Урок окружающего мира по теме «Корень, стебель, лист» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Полищук Елена Николаевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):
Перспективная начальная школа
Тема урока: Корень, стебель, лист
Тип урока: открытие новых знаний
Место урока в системе уроков
Глава 5. Солнце, воздух, вода и…растения (2 урок)
Оборудование: цифровые микроскопы, растения для опытов, лопатка для пересадки растений, стаканчики для опытов, марганцовка, вазелин, тряпочка, мультимедиа проектор, ноутбук
Цель: |
создать условия для выявления значения корня, стебля и листьев в жизни растений через систему опытов и наблюдений |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу; воспитывать бережное отношение к растениям. |
УУД: Предметные УУД: Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД: Личностные УУД: |
Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, листа растения Ориентироваться в своей системе знаний: понимать,что нужна дополнительная информация (знания) для решенияучебной задачи в один шаг. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Определять цель деятельности на уроке в сотрудничестве с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения на уроке Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: |
наблюдать, сравнивать, ставить опыты и делать выводы осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (повышенный уровень)
изучение строения листа
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов
умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, аргументировано отстаивать свою точку зрения
|
Основные понятия: |
корень, стебель, лист |
Межпредметные связи: |
|
Ресурсы: основные дополнительные |
Цифровые средства фиксации: -цифровой микроскоп |
Структура и содержание проекта урока
Дидактическая структура урока (этапы) |
Планируемые результаты |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
1.Вводный момент |
Цель: создание доброжелательной атмосферы |
Прослушивают приветствие, проверяют готовность к уроку. |
1.Приветствие. 2.Желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активны и полагались на свои знания. - Прежде чем начать нашу работу, отметьте на дереве листочком, с каким настроением вы пришли на урок. (желтый – плохое, зеленый – хорошее) |
|
2.Актуализация знаний. |
Цель: повторение ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала |
Загадка: «Дышит, растет, а ходить не может» (растение) |
Отгадывают загадку. Заполняют схему. |
-Какие условия необходимы для роста растений? (свет, тепло, вода, воздух, почва) |
3.Целеполагание 4.Открытие новых знаний Применение теоретических положений в условиях выполнения опытов и наблюдений |
Цель: формулирование темы, определение цели и задач урока Цель: мотивировать на получение новых знаний Цель: установка на первичное восприятие. Целостное эмоциональное восприятие. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Проговаривать последовательность действий на уроке |
- Откройте учебник с.63 - Прочитайте тему урока. -Какую поставите цель? - Какие задачи помогут достичь цели? - Т.е. мы учимся исследовать, делать выводы и в результате придем к достижению цели. -Работа с гербарием. -Рассмотрите корни разных растений. Какие они разнообразные! Учащиеся читают текст из учебника (стр. 63 – 64) и рассматривают бальзамин с окрашенными листочками. |
Самостоятельно, с помощью учителя и учебника выделяют и формулируют тему, цель, задачи урока. Актуализируют знания о частях растения и их значении изжизненного опыта. Ставят и формулируют задачу. Строят рассуждение. Устанавливают связь корня с остальными частями растения. Обсуждают проблему значимости стебля для жизни растения. Практическая работа Выделяют и формулируют познавательную цель. В сотрудничестве с учителем создают алгоритм деятельности. Строят сообщение исследовательского характера. Сбор информации. Обработка информации. Анализ информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Предположение: листья растения окрасятся потому, что стебель по трубочкам-сосудам доставит листьям цветную воду, добытую корнем растения. |
Слайд. -Какие части растениязнаете? Слайд. -Вспомните последовательность их появления при прорастании семян. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF -Какое значение имеют эти части для жизни растения? - Хотите узнать больше? Слайд. 1. Обсуждение проблемы значимости корня. - Какая часть появляется первой при прорастании? -Почему? -На примере проростка фасоли сделайте вывод о значении корня для растения. Вывод: корень закрепляет проросток в почве и добывает из нее воду и соли, необходимые для роста 2.Обсуждение проблемы значимости стебля. Составление алгоритма для проведения опыта Осторожно выкопать растение из горшка Промыть корни в тазике с водой Опусти растения в стеклянную баночку Залей водой только корни Подкрась воду Оставь растение до следующего урока окружающего мира В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что самая главная «работа» стеблей растений — связывать, соединять между собой листья и корни. Вывод: главная работа стебля – переносить питательные вещества. |
Динамическая пауза |
Цель: эмоциональная разрядка зарядка для глаз |
|||
Цель: изучение строения листа |
Работа с цифровым микроскопом Алгоритм Подготовка к работе 1.Поставить микроскоп на ровную поверхность, подключить блок питания к разъему на микроскопе и к электросети 220В. 2.Под платформой микроскопа находится транслятор светофильтра. Вращая его, выбрать светофильтр разного цвета. 3.Ослабить фиксирующий винт, вращая транслятор объектива до нужного положения. 4.Начинать каждую настройку нужно с самой маленькой кратности. 5.Опустить предметный столик в самое нижнее положение, затем вращайте транслятор объектива до «щелчка», чтобы 4X объектив нацелился на предметный столик. 6.По окончании работы нужно отключить источник питания, положить микроскоп в пластиковый кейс. Просмотр образцов Непрозрачный образец просматриваем с верхним источником света. Верхняя подсветка (ручка) включается кнопкой включения. 1.Поместить лист растения (непрозрачный образец) по центру между предметными стеклами. 2.Смотря в окуляр, медленно вращайте фокусирующий маховик до появления четкого изображения. Важно: всегда медленно вращайте маховик настройки положения предметного столика, чтобы избежать столкновения предметных стекол и объектива. |
Работа в паре. Дети рассматривают лист растения (бальзамин), Находят жилки на верхней стороне и отверстия на нижней стороне, через которые растение дышит. Рассматриваемые образцы фотографируются, заносятся в коллекцию. Затем делаем из полученных фотографий слайд-шоу, подписываем, можно добавить музыкальное сопровождение Чтение текста с.65 Практическая работа Ученики толстым слоем вазелина намазывают верхнюю часть одного - двух листочков куста бальзамина и нижнюю часть — других листочков. Предположение: лист растения гибнет, если не дышит В течение недели школьники, наблюдая за растениями, экспериментально подтвердят: лист дышит через отверстия. |
3.Обсуждение проблемы значимости листа. - Какая часть растения осталась, о которой мы еще не говорили? - Перед вами листья с разных растений. - Что мы видим на живом зеленом листе? (жилки) - Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листьям прочность. -Рассмотрите лист с обеих сторон. -Что еще видим на листе? На нижней части листа есть отверстия. Они называются устьица. Через эти отверстия растения дышат. |
|
4.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. |
Цель: формировать первичные умения анализа, установления причинно-следственных связей на основе самоконтроля |
Таблица «Значение частей растения в его жизни» Приложение |
Дети моделируют таблицу с помощью компьютера |
-Примените полученные знания и заполните таблицу с помощью компьютера. |
5.Рефлексия. |
Цель: формировать умения оценивать себя |
Оценивают собственную работу |
-С какой целью мы выполняли опыты и наблюдения? -Какие трудности встретились? - Задайте себе вопросы: Каким образом я получил новое знание? - Каким образом я смогу использовать в будущей жизни новое знание? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Вы были молодцы! - Оставьте на «дереве успеха» листочек, который покажет ваши успехи на уроке. |
|
Приложение
Лист хлорофитума под микроскопом
Жилки на листе под микроскопом
Лист бальзамина
Лист бальзамина под микроскопом
(устьице)
Карточка
Какие условия необходимые для развития растений?
Значение корня, стебля и листьев в жизни растения
Корень |
Стебель |
Лист |
file:///I:/суперфизминутка/Супер%20физкльтминутка.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF
Основная часть
Корень, стебель, лист
PPTX / 3.99 Мб