», но мы ее будем называть как звук [ф].
- Повторим [ф].
- Найдите и покажите букву Ф на плакате.
- На что она похожа?
Упражнения на закрепление образа новой буквы: «Живая азбука» (дети изображают букву):
Буква Ф надула щеки
Или встала руки в боки.
- Закройте глаза. Откройте. Что на доске изменилось? (появилась буква Ф)
- Посмотрите, а с буквой все в порядке? (нет, она не цветная, прозрачная)
- Прошел дождик и смыл с нашей буквы всю краску. Какого же цвета она была? (Половина – синяя, половина – зеленая) Почему?
- Поможем буковке стать прежней.
Дети раскрашивают букву в тетрадях.
Словарная работа со словами «фазан, сазан» : Игра «Шифровальщики»
КРУГ – Ф
ОВАЛ – З
РОМБ – Н
ПРЯМОУГОЛЬНИК – А
КВАДРАТ – А
- Прочитайте слово.
- Фазан – это кто или что такое? (Птица) (НА ДОСКЕ РИС.1 см.приложение)
- Посмотрите, вдруг птица превратилась в рыбу. (НА ДОСКЕ РИС. 2 см.приложение)
- Был фазан, а стал …? (сазан).
- Что случилось со словом «фазан»? (Букву Ф заменили буквой С)
- И птица стала рыбой.
- Вот как важно буквы знать и их правильно писать. А то, что может начаться? (Путаница)
V. Итог
- Нам пора в наш детский сад.
- Закрываем глаза, телепортируемся.
- Открываем глаза. Итак, мы в нашей группе.
- Понравилось в Стране звуков и букв? А что больше понравилось?
– С какими звуками познакомились? Чем они похожи? Чем отличаются?
Формирование у детей навыков самоанализа.
- Что было трудно?
Приложение
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Шабанова Алёна
Сомова Наталья Николаевна