Урок окружающего мира "У Чёрного моря"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1"
Тема. У Чёрного моря.
4 класс
УМК " Школа России"
Автор проекта: Иванова Елена Николаевна
учитель начальных классов
Кулунда 2023
Тема: У Чёрного моря.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи урока:
Образовательные: актуализация знаний детей о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа:
*География зоны;
*Флора и фауна;
*Экологические проблемы;
расширение кругозора по теме через прочтение дополнительной литературы;
Развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения; развивать умение работать с таблицами ; содействовать формированию исследовательской культуры.
Воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.
Оборудование:
Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А.Плешакова, Е. А. Крючкова
(УМК «Школа России»); рабочая тетрадь, тесты, энциклопедия «Зелёные страницы», энциклопедия «Животные», карта «Природные зоны России»; мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); индивидуальные карточки; карточки для работы в группах, презентация «Знаете ли вы природные зоны?», ватманы, маркеры.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация.Эмоциональный настрой. | Тут затеи и проблемки, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час! | | личностные |
Планирование. | - Ребята, у нас урок окружающего мира. С какой большой темой мы уже работаем несколько уроков? - Как мы какому плану мы строим свою работу при изучении природных зон? На доске учитель размещает пункты плана на лесенке. | Природные зоны России 1. Повторяем изученное. 2. Определяю тему урока и ставлю цель. 2. Открываем новые знания. Работаем в группах по созданию проекта. 3. Защита и представление проекта. 4. Оценивание. | |
Актуализация знаний. | - Предлагаю немножко поиграть, но в процессе игры мы выясним, как вы учили материал к предыдущим урокам. Итак, будьте внимательны, игра начинается! Разминка Учитель: Слушайте внимательно! Игра : можно отвечать только ДА или НЕТ Презентация - Сделайте вывод о пользе данной работы. - Некоторые ребята иногда отвечали неверно. Какой вывод нужно сделать? | Показывают «+» или «_» -Повторил об изученных природных зонах. - Вспомнила о климате и особенностях изученных природных зон -Нужно повторить про эти природные зоны | Личностные результаты: - самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе. Регулятивные УУД - учить отличать верно выполненное задание от неверного. |
Целеполагание. | Введение в тему. Учитель: Итак, путешествие по нашей карте продолжается. Двигаемся дальше. А поможет определить дальнейшее направление загадка. Загадки: *Кругом вода, а с питьём беда. Варианты ответов: океан, море, река. Учитель: А почему с водой беда? А в реке? А теперь я назову несколько слов, а вы определите с каким из этих слов оно связано: * Россия, курорты, пляж, Сочи, дельфины. Слова фиксируются на доске. Учитель: Что объединяет все эти слова? Вот вы и озвучили тему урока. Сегодня мы отправимся туда, Где много солнца и тёплая морская вода,- Субтропики России раскроют тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. - Поставьте цель урока. - Кто из вас побывал на Чёрном море? Ваши знания сегодня пригодятся, поделитесь ими с ребятами при работе в группе, а потом и со всеми остальными при защите проекта. Нам предстоит работать 2 урока. - Что мы будем делать для достижения цели?
| она солёная Хоть и пресная, но грязная и неочищенная Чёрное море -Хочу узнать расположение этой природной зоны, её климат, особенности растительного и животного мира. Исследовать экологические проблемы и пути их решения. Создавать проект в группах. | Регулятивные УУД - определять и формулировать цель деятельности на уроке; |
| Физминутка | | |
Открытие новых знаний. | Определение ролей ( координатор, чтец, хранитель времени, оформители) Определение объекта изучения. Изучение информации. Оформление слайда. Защита. | Дети распределив роли и рассмотрев информацию, определяют объект изучения. Координаторы подходят к учителю и берут карточки с заданием для работы. | Познавательные УУД - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя учебник , свой жизненный опыт, дополнительный материал; -делать выводы в результате совместной работы в группе. Коммуникативные - уметь оформлять свою мысль в устной речи; - слушать и понимать речь других; - учиться выполнять различные роли в группе. |
6.Защита проектов. | | Защищают проекты. Слушают и задают вопросы группе. | Личностные результаты: - самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе. Предметные результаты: - уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в субтропической зоне России. |
7.Оценивание работы группы. Самооценка. | Просит оценить работу группы при помощи сигналов «Светофора» | При помощи «светофора» оценивают работу группы. | Личностные УУД |
8.Оценивание работы каждого в группе. | Просит оценить работу каждого члена группы. | Обсуждают работу каждого в группе, оценивают и подают сведения учителю. | Коммуникативные |
9.Итог урока. | -Какое замечательное место Черноморское побережье. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Но человек везде оставляет свой след. А главное сейчас для всего человечества – это сохранить экологическое равновесие, но об этом мы поговорим на следующем уроке. - Дома закрепите знания по зоне субтропиков России, выполнив в Т. с. 60 № 2,3. У. с. 126-130 чит. | Записывают в дневники задание. | |
Приложение 1.
Карточка для ботаников.
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли растительный мир этой зоны?
Используя учебник (С. 133-134), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы:
1.Какая отличительная особенность растений субтропиков.
2. Перечислите растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.
3.Подтвердите ответы демонстрационным материалом.
Карточка для зоологов.
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли животный мир этой зоны?
Используя учебник (с. 134-136), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об:
1.Обитателях суши,
2. Обитателях суши, добывающих пищу в море,
3.Обитателях моря. Подготовить о них рассказ.
Карточка для экологов:
Проблемный вопрос:
Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
Используя учебник (с. 136-139) найдите ответы на вопросы:
1.Чем является для человека Черноморское побережье?
2.Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков?
3.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.
Карточка для климатологов.
Проблемный вопрос:
В чём секрет климата и природы субтропической зоны России?
Используя учебник ( с. 126) и карту «Природные зоны России» расскажите о расположении этой зоны на территории страны.
Расскажите о климате этой зоны.
Объясните, что повлияло на климат субтропиков.