12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Родионова Людмила Михайловна306
Россия, Липецкая обл., с. Долгоруково
0

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» в ТРКМ с использованием ИКТ



Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе в ТРКМ с использование ИКТ

 

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс

 

Раздел программы: «Что и кто?»

Тема урока: «Кто такие птицы?»

тип урока: урок открытия новых знаний

1 класс

 

Родионова Людмила Михайловна

МБОУ СОШ с.Стегаловка

Долгоруковского райна Липецкой области,

учитель начальных классов

e-mail: lyudmila.rodionova.74@mail.ru

 

 

Тема урока: Кто такие птицы?

Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Задачи:

1. Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

2. Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3. Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметны: научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану; получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:

регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;

познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, информационно - коммуникационные технологии.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кто такие птицы?», фонограмма с голосами птиц; книга сказок Сутеева,

у учеников: стаканы с водой на партах, конверты с перьями, конверты с карточками с изображениями птиц, карточка для проверки домашнего задания,

на доске: кластер «Животные», из бумаги разноцветные птички, трава, облака.

 

Ход урока:

Вход в урок.

Прозвенел звонок весёлый

Вы начать урок готовы?

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Вызов (актуализация знаний)

1. Работа с карточками.

- Ребята, на уроке окружающего мира мы с вами изучаем животных. Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились? (кластер «Животные» на доске)

- Назовите основной признак насекомых? А рыб?

животные

насекомые           

рыбы

Рис. 6 лапок         

Рис. чешуя

 

- Наш друг Муравей Вопросик приготовил для вас ребята интересное задание. Возьмите карточку и два карандаша красный и синий. Обведите насекомых красным карандашом, а рыб – синим. (у каждого ученика карточка с изображением двух рыб, трёх насекомых и одной птицы)

 

2. Постановка проблемной учебной задачи.

- Какое животное не обвели? Почему? Убрали карандаши.

- Давайте подумаем, какова же будет тема урока? (птицы) (продолжаем заполнять кластер)

 

животные

 

насекомые       

рыбы          

птицы

Рис. 6 лапок    

Рис. чешуя

 

- (достать из-под стола цыпленка)

- Ой! Кто я? К какой группе животных я отношусь? Как мне узнать птиц?

- Ребята давайте поможем цыпленку Цыпе определить кто такие птицы.

- Для этого нам надо узнать…. (слайд 1)

научиться отличать….

Осмысление (открытие нового знания)

 

3. «Мозговой штурм»

- Что вы уже знаете о птицах? Где вы встречали птиц?

- Как вы отличите птиц от других животных?

- Послушайте песенку цыпленка Цыпы. Согласны ли вы с ним? (запись песни: птицами зовут тех, кто летает) (слайд 2)

-(на слайде: бабочка, летучие мыши, курица). (слайд 3)

- Умеют ли эти животные летать? Значит все они птицы? Кто из них птица?

- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы? (на слайде 4)

- Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, и в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие крошечные. Но у всех есть нечто общее.

- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у насекомых и рыб? (перья)

- Значит, каких животных мы назовем птицами? (у птиц тело покрыто перьями)

- Сверим наш ответ с Мудрой Черепахой. Откройте учебники на стр. 37. (вывод в учебнике читаю дети)(добавляем кластер карточкой с рисунком пера)

- Не случайно всех птиц называют «пернатые».

 

4. Исследовательская работа. Работа по учебнику.

- Теперь мы не первоклассники, а ученые-орнитологи, которые изучают птиц.

- Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 36. Узнали ли вы эту птицу? (голубь)

- Давайте на примере голубя изучим строение тела птицы (один ученик у доски, остальные в учебнике)

У птиц есть голова, шея, туловище, хвост. (слайд 5)

У птиц есть клюв – это и рот и нос. С помощью клюва они добывают пищу. (гиперссылка на слайд 6: птицы с разными клювами) Форма клюва у птиц разная, почему? Да, она зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц - орла клюв загнутый, у уток – сплюснутый, чтоб щипать траву у воды, у пеликана самый большой нос с мешком, чтобы складывать рыбу, у ласточки – самый маленький – ловить мошек. Интересный клюв у птицы клёст - крестом, чтобы выковыривать семена из шишек.

У птиц всего две ноги – лапки. (гиперссылка на слайд 7) Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку.

- Можно ли по лапе определить плавает птица по воде или нет? (на доске карточки с изображением разными лап, дети у доски объясняют)

Хвост (гиперссылка на слайд 8) у птиц выполняет несколько функций: нужен как руль

и балансир во время полёта, дятлу – как опора при работе, у павлина – хвост

украшение, у петуха – удостоверение личности.
 

Крылья поднимают птицу в воздух, по своему строению напоминает руку. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро – быстро машет крыльями. Давайте покажем, как это делают птицы. (мини физминутка)

- Люди всегда хотели летать и немного завидовали птицам, давайте и мы насладимся полетом птиц. ( фрагмент видео полёт птиц).(гиперссылка на слайд 10)

- Отгадайте, какая птица говорит о себе так:

И петь не пою, и летать не летаю,

За что же меня тогда птицей считают? (страус)

- Ребята, а вы знаете птиц, которые не умеют летать? Это страус, пингвин, киви.

(слайд 11)

 

Физминутка электронная Цыпа. Наш Цыпа пока тоже не умеет летать, но танцует он отлично и вас приглашает отдохнуть.

Практическая работа.

– Сейчас мы отправляемся в лабораторию. Чем занимаются учёные в лабораториях?

- Перед вами конвертики, что в них лежит, вы узнаете, разгадав загадку.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

Есть у каждой птицы оно.

Что это? (перо)

- Вы держали в руках перо птицы?

- А задумывались о его свойствах? Чтобы узнать свойства пера, нужно его изучить.

- Рассмотрите внимательно перья. Чем они отличаются? Чем похожи? (форма, размер, цвет, на ощупь)

- У пера есть стержень, догадайтесь где он. И бородки. Они плотно прилегают друг к другу как замок молния. (показать замок молнию)

- Положите перо на ладонь и легонько подуйте на него. Что произошло? Почему полетели? Что внутри у пера? (отрезать кончик пера и показать что внутри пустое)

- Что произойдёт, если опустить перо в воду? Опустите перо в воду. Что заметили? Почему? Перья смазаны специальным жиром, чтобы не намокнуть.

- Попробуйте сломать перо. Какой вывод сделаем?

- Молодцы, опыты провели, вывод сделали, настоящие ученые – орнитологи!

- Для чего птице нужны перья? (большие – летать, маленькие пух – согреваться, у некоторых птиц (павлин, попугаи, колибри – для украшения)(слайд 12) Показать перо павлина.

- А как человек использует перья птиц? (на слайде 13 подсказка: чернильница, подушки, куртка, шляпа) Раньше ручек не было, и писали перьями, их затачивали специальным маленьким ножиком – перочинным - перо чинили.

4. Первичное закрепление. Мы много узнали о птицах. И теперь мы опять ученики 1 класса. Давайте применим свои знания на практике и немного поиграем.

А) Работа с интерактивной доской.

– Кто лишний? (Не птицы, не летает, не домашняя птица) (слайды 14 – 16

с триггерами: при нажатии на правильный ответ, он исчезает, при нажатии на неправильный ответ – картинка качается)

– Что за странная птица пожаловала к нам в гости? (слайд 17) Это глупый Гусь из сказки Сутеева. Он всем завидовал и постоянно со всеми менялся. Давайте определим, с какой птицей и чем поменялся Гусь. (на слайде вокруг гуся птицы, дети называют, при щелчке мышкой появляются разноцветные стрелки) Можете взять и почитать книгу Сутеева «Глупый Гусь».

Б) Работ в паре.

– Сейчас поработаем в паре. Слушайте друг друга внимательно, советуйтесь и принимайте правильное решение. Вам нужно определи птицу по голосу и поднять карточку с её изображением. Карточки находятся в конверте, достаньте и разложите перед собой. (у каждой пары набор из 5 птиц: дятел, соловей, воробей, грач, гусь, кукушка)

 

V. Рефлексия.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, с какой группой животных мы сегодня познакомились?

- Расскажите цыпленку Цыпе кто такие птицы.

- А Цыпа хочет вам рассказать кое-что про птиц. Все птицы откладывают яйца, из которых вылупляются птенчики, затем птенчики подрастают и становятся птицами. Кем станет Цыпа, когда вырастет?

- Что понравилось сегодня на уроке? Что было трудно?

- Всё ли мы узнали сегодня о птицах? (ещё много интересного мы узнаем о пернатых и в 1 классе и в следующих)

(на доске наклеена из зелёной бумаги травка, из белой бумаги облака, из цветной бумаги птички)

- За что вы бы похвалили себя сегодня? А кого в классе похвалили за хорошую работу?

- Если было интересно на уроке и вы довольны своей работой – поместите птицу над облаками.

Если не всё получилось и могли бы работать лучше – под облаками.

Если было скучно и не довольны своей работой – птицу посадите на травку.

(дети выходят к доске, выбирают птичку и размещают либо на травке, либо под облаками, либо над облаками)

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461324910.ppt (Презентация к уроку "Кто такие птицы?")

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.