Открытый урок окружающего мира
По теме «Удивительное рядом»
2 класс
Цель: создать условия для определения учащимися свойств воды
Задачи урока:
1) научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;
2) развивать познавательную активность учащихся;
3) формировать исследовательские умения в практической деятельности, развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
4) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;
5)формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в группе.
Оборудование:
лабораторное оборудование: спиртовки, колбы, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, сахарный песок, чайная заварка, строительный песок, воронки, фильтры (промокашки);
Презентация к уроку;
ЦОР «Значение воды»;
Дневник юного исследователя «Свойства воды»
Слайд | Этап урока | Деятельность участников образовательного процесса | ||||||||||||
Урок ок. мира, 2 класс | I этап Орг. момент, эмоц. настрой | - Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Меня зовут Ирина Евгеньевна. Я – учитель начальных классов и работаю в школе №3. Мои ребята знают, что я сегодня провожу у вас урок, и предают вам привет! Внимание на экран! (видеофрагмент) | ||||||||||||
Эксперимент. лаборатория | | - Сегодня я и вас приглашаю в экспериментальную лабораторию. Хотите попробовать свои силы? | ||||||||||||
Эксперимент. лаборатория Объект Вода Цель Методы | IIэтап Актуализация знаний, постановка проблемы | 1)- Чем занимаются учёные в лаборатории? Изучают природные вещества; Делают открытия; Экспериментируют, смешивают вещества; Доказывают свои теории… - Прежде чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования, т.е. что они будут исследовать. - Мы сейчас тоже определим объект исследования. Я думаю, что у вас это получится сделать без моей помощи, самостоятельно. Послушайте загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) - И так объектом нашего исследования будет вода 2) – Очень давно, в 17 веке возникла такая наука как гидрология. За 300 лет ученые сделали немало важных и интересных открытий про воду. Много о воде уже известно. - Зачем же мы будем исследовать воду, если учёные уже многое открыли? Чтобы и мы для себя открытие сделали; Чтобы подтвердить открытия; Убедиться в правильности открытий… - Если обобщить ваши ответы, то вы назвали цель работы в лаборатории: узнать новое о воде. - А что вы о воде уже знаете? Вода – это жидкость; Воду мы наливаем в графин, чайник; Вода бывает горячая и холодная; В воде можно купаться, нырять… - Учёные, для того, чтобы провести какое-нибудь исследование, выбирают методы. Я вас сейчас с ними познакомлю: - Как вы думаете, что обозначают эти рисунки? Можно узнать информацию у человека; Воспользоваться компьютером; Посмотреть что-то полезное по телевизору; Рука – провести опыт; Можно обраться к книге, какой-нибудь энциклопедии. - Как думаете, судя по тому, что находится на ваших столах, какой метод исследования в нашей лаборатории будет основной? (метод опыта) | ||||||||||||
Опыт №1 запах Таблица Опыт №2 цвет Опыт №3 вкус Таблица Опыт №4 нагревание Опыт №5 текучесть Опыт №6 Растворитель Опыт №7 Очищение через фильтр Значки методов | III этап Основной Физминутка IV этап Значение воды V этап Итог, рефлексия | 1)- Посмотрите на колбу, в которой находится вода. Какие вопросы у вас возникают, поделитесь. Чем пахнет вода? Какого вода цвета? Какая вода на вкус? А если воду нагреть и заморозить? А если воду пролить? Что произойдёт, если в воду добавить сахарный песок или соль? Что произойдёт, если в воду добавить сухую заварку или речной песок? Работать будем в парах. Во время проведения опытов будем заполнять «Дневник юного исследователя» Опыт №1 - Предположите, чем пахнет вода. Вы сейчас выдвинули гипотезу, т.е. предположение. Эту гипотезу нам надо либо подтвердить, либо опровергнуть. - Поднесите колбу с водой к носу, по очереди понюхайте (как правильно это сделать?) - Обратитесь к таблице: поставьте «+» в том столбике, где находится правильный ответ.
- Какой сделаем вывод? (Вода ничем не пахнет)
Без запаха - Верно, вода (на доске) Опыт №2 - Предположи, какого вода цвета? - Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Рассмотреть воду в колбе. -И что же вы увидели? Вода белая У воды цвета нет … - Что налито в стаканах? (Показываю стаканы) В правой руке стакан с молоком, в левой- с водой - Чем отличаются эти жидкости? Жидкости разного цвета. Молоко белое, а вода… У воды цвета нет. Если дети скажут «вода белого цвета, то - Согласны, что белая и бесцветная отличаются друг от друга? - Значит, какой можно сделать вывод?
Без цвета На доске появляется:Опыт №3 - Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус? Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте. Заполните табличку.
- Сделанные вами правильные выводы говорят о вашей наблюдательности. Верно, вода не имеет вкуса, Без вкуса (на доске)Опыт №4 - Сейчас я проведу опыт, который требует большой осторожности, поэтому вы будете только наблюдать. Это – спиртовка. Я её зажгу. Пробирку с водой вставлю в штатив и буду нагревать. - Что наблюдаете? Вода, как в чайнике, кипит. Воды стало меньше. Из колбы поднимается пар. - Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное. Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное. - Я дома провела опыт, который вы тоже можете повторить. Я налила воду в формочку и поставила в морозилку. (Показать лёд) Какой сделаем вывод? Вода, если её заморозить, превращается в лёд. - Перечислите, в каких агрегатных состояниях может быть вода.
Вода пар Вода лёд «По реке плывёт кораблик…» Опыт №5 - Налейте воды в пластмассовую тарелочку. Что заметили? Вода разливается; Вода течёт… - Это свойство воды растекаться называется
Текучесть Опыт №6 - Иногда в воду попадают разные вещества. Давайте понаблюдаем, что при этом происходит. 1 колонка добавит в колбу с водой ложку сахарного песка и размешает. 2 колонка – ложку сухой заварки. 3 колонка – ложку речного песка. - Ждём результатов ваших исследований. - 1 колонка, расскажите и покажите, что у вас получилось. Сахар растворился, хотя его не видно, но есть в воде. - Какое вещество ведёт себя также как и сахар? Оно есть у каждого на кухне? (соль) - 2 колонка. Что получили вы? Заварка в воде не растворилась. Она плавает - 3 колонка. Какие наблюдения сделали вы? Речной песок не растворился в воде. Сделаем вывод, как ведёт себя вода по отношению к разным веществам? Вода - растворитель Вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ.- Давайте посмотрим на колбы всех трёх колонок и заметим ещё одну особенность, какую? В одной колбе вода прозрачная, в двух других – мутная. - Подумаем, как можно избавиться от мути? С помощью фильтра. Он задерживает грязь и вода, проходя через фильтр становится прозрачной. Опыт №7 - Давайте проверим наше предположение. Возьми воронку. Вложи в неё фильтр (промокашка). Через воронку пропусти мутную воду. - Кто готов поделиться радостным открытием? На фильтре осталась грязь; В колбе чистая вода; Фильтр помог очистить воду. Обобщение: Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые нами свойства воды. - Я надеюсь, что вы сегодня на практике убедились, что (перечислим хором) вода: без запаха без цвета. без вкуса вода→пар, вода→лёд текучая прозрачная вода-растворитель воду надо фильтровать - Согласны ли вы, что без воды не смогли бы существовать живые организмы? - Посмотрите видеофрагмент и скажите, какое значение имеет вода для живых существ. Вода доставляет в организм растворы питательных веществ и выводит из него вредные и ядовитые вещества; Растения с помощью воды поглощают питательные вещества их почвы; Испаряясь, вода охлаждает поверхность живого организма и защищает его от перегрева; Вода хорошо проводит тепло и помогает поддерживать постоянную температуру внутри тела человека и животных; Вода – это дом для некоторых живых организмов, которых не встретишь на суше. - Подходит к концу работа в экспериментальной лаборатории. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: (слайд) 1. Я сегодня больше всего узнал, используя метод…. 2.Мне понравилось работать одному, в паре, всем классом…
3.- Я ничего нового сегодня не узнал… - открыл для себя новое… - у меня много к Вам вопросов (т.е. к учителю) - Я очень рада, что наш урок оказался вам полезным, вы узнали много нового. Благодарю вас за работу. Удачи в дальнейших исследованиях! |
7