Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе в ТРКМ с использование ИКТ
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс
Раздел программы: «Что и кто?»
Тема урока: «Кто такие птицы?»
тип урока: урок открытия новых знаний
1 класс
Родионова Людмила Михайловна
МБОУ СОШ с.Стегаловка
Долгоруковского райна Липецкой области,
учитель начальных классов
e-mail: lyudmila.rodionova.74@mail.ru
Тема урока: Кто такие птицы?
Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Задачи:
1. Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2. Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметны: научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану; получат возможность научиться исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные:
регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Используемые технологии: технология развития критического мышления, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии, информационно - коммуникационные технологии.
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кто такие птицы?», фонограмма с голосами птиц; книга сказок Сутеева,
у учеников: стаканы с водой на партах, конверты с перьями, конверты с карточками с изображениями птиц, карточка для проверки домашнего задания,
на доске: кластер «Животные», из бумаги разноцветные птички, трава, облака.
Ход урока:
Вход в урок.
Прозвенел звонок весёлый
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Вызов (актуализация знаний)
1. Работа с карточками.
- Ребята, на уроке окружающего мира мы с вами изучаем животных. Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились? (кластер «Животные» на доске)
- Назовите основной признак насекомых? А рыб?
животные
насекомые
рыбы
Рис. 6 лапок
Рис. чешуя
- Наш друг Муравей Вопросик приготовил для вас ребята интересное задание. Возьмите карточку и два карандаша красный и синий. Обведите насекомых красным карандашом, а рыб – синим. (у каждого ученика карточка с изображением двух рыб, трёх насекомых и одной птицы)
2. Постановка проблемной учебной задачи.
- Какое животное не обвели? Почему? Убрали карандаши.
- Давайте подумаем, какова же будет тема урока? (птицы) (продолжаем заполнять кластер)
животные
насекомые
рыбы
птицы
Рис. 6 лапок
Рис. чешуя
- (достать из-под стола цыпленка)
- Ой! Кто я? К какой группе животных я отношусь? Как мне узнать птиц?
- Ребята давайте поможем цыпленку Цыпе определить кто такие птицы.
- Для этого нам надо узнать…. (слайд 1)
научиться отличать….
Осмысление (открытие нового знания)
3. «Мозговой штурм»
- Что вы уже знаете о птицах? Где вы встречали птиц?
- Как вы отличите птиц от других животных?
- Послушайте песенку цыпленка Цыпы. Согласны ли вы с ним? (запись песни: птицами зовут тех, кто летает) (слайд 2)
-(на слайде: бабочка, летучие мыши, курица). (слайд 3)
- Умеют ли эти животные летать? Значит все они птицы? Кто из них птица?
- Давайте разберемся, кто же на самом деле птицы? (на слайде 4)
- Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, и в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие крошечные. Но у всех есть нечто общее.
- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у насекомых и рыб? (перья)
- Значит, каких животных мы назовем птицами? (у птиц тело покрыто перьями)
- Сверим наш ответ с Мудрой Черепахой. Откройте учебники на стр. 37. (вывод в учебнике читаю дети)(добавляем кластер карточкой с рисунком пера)
- Не случайно всех птиц называют «пернатые».
4. Исследовательская работа. Работа по учебнику.
- Теперь мы не первоклассники, а ученые-орнитологи, которые изучают птиц.
- Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 36. Узнали ли вы эту птицу? (голубь)
- Давайте на примере голубя изучим строение тела птицы (один ученик у доски, остальные в учебнике)
У птиц есть голова, шея, туловище, хвост. (слайд 5)
У птиц есть клюв – это и рот и нос. С помощью клюва они добывают пищу. (гиперссылка на слайд 6: птицы с разными клювами) Форма клюва у птиц разная, почему? Да, она зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц - орла клюв загнутый, у уток – сплюснутый, чтоб щипать траву у воды, у пеликана самый большой нос с мешком, чтобы складывать рыбу, у ласточки – самый маленький – ловить мошек. Интересный клюв у птицы клёст - крестом, чтобы выковыривать семена из шишек.
У птиц всего две ноги – лапки. (гиперссылка на слайд 7) Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку.
- Можно ли по лапе определить плавает птица по воде или нет? (на доске карточки с изображением разными лап, дети у доски объясняют)
Хвост (гиперссылка на слайд 8) у птиц выполняет несколько функций: нужен как руль
и балансир во время полёта, дятлу – как опора при работе, у павлина – хвост
украшение, у петуха – удостоверение личности.
Крылья поднимают птицу в воздух, по своему строению напоминает руку. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро – быстро машет крыльями. Давайте покажем, как это делают птицы. (мини физминутка)
- Люди всегда хотели летать и немного завидовали птицам, давайте и мы насладимся полетом птиц. ( фрагмент видео полёт птиц).(гиперссылка на слайд 10)
- Отгадайте, какая птица говорит о себе так:
И петь не пою, и летать не летаю,
За что же меня тогда птицей считают? (страус)
- Ребята, а вы знаете птиц, которые не умеют летать? Это страус, пингвин, киви.
(слайд 11)
Физминутка электронная Цыпа. Наш Цыпа пока тоже не умеет летать, но танцует он отлично и вас приглашает отдохнуть.
Практическая работа.
– Сейчас мы отправляемся в лабораторию. Чем занимаются учёные в лабораториях?
- Перед вами конвертики, что в них лежит, вы узнаете, разгадав загадку.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
Есть у каждой птицы оно.
Что это? (перо)
- Вы держали в руках перо птицы?
- А задумывались о его свойствах? Чтобы узнать свойства пера, нужно его изучить.
- Рассмотрите внимательно перья. Чем они отличаются? Чем похожи? (форма, размер, цвет, на ощупь)
- У пера есть стержень, догадайтесь где он. И бородки. Они плотно прилегают друг к другу как замок молния. (показать замок молнию)
- Положите перо на ладонь и легонько подуйте на него. Что произошло? Почему полетели? Что внутри у пера? (отрезать кончик пера и показать что внутри пустое)
- Что произойдёт, если опустить перо в воду? Опустите перо в воду. Что заметили? Почему? Перья смазаны специальным жиром, чтобы не намокнуть.
- Попробуйте сломать перо. Какой вывод сделаем?
- Молодцы, опыты провели, вывод сделали, настоящие ученые – орнитологи!
- Для чего птице нужны перья? (большие – летать, маленькие пух – согреваться, у некоторых птиц (павлин, попугаи, колибри – для украшения)(слайд 12) Показать перо павлина.
- А как человек использует перья птиц? (на слайде 13 подсказка: чернильница, подушки, куртка, шляпа) Раньше ручек не было, и писали перьями, их затачивали специальным маленьким ножиком – перочинным - перо чинили.
4. Первичное закрепление. Мы много узнали о птицах. И теперь мы опять ученики 1 класса. Давайте применим свои знания на практике и немного поиграем.
А) Работа с интерактивной доской.
– Кто лишний? (Не птицы, не летает, не домашняя птица) (слайды 14 – 16
с триггерами: при нажатии на правильный ответ, он исчезает, при нажатии на неправильный ответ – картинка качается)
– Что за странная птица пожаловала к нам в гости? (слайд 17) Это глупый Гусь из сказки Сутеева. Он всем завидовал и постоянно со всеми менялся. Давайте определим, с какой птицей и чем поменялся Гусь. (на слайде вокруг гуся птицы, дети называют, при щелчке мышкой появляются разноцветные стрелки) Можете взять и почитать книгу Сутеева «Глупый Гусь».
Б) Работ в паре.
– Сейчас поработаем в паре. Слушайте друг друга внимательно, советуйтесь и принимайте правильное решение. Вам нужно определи птицу по голосу и поднять карточку с её изображением. Карточки находятся в конверте, достаньте и разложите перед собой. (у каждой пары набор из 5 птиц: дятел, соловей, воробей, грач, гусь, кукушка)
V. Рефлексия.
- Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, с какой группой животных мы сегодня познакомились?
- Расскажите цыпленку Цыпе кто такие птицы.
- А Цыпа хочет вам рассказать кое-что про птиц. Все птицы откладывают яйца, из которых вылупляются птенчики, затем птенчики подрастают и становятся птицами. Кем станет Цыпа, когда вырастет?
- Что понравилось сегодня на уроке? Что было трудно?
- Всё ли мы узнали сегодня о птицах? (ещё много интересного мы узнаем о пернатых и в 1 классе и в следующих)
(на доске наклеена из зелёной бумаги травка, из белой бумаги облака, из цветной бумаги птички)
- За что вы бы похвалили себя сегодня? А кого в классе похвалили за хорошую работу?
- Если было интересно на уроке и вы довольны своей работой – поместите птицу над облаками.
Если не всё получилось и могли бы работать лучше – под облаками.
Если было скучно и не довольны своей работой – птицу посадите на травку.
(дети выходят к доске, выбирают птичку и размещают либо на травке, либо под облаками, либо над облаками)
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461324910.ppt (Презентация к уроку "Кто такие птицы?")