Урок окружающего мира в 1 классе «Кто такие звери?»
Тема: Кто такие звери?
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель: Познакомить детей с понятием «звери», строение зверей, образ жизни.
Задачи:
Предметные: определять принадлежность животного к группе зверей; знать внешнее строение зверей; знать, что звери-это животные тело, которых покрыто шерстью; знать, что звери выкармливают детёнышей молоком; приводить примеры животных этой группы; узнавать зверей на рисунке.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы); активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к животным; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в паре, принимать решение и обосновать его).
Оборудование урока:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 1 класс, Ч. 1;
- картинки с изображением животных (можно из этих картинок сделать презентацию)
- У учащихся – цветные карандаши.
Ход урока:
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству животных.
2. Актуализация знаний.
-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, птицы)
Игра “Кто в группе лишний»
Жук, медведь, шмель, бабочка.
Мышонок, синица, дятел, ласточка. Корова, ерш, окунь, щука.
3. Самоопределение к деятельности.
- К какой группе отнести лишних животных? (Звери)
- Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? (Ответы детей)
4. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с. 38, рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:
Кого вы видите? Кто из них точно не зверь?
Осталась мышка. Чтобы точно сказать, что она – зверь, нужно рассмотреть основные признаки зверей.
- Рассмотрим строение тела жирафа. Назовите части тела.
-Найдите эти части у мышки. А что еще есть у всех зверей? (шерсть)
У зверей шерсть бывает разной. В сущности, шерсть или шубка имеется только у зверей. На теле этих животных растут волосы — у кого густые, у кого совсем редкие. Они бывают трех типов — грубые остевые, мягкие и теплые пуховые, а еще… чувствующие. У одних зверей, например, кабанов и оленей, шуба грубая и состоит только из остевых волос. А в мягонькой шкурке подземных жителей — кротов— наоборот, остевых волос почти нет.
Самая длинная шерсть — у овцебыка. Очень длинные волоски у них растут на груди и по бокам — до одного метра длиной. Место обитания овцебыков — Крайний Север, где часто бывают очень сильные морозы, температура воздуха при этом опускается до минус 50 градусов. Поэтому шерсть у этих животных не только длинная, но и довольно тёплая: на 70-80% она состоит из пуха. Овцебыку трудно из-под снега добывать себе пищу. Поэтому животное выбирает то место, где дуют сильные ветра, которые не позволяют снегу скапливаться и образовывать сугробы.
Речная выдра — еще один рекордсмен. Ее мех — один из самых густых, так как значительную часть своей жизни выдра проводит в воде. Благодаря тому, что волоски меха очень плотно расположены и тесно прилегают друг к другу. Мех не смачивается, так что выдре достаточно выбравшись на сушу, резко отряхнуться — и она уже практически сухая.
Не все млекопитающие носят шубу, как выдры и овцебыки. Например, у китов практически полностью отсутствует волосяной покров. А согревает китов очень толстый слой подкожного жира.
Сейчас рассмотрите фотографии зверей. Что общего на них?
- Все звери выкармливают своих детёнышей молоком. Их по-другому называют млекопитающими. Это слово так и образовалось от слов молоко и питающиеся. Это второй отличительный признак зверей.
Как же мы теперь можем доказать, что мышь - это зверь?
Вывод: Звери - это такие животные, тело которых покрыто шерстью, и они выкармливают детёнышей молоком.
- А на какие две группы можно разделить зверей. (Домашние и дикие)
Игра «Назови животных». (Учитель показывает картинки диких и домашних животных. Дети отвечают: дикое или домашнее животное, и где оно живет)
-Чем домашние животные отличаются от диких? Чем они питаются? Где живут? Кто заботится о домашних животных?
5. Физкультминутка:
6. Работа по теме (продолжение)
– Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Надо найти и раскрасить зверей.
- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке? (Белка, лось, медведь и заяц.)
7. Рефлексия.
- С какой новой группой животных познакомились сегодня на уроке?
- Что отличает зверей от животных других групп?
Понравился ли вам урок? Поднимите карточку со своим настроением. Спасибо за урок!