Урок окружающего мира по теме: «Органы чувств» (3 класс)
МБОУ «Грязнушинская НШДС»
Урок окружающего мира
по программе «Школа России»
в 3-м классе
по теме: «Органы чувств»
Автор учебника А,А,Плешаков
Подготовила: Коваль Надежда Павловна
Учитель начальных классов
2016 год
Технологическая карта урока.
Тема урока |
Органы чувств. |
||
Цель: |
1. Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека, уточнить и расширить представления детей об органах чувств, их значении и гигиене. Задачи: 1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира. 3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 4. Научить исследовать (с использованием опытов) признаки предметов с помощью органов чувств. |
||
Тип урока: |
Открытие нового знания |
||
Основные термины, понятия |
Исследование, орган, обоняние, осязание, зрение. |
||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|
- знать названия органов. -уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они познаются; -уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера; -уметь слушать, понимать вопрос, формулировать ответ на вопрос, используя слова из вопросов; -уметь соотносить слова с иллюстрацией; -уметь оценивать свою работу. |
Личностные: - положительное отношение и интерес к изучению человека; - познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; - способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; - желание вести здоровый образ жизни. Регулятивные: - освоение способов исследования и установления взаимосвязи между предметами. Познавательные: - ориентирование в понятиях и терминах: гигиена, гимнастика. - соблюдать правила гигиены. Коммуникативные: - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; - высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным. |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Оборудование |
технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы решения проблемы. |
Фронтальная, в парах, индивидуальная. |
Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова. Методическое пособие. Наглядный и раздаточный материал. |
1. Для проведения опытов: платок, металлический колокольчик, вата, лук, чеснок, апельсин, кусочек хлеба, ветка ели, деревянный кубик, чашка, карандаш, яблоко. Мультимедийный проектор, презентация «Органы чувств», диск со звуками природы, диск с музыкой, плакат с изображением человека без лица. |
Содержание урока |
Время |
Задачи этапа |
Развитие личностных качеств и психических процессов |
||||
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности |
||||||
1.Мотивация Слайд № 1 - Тихо- тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. Наши ушки на макушке (массаж ушей) Глазки зоркие глядят (поглаживание век) В путь за новыми открытиями Приглашают всех ребят! Слайд № 2 Сегодня прекрасный солнечный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, давайте повернемся друг к другу, улыбнемся соседу и подарим ему кусочек своего тепла. |
1мин |
Мотивационный компонент урока. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Выполнение массажа ушей; поглаживания век; |
cамостоятельность, память |
активность, коммуникативность |
|||
2. Постановка целей урока. Постановка учебной задачи. - Ребята, наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать. - Ребята, а что такое здоровье? (ответы детей) Слайд № 3 - Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Это не так. Каждый с юных лет должен заботиться о себе, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения. – Я скажу вам по секрету, почему у меня хорошее настроение. Не болеет ни один мой помощник. Кто может угадать, о каких помощниках я говорю? (ответы детей) Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. Слайд № 4 - Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. ( Вывешивается плакат с человеком без лица) |
2 мин |
Ведётся целенаправленная работа к восприятию нового материала. |
|||||
3. Постановка проблемного вопроса. Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Почему вы так думаете? (ответы детей) Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
|
2 мин |
Создание проблемной ситуации. Дети учатся самостоятельно делать выводы. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. |
Самостоятельность, точность речи, внимание, компетентности познавательной деятельности, проблемные ситуации – их создание и разрешение, интеллектуальная деятельность.) |
анализ активность, системность, точность речи, аргументированность, коммуникатив- ность. |
|||
5.Способы решения проблемной ситуации. - Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (ответы детей) Исследователь - человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. - Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? - Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). - Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь? |
1 мин |
Дети самостоятельно находят способы решения проблемы. |
память внимание точность речи, компетентности деятельности – игра, учение, труд, моделирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности. |
Ответствен- ность любознатель- ность |
|||
6.Работа над темой урока У человека есть очень важный орган. Отгадайте, что это? День закончился, затих. Ты легла, закрыла их Слайд № 5 Опыт 1 . (Один ученик вызывается к доске) Задание:- Закрой глаза и попробуй пройти к своему столу. - Почему у тебя не получилось пройти, не задев другие столы? - С закрытыми глазами вы обязательно ударитесь или уроните что-нибудь. Плохо без глаз. Что такое глаза? Для чего они нужны? - Скажите, какого цвета яблоко у меня в руке? - Какое яблоко больше? - Что же мы можем делать благодаря зрению? - Глаза - это орган зрения. С помощью зрения мы различаем цвет, форму, величину предметов, определяем: движется предмет или нет. Благодаря зрению мы можем читать, смотреть, работать за компьютером, любоваться природой и многое другое. Верно, говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите в глаза своих одноклассников. Видите, какие они у вас красивые и разные? Мы выяснили, что глаза необходимы человеку. Давайте и нашему человечку дорисуем глазки. – Зрение необходимо беречь. – Какие правила охраны зрения вы знаете? Слайд № 6 – Что дети делают неправильно? – Какие правила можно составить? Телевизор смотреть не ближе 2-3 метров Не наклоняться низко при письме Не читать лежа. Не тереть глаза грязными руками. |
25 мин |
Дети учатся самостоятельно делать выводы. Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза. Развитие аккуратности сотрудничества Качественная самооценка деятельности учащихся; учитель поддерживает ситуацию успеха. |
Память, внимание |
Любознатель-ность. |
|||
8.Физминутка – А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки. Физкультминутка проводится для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. - А сейчас мы познакомимся с другим органом чувств. Отгадайте загадку. Оля слушает в лесу, Слайд № 7 Учитель вызывает другого ученика к доске, завязывает ему глаза. Звенит колокольчик. -Что это? Как узнал? Какой орган помог это определить? Какое чувство «включилось»? Опыт. - Заткните уши ватой. Что произошло? (сразу исчезли все звуки). - Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши) - С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир: шум дождя, пение птиц, журчание ручья, музыку. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания. - Ухо – очень тонкий и сложный орган, который нужно беречь. - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели? - Давайте поиграем в игру “Угадай, кто это?” Я буду включать разные звуки, а вы попробуйте угадать, кто или что воссоздает такой звук. (Корова, комар, машина, шмель, барабан и др.) - Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Что нужно делать или не делать, чтобы сберечь ваши уши? Слайд №8 - Не ковыряться в ушах острыми предметами, а специальной ушной палочкой. - Избегать сильных звуков и шумов, а также постоянно использовать наушники. - Чистить уши каждый день. - Если почувствовали боль в ушах, то нужно обратиться к врачу. - Давайте дорисуем нашему человеку уши, ведь это тоже важный орган. |
1 мин |
Охрана здоровья детей, снимается утомляемость. Дети переходят на аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию, а значит формируется самосто- ятельность мыслительной деятельности. |
компетентности здоровьесбережения - гигиена зрения |
||||
9. Физкультминутка - Чтобы наши ушки отдохнули, мы послушаем спокойную музыку. А теперь давайте познакомимся с другим органом чувств. На лице он выдаётся, Слайд № 9 - Потрогайте, ребята, нос на своем лице. Представьте себе на миг, что нос исчез. Лицо наше будет выглядеть не совсем обычно и непривычно. Зачем же человеку нос? - Через нос мы дышим. Нос очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов. В носу согревается вдыхаемый холодный воздух. Поэтому в морозы старайтесь дышать только через нос. Опыт. Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба, ветка ели). - Какой орган помог вам это определить. (Нос.) Нос - орган обоняния. Он помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи. - Скажите, необходимо ли беречь нос? - А как это можно сделать? Слайд № 10 Не ходите с мокрыми ногами и в сырой одежде Старайтесь не общаться с людьми, которые чихают и кашляют Чаще ешьте овощи и фрукты – в них содержатся вещества, которые помогут побороть простуду. Особенно полезны лук, чеснок, малина и смородина. Физминутка. Человек должен уметь правильно дышать. - Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову, выдох - через рот и голову опускаем. Делаем два раза. Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс. - А вот и следующий орган чувств. Всегда во рту, Слайд № 11 Опыт. - Ребята, что у меня в руке? ( Лимон) - А теперь представьте, что вы его едите. Что вы чувствуете? (ответы детей) - Какой орган помог это определить, что вы съели? (Язык.) - Язык – это орган вкуса. - Язычок находится в ротовой полости. Он помогает определить сладкую, горькую, соленую, кислую пищу. Слайд № 12 - Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ротик был здоров? Слайд №13 - Какие правила можно составить? Мойте овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы Регулярно чистите зубы и поласкайте рот после еды Мойте руки перед едой. |
1 мин 1мин. |
Закрепить полученные знания. Охрана здоровья детей. |
Организован-ность, память, внимание, компетентности здоровьесбережения- гигиена слуха компетентности здоровьесбережения- гигиена обоняния |
Системность, аналитичность, культура эмоций, активность, коммуникатив-ность. |
|||
10. 7. Физкультминутка Упражнения для язычка. - Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной. Чистим зубки язычком. Футбол. Цоканье. Надувание щечек. - А где находится язычок? (ответы детей). Давайте дорисуем нашему человеку рот. Ну, а теперь познакомимся с еще одним органом чувств. Мы в нее зимой и летом Слайд № 14 Опыт. Игра "Волшебный мешочек". - Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: кубик, чашка, карандаш, яблоко). - Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются по очереди, по мере узнавания.) - Что ещё можно узнать с помощью кожи? Проведём эксперимент. (Учащийся с завязанными глазами прикасается к банкам с тёплой и холодной водой). - Что мы можем ощущать с помощью кожи? (тепло, холод) Кожа – орган осязания. Правила ухода за кожей: Слайд № 15 Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку. - Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку) Физкультминутка. У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Давайте раскрасим лицо нашему человечку и покажем, где у него кожа. |
1 мин 1 мин. |
Закрепление полученных навыков Охрана здоровья детей, снимается утомляемость. |
компетентности здоровьесбережения- гигиена органов осязания |
||||
12. Обобщение изученного материала - Наше исследование закончилось. Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира? Слайд № 16 Игра «Полезно – вредно». -Что вы исследовали на сегодняшнем уроке? К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств. Слайд №17 |
3 мин |
закрепление |
Рефлексив-ность, ответствен-ность, любознатель-ность. |
||||
13. Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке? - Что понравилось больше всего? - Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался. Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда, Но добиться результата невозможно без труда. Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой, Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам. И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам! Свежим воздухом дышите по возможности всегда. На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья! Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, и легко вам будет жить. Слайд № 18 14. Оценивание. - Вам понравилось, как вы работали на уроке? - Какую оценку вы поставили себе, сегодня за работу? - Сегодня мне понравилось, как вы работали… |
2 мин |
проверить умение учащихся оценивать работу свою и класса, делать выводы Добиться чувства удовлетворённости результатами урока. Вызвать у детей чувство радости, чувство равноценности. |
Самостоятель-ность |
рефлексивность аргументированность ясность речи активность культура эмоций |
|||
Домашнее задание: оформить памятку «Как сберечь органы чувств». |
Источники:
Учебник «Окружающий мир» 3 класс автор А.А.Плешаков
http://.1september.ru/articles/581567/
http://www.uchportal.ru/load/47
http://pedsovet.org/first-teacher/