Урок окружающего мира по теме "Путешествуем с археологами"

0
0
Материал опубликован 15 July



Тема урока «Путешествуем с археологами»

4 класс, УМК «Перспектива»


Тип урока: открытие новых знаний, урок – путешествие


Цель: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как ведутся археологические исследования на примере деятельности А.П.Окладникова.
Предметные:

·         познакомить  с    особенностями   работы  археологов

·        давать   определение  понятиям: культурный   слой,  археология, курганы, скифы

. умение пользоваться наглядную модель (карту)

·        показать   значение     труда   археологов       для    познания   прошлого

·        научить описывать внешний вид археологических находок

Метапредметные:

·         умения   работать    с  текстом  и  иллюстрациями, 

·         использовать   ранее   полученные   знания    при   изучении    нового   материала, 

·         знакомство с культурой скифов

Регулятивные:
самооценка деятельности, самоконтроль

Личностные:

развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способу решения задач

·         понимать   значение  знаний  для  человека  и  принимают  их

·         оценивают   собственную     учебную   деятельность


Коммуникативные: 

осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

выражение собственного мнения и позиции;

умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

овладение монологической и диалогической формой речи;


Основные методы обучения:

методы получения новых знаний:  беседа, работа с текстом; организация практической части, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа, практическая работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, работа с краеведческим материалом



Дидактический материал и оборудование:

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Презентация

Карта

Лента времени

Использованные материалы:

1.Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2016.

2.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012.

Ход урока

СЛАЙД

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Мы с вами на предыдущем уроке начали заполнять реку времени.

Путешествуя по этой реке времени, можно узнать много интересного об истории. А вот с кем мы сегодня продолжим путешествие по реке времени, вы узнаете чуть позже. Давайте с вами вспомним:

*Счет лет в России ведется от даты рождения … (Иисуса Христа)


*«Отец» истории, древнегреческий путешественник (Геродот)


*Летопись – это … (Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам)

* Монах Киево – Печорского монастыря, составивший «Повесть временных лет» (Нестор)


* Какие памятники древности в Египте вы знаете?


*Как называется промежуток времени в сто лет (Век)


- Как определить век исторического события по его дате?



СЛАЙД

- Определите, в каком веке произошли следующие исторические события?


II. Самоопределение к деятельности.


- Каждая группа получает свитки. Ваша задача прочитать высказывание напечатанные на них и определить о какой науке идет речь.

«… – это сундук сокровищ с нашими деяниями, свидетельница прошлого, пример для настоящего, наука, предостережение будущему» Сервантес.


.… – учительница жизни, ведь не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем”. (Цицерон)


«.… – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О. Ключевский)


- О чем шла речь в прочитанных высказываниях?


СЛАЙД


- Вы успешно справились с заданием.


- На прошлом уроке мы говорили о том, что история – это последовательность событий по времени. События в жизни словно идут друг за другом, как волны по реке времени.


- Итак: История – это…

СЛАЙД


-Где можно найти знания о прошлом? (учебники, интернет, фильмы, рассказы взрослых, письменные источники информации).



- В то время когда появился человек, люди еще не умели читать, писать, как же тогда мы узнали о том, что было? Ваши предположения? 

- А сейчас внимательно послушайте загадку. Отгадка поможет ответить на поставленный вопрос: какую науку называют «наукой лопаты» или наукой о «битых горшках». Проверьте свое предположение: расставьте в правильном порядке буквы.



СЛАЙД


У нас получилось слово «археология».


- Что такое археология?

t1721045484aa.gif

СЛАЙД


Археология - наука изучающая  прошлое людей по вещественным историческим источникам.


- Человечество живет на Земле около трех миллионов лет. А письменностью пользуется только пять тысяч лет. Поэтому о самых древних временах из письменных источников ничего нельзя узнать. Здесь может помочь только изучение археологических источников. Археология - наука довольно молодая. Но интерес к древним вещам был у людей всегда.


III. Сообщение темы урока.

- Как называют ученых, которые занимаются археологией?

И вот с ними мы сегодня на уроке отправимся в путешествие по реке времени? Тема уроке «Путешествуем с археологами».


СЛАЙД


- Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскаваторами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?


-Как вещи оказываются в толще земли? (т. е. к понятию культурного слоя: слоя земли, содержащего находки).


- Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый Культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров.


IV. Работа по теме урока

- Тему урока определили «Путешествуем с археологами». Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?

СЛАЙД

Доклад

Генрих Шлиман с детства был увлечен древнегреческими поэ­мами, мифами, легендами. Особенно ему запомнился рассказ Го­мера о Троянской войне. Он мечтал открыть эту загадочную Трою. Генрих вырос и стал осуществлять свою мечту. Никто не верил в его затею. Но Шлиман нанял преподавателя по древнегреческому языку, прочитал много книг, а затем организовал археологическую экспедицию. Его поиски увенчались успехом. Возле знаменитых Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений, он обнаружил крупное захоронение — пять могил, наполненных зо­лотыми украшениями. Найдена была и великолепная золотая ма­ска. Постоянная выставка «Золото Шлимана» работает в Москве, Музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. Находки Ген­риха Шлимана имеют не только материальную ценность, хотя там много золотых изделий микенской цивилизации. Это открытие гораздо важнее для историков и археологов, потому что доказа­ло, что описанные Гомером события происходили на самом деле. Значит, произведение Гомера не выдумка, а поэтическое описание реального исторического события.

2. Работа по учебнику

- В начале урока вы сказали, что один из источников знаний – это учебник. Давайте узнаем, что рассказывает он нам по теме урока?

- Вам  нужно прочитать   1-2 абзац текста, после прочтения ответить на вопросы (вопросы на слайде)


СЛАЙД


Какие исторические вещественные источники находят археологи?

- Как дополняются добытые археологами сведения?


- Читаем 3 абзац

- Кто такие скифы? (Древнейший народ, населявший Азию и территорию нашего края.)


-Кто рассказал о них миру?


- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?


- Давайте уточним свои знания в словаре С.И. Ожегова.

СЛАЙД


V. ФИЗМИНУТКА

-Давайте, мы с вами немного отдохнем.


Встаньте из-за парт повторяйте движения за мной.

Мы идем, идем, идем.

В руках лопату несем.

Раз копнем, два копнем, три копнем.

В руки кисточку возьмем.

Раз махнем, два махнем, три махнем.

Находку ценную найдем.



СЛАЙД


VI. Работа по теме урока. Продолжение

1.Групповая работа с картой

- Продолжаем путешествие с археологами, используя текст учебника, постараемся найдите на карте места расположения скифских курганов на Российской земле. Отмечать будем фигурками оленей.

Места расположения скифских курганов: Краснодарский край

Ставропольский край

Воронежская область

Белгородская область

около города Оренбург (в степях между р. Волга и р. Урал)

Алтай

Примечание: в начале 2014 года к территории Российской Федерации был присоединен Крым. В Крыму также найдены скифские курганы.


СЛАЙД (карта и река времени)


- Скифы – один из кочевых народов. С 7 по 3 век до н. э. они господствовали в северном Причерноморье.


СЛАЙД


- Курганы поведали археологам удивительные истории. Рассмотрите иллюстрации археологических находок.

Курганы принадлежат владыкам степной Скифии. Это на­стоящие степные пирамиды, гробницы самых могущественных царей Причерноморья. В них золота не меньше, чем в пирамидах египетских фараонов... Геродот рассказывал об этом мрачном и пышном ритуале погребения властителей. Цари уходили в мир иной со свитой из умерщвленных на могиле жен, слуг, коней. С ними клали оружие, драгоценности, посуду и массу бытовых предметов, которые, по поверьям, должны были служить хозяевам в загробном мире. Во время первых раскопок царского кургана близ Керчи в 1830 г. были найдены шедевры ювелирного искус­ства — работы греков, выполненные по заказам скифских царей: великолепная ваза со сценами кочевого быта, серьги с головой богини Афины и многое другое

2. Работа по учебнику

- Рассмотрите иллюстрации археологических находок с. 9 и слайд


СЛАЙД


- Скифские сокровища отличает так называемый звериный стиль - выразительные, яркие изображения животных на предметах. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.


-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций.  


- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной кол­лекции? (Скифы вели кочевой образ жизни, почитали оленей, которые давали им еду, одежду, обувь. На сосуде изображены картинки из жизни скифов. Они охотились, имели оружие. Можно увидеть, как они одевались и т. п.)



- Находки археологов дают возможность также увидеть внешний облик кочевников, рассмотреть их лица, одежду, вооружение.


Обратите внимание на внешний облик скифов.


СЛАЙД

3. Работа с краеведческим материалом


- На территории нашего района тоже находятся курганы. Наш краеведческий музей тесно сотрудничает с коллегами Государственного исторического музея г. Москвы. В 2018 году нам с учащимися удалось совершить экскурсию на раскопы(работы по вскрытию пластов земли в поисках памятников, предметов древности, а также место, где ведутся такие работы) в с. Комаровка. Руководитель экспедиции Наталья Александровна Биркина(руководитель экспедиции) и Галина Алексеевна Камелина познакомили нас с черняховской культурой – одной из самых ярких археологических культур Восточной Европы начала первого тысячелетия нашей эры. Мы узнали, что житель черняховской культуры знали гончарный круг, делали посуду самой разнообразной формы. Черняховский период развития важен тем, что это один из первых этапов в истории ранних славян.

СЛАЙД И БУКЛЕТ



4.Самостоятельная работа по учебнику стр. 10 – 11


- Когда-то маленький мальчик из Сибири, так же как Генрих Шлиман, мечтал о путешествиях и находках. Его пленил образ оленя Золотые Рога, персонажа эпоса народов Сибири. Мальчик вырос и стал археологом. Предлагаю прочитать статью на стр. 10 - 11 учебника и ответить на вопрос: о ком прочитали, кем стал этот мальчик и с каким открытием связано его имя?


VII. Закрепление изученного материала

- Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с. 11.

- Какие ученые занимаются поисками вещественных исто­рических источников?

- Что такое археология?

- Как археология помогает изучать историю?

- Почему, изучая историю, необходимо пользоваться и пись­менными источниками, и вещественным наследием?

СЛАЙД

- Представьте себе, что вы уже археологи. Во время раскопок вами было обнаружено много наконечников стрел разной формы. О чем это говорит? (В этом месте шла война).

- О чем говорит находка большого количества обугленных костей скота и людей (предметов)? (Был пожар).

ТЕСТ

Ребята, из вас получились настоящие археологи.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы хорошо потрудились. Подведем итог вашей работы. Я предлагаю вам закончить предложения по выбору:

-На уроке я понял…

-Я понял, что…

Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…

Я не знал (а), а теперь знаю…

Я захотел(а) узнать …


- Спасибо за урок! Молодцы! С вами было очень приятно работать.

VIII.Домашнее задание


- Побывайте в местном краеведческом музее. Рассмотри и зарисуй некоторые археологические находки. Напиши краткий рассказ о том, что поведали тебе о прошлом края эти находки археологов.

- Ребята, у нас дома тоже есть старинные предметы, вещи, перебирая их мы узнаем много интересного и полезного. Надо бережно относиться к памятникам прошлого, потому что это наша память.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.