Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему «Первые русские князья»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
Тема урока: «Первые русские князья»
УМК «Планета Знаний»
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Романовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Мы продолжаем наше путешествие по Древней Руси. Вы будете моей дружиной, а я вашим , в поход мы отправимся не на врага, а за знаниями. Кто будет храбрым, решительным, исполнительным, мудрым
( умным), того в конце урока, кроме оценки, ждёт награда.
2. Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Как учёные узнают о том или ином событии, которое произошло много веков назад?
- Что учёные называют историческими источниками?
(Всё, что хранит память о прошлом)
- На какие группы историки разделили исторические источники?
(Вещественные, письменные и устные)
- Что относится к вещественным, письменным и устным источникам?
3. Мотивация и целеполагание.
Прочитайте название первой темы раздела. (Древнерусское государство).
Тема сегодняшнего урока (Первые русские князья – князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав)
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
-Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем:
Кто управлял Древне- Русским государством?
Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?
4. Словарная работа. (На доске)
При изучении темы вы встретите новые термины. Давайте обратимся к словарю и узнаем значение этих слов. ( с. 154-156)
Варяги – древнерусское название народов и племён, живших по берегу Варяжского (Балтийского моря) – показать на карте
Полюдье – объезд князем подвластных ему земель с целью сбора дани.
Дань – натуральный или денежный побор с покорённых племён. (Это меха, хлеб, мясо, рыба, овощи и др.)
Древляне – одно из больших славянских племён, населявшее правый берег Днепра
Печенеги – племена, жившие в заволжских степях ( показать на карте???)
5. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как развивались события после призвания варягов.
Известно, что основным письменным источником о тех далеких временах являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Древние славянские племена жили разрозненно. Между ними не было согласия, а были всё ссоры да драки.
Государей у славян не было, в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важнейших дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.
Один старый и умный человек по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться так, чтобы чужие народы не обижали вас!»
Устав от распрей, местные вожди решили пригласить к себе из Дании князя Рюрика и его братьев: Синеуса и Трувора. Рюрик охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. (Портрет князя Рюрика, 862год)
Рюрик построил город Новгород и овладел всеми окрестными землями. Синеус же устроился в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Потом младшие братья умерли, и Рюрик стал править один.
Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь». Так называли воина-гребца на скандинавской ладье.
Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре.
После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла не к его малолетнему сыну Игорю, а к родственнику Рюрика Олегу. (Портрет князя Олега, 879год)
В 882 г. Олег с дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство. Так образовалась Киевская Русь, столицей стал город Киев.
После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. (Портрет князя Игоря, 912год)
После гибели князя Игоря Русью правила княгиня Ольга до тех пор, пока не вырос сын Святослав. (Портрет княгини Ольги, 945год)
Как только Святослав, сын княгини Ольги достиг совершеннолетия, он стал править государством. (Портрет Святослава, 966год)
6. Физминутка.
Дружно встали.
Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво,
И налево надо тоже, Поглядеть из-под ладошек.
И направо и ещё, Через левое плечо.
7. Первичное закрепление.
1).Работа с учебником .
2). Работа в группе (тетрадь с. 6 №6)
3). Проверка работы в группах (Самооценка)
4). Работа в парах (тетрадь с.6,у.8) – Нестор
5). Проверка работы в парах (Взаимооценка)
6). Ответы на вопросы:
- В каком веке жил князь Олег?
- Какой город при нём стал столицей древнерусского государства? (Киев)
- Какую хитрость придумал Олег, чтобы захватить Царьград? (На карте показать – Царьград)
- Расскажите, как погиб князь Игорь?
- Что вы узнали о княгине Ольге?
- Каким был князь Святослав? (Показать по карте, где жили печенеги)
- Когда образовалось первое русское государство?(882г.)
- Кто управлял им? (князь Олег)
- Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?
(расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена…)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а мы можем назвать всех первых князей патриотами своей Родины? Почему?
Верно. Мы должны гордиться патриотами своей Родины и уважительно относиться к наследию прошлого. (в зависимости от времени)
8. Подведение итогов урока.
Итак, знакомство с Древней Русью мы продолжим на следующих уроках, а сейчас давайте подведем итог проделанной на уроке работы и выполним тест.
9. Тест« Во времена Древней Руси»
1.Главой Древней Руси был:
2.Столица Древней Руси – город:
3.Какой русский князь прославился своими военными подвигами?
4.Кто были советники и помощники князя?
5.К воротам какого города прибил свой щит князь Олег?
6.Как люди прозвали князя Олега?
10. Проверка. Самооценка.
Ответы:
1.Князь
2.Киев
3.Олег
4.Бояре
5.Царьград
6.Вещий
«5» - без ошибок
«4» - 5верных ответов
«3» - 4 верных ответа
11. Домашнее задание
С. 14-15, читать, ответить на вопросы 1- 4, 5*
задания в тетради на с.6
12. Выставление оценок. Награда за решительность, храбрость, исполнительность, ум – это булава ка