12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белозерова Ирина77
Россия, Архангельская обл., Новодвинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Открытый урок окружающего мира


По теме «Удивительное рядом»

2 класс


Цель: создать условия для определения учащимися свойств воды

Задачи урока:

1) научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;

2) развивать познавательную активность учащихся;

3) формировать исследовательские умения в практической деятельности, развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

4) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;

5)формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в группе.


Оборудование:

лабораторное оборудование: спиртовки, колбы, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, сахарный песок, чайная заварка, строительный песок, воронки, фильтры (промокашки);

Презентация к уроку;

ЦОР «Значение воды»;

Дневник юного исследователя «Свойства воды»




Слайд

Этап урока

Деятельность участников образовательного процесса

Урок ок. мира,

2 класс

I этап

Орг. момент, эмоц. настрой

- Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Меня зовут Ирина Евгеньевна. Я – учитель начальных классов и работаю в школе №3. Мои ребята знают, что я сегодня провожу у вас урок, и предают вам привет! Внимание на экран! (видеофрагмент)

Эксперимент. лаборатория


- Сегодня я и вас приглашаю в экспериментальную лабораторию. Хотите попробовать свои силы?

Эксперимент. лаборатория






Объект











Вода












Цель










Методы

IIэтап Актуализация знаний, постановка проблемы

1)- Чем занимаются учёные в лаборатории?

Изучают природные вещества;

Делают открытия;

Экспериментируют, смешивают вещества;

Доказывают свои теории…


- Прежде чем приступить к исследованию, учёные должны определить объект исследования, т.е. что они будут исследовать.

- Мы сейчас тоже определим объект исследования. Я думаю, что у вас это получится сделать без моей помощи, самостоятельно. Послушайте загадку:


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)


- И так объектом нашего исследования будет вода


2) – Очень давно, в 17 веке возникла такая наука как гидрология. За 300 лет ученые сделали немало важных и интересных открытий про воду. Много о воде уже известно.

- Зачем же мы будем исследовать воду, если учёные уже многое открыли?

Чтобы и мы для себя открытие сделали;

Чтобы подтвердить открытия;

Убедиться в правильности открытий…

- Если обобщить ваши ответы, то вы назвали цель работы в лаборатории: узнать новое о воде.


- А что вы о воде уже знаете?

Вода – это жидкость;

Воду мы наливаем в графин, чайник;

Вода бывает горячая и холодная;

В воде можно купаться, нырять…


- Учёные, для того, чтобы провести какое-нибудь исследование, выбирают методы. Я вас сейчас с ними познакомлю:

t1658744495aa.pngt1658744495ab.pngt1658744495ac.pngt1658744495ad.pngt1658744495ae.png





- Как вы думаете, что обозначают эти рисунки?

Можно узнать информацию у человека;

Воспользоваться компьютером;

Посмотреть что-то полезное по телевизору;

Рука – провести опыт;

Можно обраться к книге, какой-нибудь энциклопедии.

- Как думаете, судя по тому, что находится на ваших столах, какой метод исследования в нашей лаборатории будет основной? (метод опыта)















Опыт №1

запах








Таблица






Опыт №2

цвет



















Опыт №3

вкус




Таблица









Опыт №4

нагревание

























Опыт №5

текучесть








Опыт №6

Растворитель




































Опыт №7

Очищение через фильтр













































Значки методов










III этап

Основной





































































































Физминутка






























































































IV этап

Значение воды
















V этап

Итог, рефлексия

1)- Посмотрите на колбу, в которой находится вода. Какие вопросы у вас возникают, поделитесь.

Чем пахнет вода?

Какого вода цвета?

Какая вода на вкус?

А если воду нагреть и заморозить?

А если воду пролить?

Что произойдёт, если в воду добавить сахарный песок или соль?

Что произойдёт, если в воду добавить сухую заварку или речной песок?

Работать будем в парах. Во время проведения опытов будем заполнять «Дневник юного исследователя»

Опыт №1

- Предположите, чем пахнет вода. Вы сейчас выдвинули гипотезу, т.е. предположение. Эту гипотезу нам надо либо подтвердить, либо опровергнуть.

- Поднесите колбу с водой к носу, по очереди понюхайте (как правильно это сделать?)

- Обратитесь к таблице: поставьте «+» в том столбике, где находится правильный ответ.

Пахнет

чем-то знакомым

Пахнет

яблоком

Ничем

не пахнет




- Какой сделаем вывод? (Вода ничем не пахнет)

Без запаха

- Верно, вода (на доске)


Опыт №2

- Предположи, какого вода цвета?

- Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Рассмотреть воду в колбе.

-И что же вы увидели?

Вода белая

У воды цвета нет …

- Что налито в стаканах? (Показываю стаканы)

В правой руке стакан с молоком, в левой-

с водой

- Чем отличаются эти жидкости?

Жидкости разного цвета. Молоко белое, а вода…

У воды цвета нет.

Если дети скажут «вода белого цвета, то

- Согласны, что белая и бесцветная отличаются друг от друга?

- Значит, какой можно сделать вывод?

Без цвета

На доске появляется:


Опыт №3

- Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус? Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте. Заполните табличку.

Вкус чего-то знакомого

Вкус конфет

Никакого вкуса




- Поставьте «+» под правильным, на ваш взгляд, ответом.

- Сделанные вами правильные выводы говорят о вашей наблюдательности. Верно, вода не имеет вкуса,

Без вкуса

(на доске)


Опыт №4

- Сейчас я проведу опыт, который требует большой осторожности, поэтому вы будете только наблюдать. Это – спиртовка. Я её зажгу. Пробирку с водой вставлю в штатив и буду нагревать.


- Что наблюдаете?

Вода, как в чайнике, кипит.

Воды стало меньше.

Из колбы поднимается пар.

- Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное.

Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное.


- Я дома провела опыт, который вы тоже можете повторить. Я налила воду в формочку и поставила в морозилку. (Показать лёд) Какой сделаем вывод?

Вода, если её заморозить, превращается в лёд.


- Перечислите, в каких агрегатных состояниях может быть вода.

Вода пар

Вода t1658744495af.gifлёд




«По реке плывёт кораблик…»

Опыт №5

- Налейте воды в пластмассовую тарелочку. Что заметили?

Вода разливается;

Вода течёт…

- Это свойство воды растекаться называется

Текучесть




Опыт №6

- Иногда в воду попадают разные вещества. Давайте понаблюдаем, что при этом происходит.

1 колонка добавит в колбу с водой ложку сахарного песка и размешает.

2 колонка – ложку сухой заварки.

3 колонка – ложку речного песка.


- Ждём результатов ваших исследований.

- 1 колонка, расскажите и покажите, что у вас получилось.

Сахар растворился, хотя его не видно, но есть в воде.

- Какое вещество ведёт себя также как и сахар? Оно есть у каждого на кухне? (соль)


- 2 колонка. Что получили вы?

Заварка в воде не растворилась. Она плавает


- 3 колонка. Какие наблюдения сделали вы?

Речной песок не растворился в воде.


Сделаем вывод, как ведёт себя вода по отношению к разным веществам?

Вода - растворитель

Вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ.


- Давайте посмотрим на колбы всех трёх колонок и заметим ещё одну особенность, какую?

В одной колбе вода прозрачная, в двух других – мутная.

- Подумаем, как можно избавиться от мути?

С помощью фильтра. Он задерживает грязь и вода, проходя через фильтр становится прозрачной.



Опыт №7

- Давайте проверим наше предположение.

Возьми воронку.

Вложи в неё фильтр (промокашка).

Через воронку пропусти мутную воду.


- Кто готов поделиться радостным открытием?

На фильтре осталась грязь;

В колбе чистая вода;

Фильтр помог очистить воду.


Обобщение:

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые нами свойства воды.

- Я надеюсь, что вы сегодня на практике убедились, что (перечислим хором) вода:

без запаха

без цвета.

без вкуса

вода→пар, вода→лёд

текучая

прозрачная

вода-растворитель

воду надо фильтровать


- Согласны ли вы, что без воды не смогли бы существовать живые организмы?

- Посмотрите видеофрагмент и скажите, какое значение имеет вода для живых существ.

Вода доставляет в организм растворы питательных веществ и выводит из него вредные и ядовитые вещества;

Растения с помощью воды поглощают питательные вещества их почвы;

Испаряясь, вода охлаждает поверхность живого организма и защищает его от перегрева;

Вода хорошо проводит тепло и помогает поддерживать постоянную температуру внутри тела человека и животных;

Вода – это дом для некоторых живых организмов, которых не встретишь на суше.



- Подходит к концу работа в экспериментальной лаборатории. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

(слайд)

1. Я сегодня больше всего узнал, используя метод….


2.Мне понравилось работать одному, в паре, всем классом…

3.- Я ничего нового сегодня не узнал…

- открыл для себя новое…

- у меня много к Вам вопросов (т.е. к учителю)


- Я очень рада, что наш урок оказался вам полезным, вы узнали много нового. Благодарю вас за работу. Удачи в дальнейших исследованиях!


7


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.