Урок окружающего мира на тему «Организм человека» (3 класс)
Тема: Организм человека
Тип: открытие новых знаний
Образовательная система: «Школа России»
Цель: формирование представления об организме человека, его строении и функционировании.
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение первичных знаний об основных системах органов человека через исследовательскую работу в группе.
Развивающие: развивать навыки работы с информацией на различных носителях, умение выделять главное, анализировать и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, отношения сотрудничества, взаимопомощи, прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: ТСО (презентация), конспект, учебник, рабочая тетрадь, наглядное пособие (карточки с названием наук, темы урока, цели); раздаточный материал (конверты с пакетом заданий для 3 групп, лист№1 (внешнее строение человека), лист№2 (внутреннее строение человека), листок достижений).
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Оргмомент (1-2 мин) |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Виктория Васильевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова: -Присаживаются девочки, присаживаются мальчики. |
Приветствие, готовность к уроку, настрой на урок |
ЛУУД: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения. КУУД: умение слушать учителя. |
2.Актуализация знаний. Формулирование темы урока, целеполагание (10 мин) |
-Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, откройте учебник на странице 121. Прочитайте название этого раздела «Мы и наше здоровье» -Как вы думаете, о чём мы будем говорить при изучении этого раздела? -Давайте сравним наши предположения с темами предложенными авторами учебника этого раздела. -Чему же посвящается этот раздел учебника? -Обратите внимание на доску. Тема нашего сегодняшнего урока состоит из двух слов, а для того, чтобы узнать с какой новой темой мы сегодня познакомимся на уроке, нужно расшифровать эти два слова, выполнить задания. -1 задание: отгадайте загадку: На земле он всех умней. Потому и всех сильней. -Как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь на уроке? -Посмотрите второе слово нашей темы мы расшифровали, но нам не понятно, что за тема. -2 задание: в первом слове перепутались все буквы, соберите слово из букв и прочитайте тему нашего урока. Тема урока: Организм человека. -Что такое организм? -У вас на столах лежат листочки достижений в виде контура человека. Закрасьте контур человека настолько каковы ваши знания по теме «Организм человека» в начале урока. -Как вы думаете, важно ли знать какие-либо сведения об организме человека? Почему? -Какие цели мы поставим перед собой? узнать, что такое органы и системы органов человека |
Работа по учебнику, поиск нужной информации Высказывают свои предположения Мы будем говорить о здоровье и т.д. О человеке Работа с наглядными материалами, составление темы урока, выполнение заданий Высказывают свои предположения Работа с листочком достижений, актуализация знаний Высказывают свои предположения Постановка собственных целей и выведение общей |
РУУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. КУУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
3.Открытие новых знаний (10-15 мин) |
-Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу его органов – физиология человека. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной. - Сегодня на уроке мы побудем в роли профессоров анатомии (перед уроком раздать знаки-отличия). Узнаем о строении тела человека. (вывешиваю слово организм на доску) Организм – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. -Обратите внимание на корень слова «организм» и скажите, как называют составные части человеческого организма? -Посмотрите друг на друга. Рассмотрите, как устроено тело человека снаружи. Парная работа: -Сейчас вы будете работать в парах, на ваших столах лежат листочки, возьмите лист №1.Подпишите части тела человека. Вывод: подписываем части тела на доске. -Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете все части своего тела. А как, по другому назвать руки? Ноги? -А называется строение человека снаружи – внешнее строение. Строение человека
внешнее
-Мы рассмотрели внешнее строение человека. -А какое ещё бывает строение человека? Какие органы, которые находятся внутри нас, вы уже знаете? -Такое строение человека называется – внутренним строением человека.
Строение человека
внутреннее внешнее
|
Знакомство с новыми терминами, принятие на себя роли профессоров-анатомии Органы Работа в парах Верхние и нижние конечности Высказывают свои предположения |
ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. РУУД: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. КУУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Физкультминутка |
Игра «Нос, голова, рука и т.д.» Ведущий произносит слова с названиями разных частей тела, внешнего и внутреннего строения человека. Все дети должны делать всё, как говорит ведущий, но не делает, при этом смотреть только на ведущего. Выигрывает самый внимательный. |
||
Открытие новых знаний (10-15 мин) |
-Мы сейчас с вами поиграли в игру. Какие органы, части тела мы показывали в игре? -Руки, ноги, сердце, лёгкие и т.д. – это части организма. Группа органов, выполняющих общую работу, образует систему органов. (на слайде сердце, зубы, желудок) -Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют? -Сердце не участвует в переваривании пищи. А вот зубы, желудок и некоторые другие органы выполняют общую работу и поэтому образуют систему. -Так что же такое система органов? Групповая работа: Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа проведёт исследовательскую работу по определённой системе органов. Ваша задача узнать, какие органы входят в эту систему, найти, выделить нужную информацию по строению органов и их работе и ответить на проблемный вопрос. -Продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека. -Кто знает, как называется этот орган? (на слайде показываю желудок) -Как вы думаете, как может называться система, к которой относится этот орган? -Первая группа проводит исследования по пищеварительной системе. -Как называется этот орган? (на слайде показываю головной мозг) -Как вы думаете, как называется система органов, куда входит головной мозг? -Вторая группа проводит исследования по нервной системе. -Как называется этот орган? (на слайде показываю сердце) -Работа сердца связана с кровью. Сердце «разносит» кровь по организму. Как называется эта система органов? -Третья группа будет проводить исследования по кровеносной системе. -Посмотрите на план вашей работы. План-работы (на слайде): 1.Узнать, какие органы входят в систему. 2.Найти и выделить нужную информацию 3.Ответить на проблемный вопрос. -За выполненные задания вы получите 1 букву, а в конце урока мы соберём слово из данных букв. -Желаю удачной работы! -Откройте свои рабочие тетради на стр.72, по ходу защиты наших групп мы будем записывать данные в таблицу. Задание для групп: 1 группа -Называют органы, которые входят в пищеварительную систему, показывают классу картинки этих органов. Зачитывают информацию, которую выделили. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему говорят, что фаст-фуд вреден?» -Группа успешно справилась с заданием. Получаете букву (М) 2 группа -Называют органы, которые входят в нервную систему, показывают картинки этих органов. Зачитывают информацию, которую выделили. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему взрослые говорят: «Нервные клетки не восстанавливаются»? -Как вы считаете, вы справились с заданием? Я согласна с вами и оцениваю вашу работу положительно. Получаете букву (Д) 3 группа -Называют органы, которые входят в кровеносную систему, показывают картинки этих органов. Зачитывают информацию, которую выделили. Отвечают на проблемный вопрос: «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?». -Группа справилась с заданием и заслужила положительную оценку за проведённые исследования. За это вы получаете букву (Ц) -С какими системами познакомились? -Каждая группа заработала по 1 букве, давайте соберём целое слово. МОЛОДЦЫ (останется время читаем стр.125) |
Нос, голова, сердце и т.д. Высказывают свои предположения Органы, выполняющие общую работу Работа в группах, рассмотрение, вкратце,3 систем органов Желудок Система, связана с приёмом пищи Головной мозг Система, связана с … Сердце Система, связана с кровью Защита каждой группы, работа с заполнением таблицы в рабочей тетради |
ПУУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. РУУД: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. КУУД: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться |
Физкультминутка |
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали Вверх на солнце посмотрели И их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. |
||
Первичное закрепление |
-Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать. -Сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас на столах лежат конверты, достаньте всё содержимое из них. Перед вами распечатка с изображением контура тела человека и отдельно внутренние органы, с которыми мы познакомились на уроке. Ваша задача на основе схемы учебника изготовить модель «Внутреннее строение тела человека». Наклеить органы на контур человека в нужное место. Не забывайте, что на схеме человек изображён зеркально: например, желудок изображён справа, а в теле человека он находится слева. Чтобы не ошибиться, надо мысленно повернуться в ту же сторону, куда обращено лицо человека на рисунке. Анализ моделей человека (модели человека вывешиваются на доску) |
РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
|
5.Подведение итогов. Рефлексия (3-5 мин) Домашнее задание Оценивание |
-Наш урок подошёл к концу. -Какая была тема сегодняшнего урока? -какие цели ставили перед собой? Достигли их? -Что такое организм человека? -С какими основными системами организма человека мы познакомились? -Возьмите свой листок достижений. Закрасьте контур человека на столько, каковы ваши знания по теме «Организм человека» в конце урока. Учебник: проч.текст на с.122-124, ответить на вопросы на с.124. Рабочая тетрадь: №4,стр.72. -Сегодня за работу на уроке я могу поставить…. -Давайте встанем, мысленно положим на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде соединяем ладошки в хлопке, и знания теперь наши представляют единое целое, они выстроились в строгую систему. -Спасибо за урок! Урок окончен! |
РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. |