Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?»

0
0
Материал опубликован 22 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе в ТРКМ с использование ИКТ

 

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс

 

Раздел программы: «Что и кто?»

Тема урока: «Кто такие птицы?»

тип урока: урок открытия новых знаний

1 класс

 

Родионова Людмила Михайловна

МБОУ СОШ с.Стегаловка

Долгоруковского райна Липецкой области,

учитель начальных классов

e-mail: lyudmila.rodionova.74@mail.ru

 

 

Тема урока: Кто такие птицы?

Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Задачи:

1. Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

2. Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметны: научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану; получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, информационно - коммуникационные технологии.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кто такие птицы?», фонограмма с голосами птиц; книга сказок Сутеева,

у учеников: стаканы с водой на партах, конверты с перьями, конверты с карточками с изображениями птиц, карточка для проверки домашнего задания,

на доске: кластер «Животные», из бумаги разноцветные птички, трава, облака.

 

Ход урока:

Вход в урок.

Прозвенел звонок весёлый

Вы начать урок готовы?

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Вызов (актуализация знаний)

1. Работа с карточками.

- Ребята, на уроке окружающего мира мы с вами изучаем животных. Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились? (кластер «Животные» на доске)

- Назовите основной признак насекомых? А рыб?

животные

насекомые           

рыбы

Рис. 6 лапок         

Рис. чешуя

 

- Наш друг Муравей Вопросик приготовил для вас ребята интересное задание. Возьмите карточку и два карандаша красный и синий. Обведите насекомых красным карандашом, а рыб – синим. (у каждого ученика карточка с изображением двух рыб, трёх насекомых и одной птицы)

 

2. Постановка проблемной учебной задачи.

- Какое животное не обвели? Почему? Убрали карандаши.

- Давайте подумаем, какова же будет тема урока? (птицы) (продолжаем заполнять кластер)

 

животные

 

насекомые       

рыбы          

птицы

Рис. 6 лапок    

Рис. чешуя

 

- (достать из-под стола цыпленка)

- Ой! Кто я? К какой группе животных я отношусь? Как мне узнать птиц?

- Ребята давайте поможем цыпленку Цыпе определить кто такие птицы.

- Для этого нам надо узнать…. (слайд 1)

научиться отличать….

Осмысление (открытие нового знания)

 

3. «Мозговой штурм»

- Что вы уже знаете о птицах? Где вы встречали птиц?

- Как вы отличите птиц от других животных?

- Послушайте песенку цыпленка Цыпы. Согласны ли вы с ним? (запись песни: птицами зовут тех, кто летает) (слайд 2)

-(на слайде: бабочка, летучие мыши, курица). (слайд 3)

- Умеют ли эти животные летать? Значит все они птицы? Кто из них птица?

- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы? (на слайде 4)

- Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, и в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие крошечные. Но у всех есть нечто общее.

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у насекомых и рыб? (перья)

- Значит, каких животных мы назовем птицами? (у птиц тело покрыто перьями)

- Сверим наш ответ с Мудрой Черепахой. Откройте учебники на стр. 37. (вывод в учебнике читаю дети)(добавляем кластер карточкой с рисунком пера)

- Не случайно всех птиц называют «пернатые».

 

4. Исследовательская работа. Работа по учебнику.

- Теперь мы не первоклассники, а ученые-орнитологи, которые изучают птиц.

- Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 36. Узнали ли вы эту птицу? (голубь)

- Давайте на примере голубя изучим строение тела птицы (один ученик у доски, остальные в учебнике)

У птиц есть голова, шея, туловище, хвост. (слайд 5)

У птиц есть клюв – это и рот и нос. С помощью клюва они добывают пищу. (гиперссылка на слайд 6: птицы с разными клювами) Форма клюва у птиц разная, почему? Да, она зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц - орла клюв загнутый, у уток – сплюснутый, чтоб щипать траву у воды, у пеликана самый большой нос с мешком, чтобы складывать рыбу, у ласточки – самый маленький – ловить мошек. Интересный клюв у птицы клёст - крестом, чтобы выковыривать семена из шишек.

У птиц всего две ноги – лапки. (гиперссылка на слайд 7) Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку.

- Можно ли по лапе определить плавает птица по воде или нет? (на доске карточки с изображением разными лап, дети у доски объясняют)

Хвост (гиперссылка на слайд 8) у птиц выполняет несколько функций: нужен как руль

и балансир во время полёта, дятлу – как опора при работе, у павлина – хвост

украшение, у петуха – удостоверение личности.
 

Крылья поднимают птицу в воздух, по своему строению напоминает руку. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро – быстро машет крыльями. Давайте покажем, как это делают птицы. (мини физминутка)

- Люди всегда хотели летать и немного завидовали птицам, давайте и мы насладимся полетом птиц. ( фрагмент видео полёт птиц).(гиперссылка на слайд 10)

- Отгадайте, какая птица говорит о себе так:

И петь не пою, и летать не летаю,

За что же меня тогда птицей считают? (страус)

- Ребята, а вы знаете птиц, которые не умеют летать? Это страус, пингвин, киви.

(слайд 11)

 

Физминутка электронная Цыпа. Наш Цыпа пока тоже не умеет летать, но танцует он отлично и вас приглашает отдохнуть.

Практическая работа.

– Сейчас мы отправляемся в лабораторию. Чем занимаются учёные в лабораториях?

- Перед вами конвертики, что в них лежит, вы узнаете, разгадав загадку.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

Есть у каждой птицы оно.

Что это? (перо)

- Вы держали в руках перо птицы?

- А задумывались о его свойствах? Чтобы узнать свойства пера, нужно его изучить.

- Рассмотрите внимательно перья. Чем они отличаются? Чем похожи? (форма, размер, цвет, на ощупь)

- У пера есть стержень, догадайтесь где он. И бородки. Они плотно прилегают друг к другу как замок молния. (показать замок молнию)

- Положите перо на ладонь и легонько подуйте на него. Что произошло? Почему полетели? Что внутри у пера? (отрезать кончик пера и показать что внутри пустое)

- Что произойдёт, если опустить перо в воду? Опустите перо в воду. Что заметили? Почему? Перья смазаны специальным жиром, чтобы не намокнуть.

- Попробуйте сломать перо. Какой вывод сделаем?

- Молодцы, опыты провели, вывод сделали, настоящие ученые – орнитологи!

- Для чего птице нужны перья? (большие – летать, маленькие пух – согреваться, у некоторых птиц (павлин, попугаи, колибри – для украшения)(слайд 12) Показать перо павлина.

- А как человек использует перья птиц? (на слайде 13 подсказка: чернильница, подушки, куртка, шляпа) Раньше ручек не было, и писали перьями, их затачивали специальным маленьким ножиком – перочинным - перо чинили.

4. Первичное закрепление. Мы много узнали о птицах. И теперь мы опять ученики 1 класса. Давайте применим свои знания на практике и немного поиграем.

А) Работа с интерактивной доской.

– Кто лишний? (Не птицы, не летает, не домашняя птица) (слайды 14 – 16

с триггерами: при нажатии на правильный ответ, он исчезает, при нажатии на неправильный ответ – картинка качается)

– Что за странная птица пожаловала к нам в гости? (слайд 17) Это глупый Гусь из сказки Сутеева. Он всем завидовал и постоянно со всеми менялся. Давайте определим, с какой птицей и чем поменялся Гусь. (на слайде вокруг гуся птицы, дети называют, при щелчке мышкой появляются разноцветные стрелки) Можете взять и почитать книгу Сутеева «Глупый Гусь».

Б) Работ в паре.

– Сейчас поработаем в паре. Слушайте друг друга внимательно, советуйтесь и принимайте правильное решение. Вам нужно определи птицу по голосу и поднять карточку с её изображением. Карточки находятся в конверте, достаньте и разложите перед собой. (у каждой пары набор из 5 птиц: дятел, соловей, воробей, грач, гусь, кукушка)

 

V. Рефлексия.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, с какой группой животных мы сегодня познакомились?

- Расскажите цыпленку Цыпе кто такие птицы.

- А Цыпа хочет вам рассказать кое-что про птиц. Все птицы откладывают яйца, из которых вылупляются птенчики, затем птенчики подрастают и становятся птицами. Кем станет Цыпа, когда вырастет?

- Что понравилось сегодня на уроке? Что было трудно?

- Всё ли мы узнали сегодня о птицах? (ещё много интересного мы узнаем о пернатых и в 1 классе и в следующих)

(на доске наклеена из зелёной бумаги травка, из белой бумаги облака, из цветной бумаги птички)

- За что вы бы похвалили себя сегодня? А кого в классе похвалили за хорошую работу?

- Если было интересно на уроке и вы довольны своей работой – поместите птицу над облаками.

Если не всё получилось и могли бы работать лучше – под облаками.

Если было скучно и не довольны своей работой – птицу посадите на травку.

(дети выходят к доске, выбирают птичку и размещают либо на травке, либо под облаками, либо над облаками)

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461324910.ppt (Презентация к уроку "Кто такие птицы?")

Предварительный просмотр презентации

Урок окружающего мира «Кто такие птицы?» 1 класс УМК «Школа России» Родионова Л.М. учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Стегаловка Липецкая область Долгоруковский район МБОУ СОШ с.Стегаловка

Нам нужно знать.. Научиться отличать…

Подзаголовок слайда

птицы

Голова Клюв Шея Туловище Ноги Хвост Крылья

Кто лишний?

Кто лишний?

Кто лишний?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.