Технологическая карта урока чтения «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель Афанасьева Наталия Сергеевна
ГБОУ «Республиканский центр образования» г. Улан-Удэ
Предмет литературное чтение Класс 1 Урок № 68 Дата 25.01.19
Тема урока : Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Цель: познакомить с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.
задачи :
-Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. .Научиться выделять новый звук, узнавать букву Ф, давать характеристику звуку. Читать слоги, слова с новой буквой.
Тип урока Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты
Предметные Выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои достижения, проявлять эмоции.
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: : формировать умение наблюдать , сравнивать, обобщать и классифицировать по признакам , формировать умение на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя, оформлять свои мысли в устной форме .
Наглядность презентация , программа ПервоЛого Оборудование компьютер
Автор УМК В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
Организационный момент. | Поприветствуем всех, кто пришел к нам сегодня на урок. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Чтение сейчас у нас. Улыбнитесь друг другу. Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!(слайд 1) | приветствует учителя - настраивается на урок -осуществляет самоконтроль готовности к уроку | Метапредметные УУД: Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: -эмоциональный настрой на урок положительный. Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя. |
Актуализация опорных знаний и умений | Найди лишнюю букву? У, О,Э, Ы, Р (слайд2) ) По какому принципу объединены оставшиеся буквы? В, Д, Е, Г, Р (Слайд 3) По какому принципу объединены оставшиеся буквы? Что ты можешь рассказать о согласных звуках? | р (остальные гласные) е (остальные все согласные) Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие) | Предметные: различать гласные и согласные звуки, Глухие и звонкие звуки. Метапредметные УУД: Коммуникативные: умение вести диалог, слушать учителя. |
Постановка учебной задачи | У. ставит проблемный вопрос. Посмотрите на (слайд.4) Перечислите, что изображено? Определи, какой одинаковый звук есть во всех словах. Сформулируйте тему нашего урока: (В случае затруднения помогает учитель) – Сформулируем задачи нашего урока (учитель спрашивает, и помогает правильно сформировать задачи) | Отвечает на вопросы учителя (Филин, фиалка, флаг, Фламинго, футбольный (мяч) «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф». Формирует учебную задачу -Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. - Научиться выделять новый звук, давать характеристику звуку. Читать слоги, слова с новой буквой. | Предметные: определять звук в слове. Метапредметные УУД: Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: целеполагание. формируем умение прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные готовность слушать учителя и вести диалог. |
Открытие нового знания Физминутка | Отгадай загадку. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (филин) (слайд в программе ПервоЛого) Покажите на какой картинке Филин. А на другой картинке, какая птица? Звуко-буквенный анализ слов и составление характеристики звуков. Выделение нового звука из слова филин -Произнеси слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой слог ударный? -Произнеси первый звук? Какой он? (гласный или согласный) - Почему? -Глухой или звонкий? Почему? -Твёрдый или мягкий ? Почему? Выбери схему для слова. Выделение нового звука из слова фазан. -Произнеси слово. -Сколько слогов в этом слове? -Какой первый слог? -Какой второй слог? -Какой слог ударный? -Произнеси первый звук? Какой он? (гласный или согласный) - Почему? -Глухой или звонкий? Почему? -Твёрдый или мягкий ? Почему? Выбери схему для слова. 2)Знакомство с буквами Ф,ф. У каждой буквы есть имя. Буква называется эф. - Почему их две? - Для чего нужна заглавная буква? - На что похожа буква ? На что похожа буква? С этой буквой на носу Филин прячется в лесу. Ножницы я в руки взял- Буква Ф я в них узнал. Определи место буквы Ф на ленте букв.- Почему её место под буквой в? (Они образуют пару.) Какой сделаем вывод на этом этапе работы? (с помощью учителя) Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок всё тише-тише Деревцо всё выше-выше. 3)Чистоговорка АФ- аф - аф- в Африке живёт жираф. Фа-фа-фа- мы пропели ноту «фа». Фе-фе- фе - пишем букву мы в графе. | Работает в ПервоЛого Отгадывает загадку, показывает картинку с изображением филина, называет птицу на другой картинке. Филин -2 -фи -лин -1 [ф’] согласный, выдыхаемый Воздух встречает преграду. Глухой . не слышно голоса. Мягкий . стоит перед буквой и. Выбирает схему для слова. -фазан -2 -фа -зан -2 [ф]- согласный, выдыхаемый Воздух встречает преграду. Глухой . не слышно голоса. Твёрд . стоит перед буквой а. Выбирает схему для слова. Одна заглавная, другая строчная. С заглавной буквы пишутся имена, клички животных, города. Буква Ф похожа на ножницы, филина и т.д. -Они образуют пару. Вывод : Мы познакомились со звуками [ф], [ф’], которые обозначаются буквой Ф, ф(эф). Звук [ф], [ф’], Согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, парный. Выполняет движения. | Предметные : делить слова на слоги, проставлять ударение, определять звуки в слове, давать характеристику звукам. Метапредметные УУД: Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение делать выводы; Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу . Коммуникативные готовность слушать учителя и вести диалог. |
Первичное закрепление | 1)Упражнения в слышании звуков. хлопни в ладоши, если услышишь [ф,] : фитиль, факел, ваза, зеркало, фиалка, волна, флаг , февраль, Фёкла, Фёдор. (Фонарик, телефон, корова, телеграф, кафе, кофе, фыркает, Уфа, ворон.) 2) Найди и подчеркни буквы Ф,ф АвФйёуЦфЗхпафшьИфсмиРеУЙф ЫвяфычхгеуыфАФэ 2) Прочитай слоги. Раздели слоги на 2 группы (мягкие, твёрдые). Вспомни, какие гласные буквы показывают на мягкость предшествующего согласного звука. | Определяет звук в слове. Узнаёт букву ф, подчёркивает. Читает слоги, делит на 2 группы. | Предметные: узнавать букву, читать слоги. Метапредметные УУД: Познавательные построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание . Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. |
Применение новых знаний | Прочитай слова . (учитель оказывает помощь) Объяснение значения слов. Чтение текста «светофор» стр.72 . Для чего нужны светофоры? О чём говорит красный свет? О чём говорит жёлтый свет? А зелёный свет? | Читает слова. Отвечает на вопросы учителя. | Предметные: читать слова. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: формируем умение выражать свои эмоции Регулятивные: формирование умения удерживать учебную задачу |
Рефлексия учебной деятельности | - Вспомни, какую цель, мы определили в начале урока? - Подумайте достигла ты ее или нет. - Дай характеристику звуков [фʼ] или [ф], и скажите какой буквой они обозначаются? - Что еще нового узнали на уроке? А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке. Оцените с помощью «светофора», Зелёный – все понял. Желтый – понял, но ещё сомневаюсь. Красный – много непонятного. | Соотносят цель и результат учебной деятельности Самооценка с помощью светофора | Метапредметные УУД: Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности. |