Урок окружающего мира в 1 классе по теме «На что похожа наша планета?» (УМК «Школа России»)
Цели: познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру; познакомить учащихся с датой- 10 ноября «Всемирным днем науки».
Задачи:
Обучающая: строить осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; о движении планеты в пространстве;
Развивающая: развивать наблюдательность;
Воспитательная: формировать бережное отношение к нашей планете;
Планируемые результаты:
Предметные
-научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; получат первоначальные сведения о форме и движении земли;
-получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их;
-моделировать форму Земли;
-удерживать учебную задачу в ходе всего урока;
Метапредметные
познавательные:
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные:
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-вступать в диалог при работе в паре, группе;
-оценка действий партнера, умение выражать свои мысли;
регулятивные:
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-определять общую цель и пути её достижения;
Личностные
-формирование уважительного отношения к иному мнению;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
-проявлять целостное восприятие окружающего мира;
-определять личностный смысл в изученном содержании.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения), системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; работа в паре, в группе.
Межпредметные связи: Технология: модуль «Технологи ручной обработки материалом. Работа с пластилином», Математика: «Геометрические фигуры, объём тела».
Ход урока:
-Ребята, я приглашаю вас в виртуальный кабинет.
https://www.Learnis.ru/516398/
-Прочитайте, какое событие отмечается сегодня во всем мире.
-Ежегодно 10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Это мероприятие было учреждено в 1999 году на Международной научной конференции в столице Венгрии – Будапеште.
- Кому посвящено это событие?
-Каждый день мы видим вокруг себя вещи, к которым привыкли: телефон, электрочайник, автомобиль, интернет, бумага, ручка. Но мы даже не задумываемся, сколько труда и усилий было вложено, чтобы их придумать. А ведь все это появилось благодаря человеку, которому пришла необычная идея, и который успешно её реализовал. Чаще всего этот человек — учёный.
-Ученый занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
-Во всем мире День науки отмечают 10 ноября, а вот День науки в России отмечается 8 февраля. Кстати, в других странах тоже отмечается День науки: в Беларуси — в январе; в Казахстане — в апреле; в Туркмении — в июне; в Украине — в мае.
-Во многих странах, как вы поняли, в календаре есть такая замечательная дата – День науки. Почему этой дате уделяется такое большое внимание?
-Говорят: «Наука – двигатель прогресса». Благодаря научным открытиям человек полетел в космос, научился с помощью новейших технологий побеждать серьёзные болезни, изобрёл разные умные машины, которые облегчают жизнь человека.
-А какие науки вы знаете?
- В настоящее время существует много наук. Например, наука о числах – это математика, а занимаются ею – математики; наука о веществах – химия, а ученые - …химики; наука, которая изучает движение – физика, ученые…физики; наука, которая изучает живые организмы – биология, а ученые…биологи.
-Есть много других наук. Об одной из них мы сегодня поговорим более подробно.
-Что это за наука, спросим у виртуального педагога.
(кликнуть мышкой на фигурку учителя, появится ребус).
Задание 1.
-Учитель хочет, чтобы вы сами определили, о какой науке пойдет речь на уроке. Разгадайте предложенный ребус. Есть несколько вариантов ответа. Только один из них правильный.
- Запишем букву ответа в таблицу. Данные таблицы нам понадобятся в конце работы, чтобы открыть дверь виртуального класса. Ваша задача – подобрать код, который откроет дверь.
-Наука называется астрономия. А ученые, которые ей занимаются, называются астрономами.
-Что вы знаете о науке астрономии? Чем занимаются ученые-астрономы?
-Каждый из вас сегодня будет астрономом, проведет научные исследования. А в чем будет заключаться ваша задача, узнаете из учебника. Откройте страницу 48. Прочитайте учебную задачу.
-Сегодня вы узнаете, какую форму имеет наша планета и как она движется. Будете учиться выдвигать предположения и доказывать их.
-Итак, начнем исследование. Что помогает нам получать сведения об окружающем мире? Какие источники информации?
-Давайте вернемся снова в виртуальный класс и обратимся к компьютеру.
(кликнуть на экран компьютера, он затребует пароль. Паролем является дата Всемирного дня знаний – 1011. После ввода пароля появится учебное задание).
Задание 2.
-Прежде чем вы будете выполнять задание, просмотрите учебное видео.(0.17-1.14)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4013/start/154631/
-Дайте ответ на вопрос: Какая же все-таки Земля. Ответить на вопрос поможет учебник, стр. 48.
-Рассмотрите изображения № 1 и № 2. Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное. Рисунки № 3 и № 4 подскажут доказательства верного предположения. Обсудите данное задание в парах.
-Расскажите, к какому выводу вы пришли? Какая же все-таки Земля?
-Ребята, я немного дополню ваши ответы. Однажды португальский учёный Магеллан снарядил 5 кораблей, которые должны были двигаться постоянно в одном и том же направлении. Плавание длилось почти 3 года, и было очень тяжёлым. Назад удалось вернуться только одному кораблю. Обойдя вокруг Земли, экспедиция Магеллана подтвердила, что Земля — шар.
Позже получили много других доказательств того, что Земля шарообразная. Особенно убедительны фотографии, сделанные космонавтами. Когда космонавты смотрят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром голубого цвета.
-Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Внесем в таблицу вторую букву кода.
-Выполняя предыдущее задание, вы доказали, что Земля имеет форму шара. Зная это, учёные давно создали модель Земли — глобус. Подойдите ко мне, рассмотрим глобус. (Организуется двигательная активность учащихся).
-Какого цвета больше всего на глобусе? Что обозначают синим цветом?
-Зелёным, жёлтым и коричневым цветом показана суша. Это леса, поля и горы.
-Хотите попробовать слепить модель Земли? Давайте опробуем. (Смотрят короткое видео на платформе Учи.у)
https://uchi.ru/teachers/groups/12355197/subjects/6/course_programs/1/cards/103594
-Замечательные модели Земли у вас получились.
-Возвращаемся в виртуальный класс и ищем следующее задание.
Задание 3.
-Обратимся снова к модели Земли – к глобусу. На нем видно, что поверхность Земли состоит из материков и океанов. Материки — огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
-Какие материки вы знаете?
-Давайте включим демонстрационный экран.
(кликнуть на кнопку проектора)
-В расположении материков допущена ошибка. Давайте попробуем ее найти.
(в случае затруднения обращаются к глобусу).
-Открылось следующее задание. Ответьте на вопрос: Почему люди не падают с земли, раз она имеет форму шара?
-Давайте проведем эксперимент: попробуем разместить фигурку человечка на глобусе. Может она удержаться?
-А если мы подбросим вверх мячик или другой какой-либо предмет, что с ним произойдет? Верно, он падает на землю.
-Посовещайтесь в группах по 4 человека, и сделайте предположение: Почему же люди не падают с поверхности Земли.
(выслушиваются рассуждения детей)
-Существует закон земного притяжения. Его открыл ученый Ньютон. Всё то, что находится вокруг земли, притянется к ней. Благодаря этому притяжению Земля и удерживает на себе растения, птиц и людей. Но чем дальше от Земли, тем эта сила (гравитация) слабее.
Давайте проведем небольшой эксперимент. Для этого потребуются: картон, стакан, вода. Стакан наполняем водой до самых краев, накрываем картоном так, чтобы внутрь не попал воздух. Затем медленно перевернем стакан.
-Что же произошло?
-Верно, картон и вода остались на месте. Дело в том, что внутри емкости совершенно нет воздуха. Картон и вода не способны преодолеть давление воздуха снаружи. Именно по этой причине они остаются на своих местах. Вот так и к земле притягиваются все предметы окружающего мира.
-Молодцы, ребята! Получена еще одна буква секретного кода. Двигаемся дальше.
-В виртуальном классе стало душно, пора проветрить помещение и немного отдохнуть.
(физминутка)
- Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).
Побежим ребята дружно -
Разминаться всем нам нужно.
-Из окна прилетела бумажка. Проверим, что там.
(кликнуть на принесенную ветром бумажку).
Задание 4.
-Ответьте на вопрос: Земля неподвижна или она движется? Рассмотрите две схемы. (Карточка). Какая из них правильная. Выскажите свои предположения. Обсудите вопрос в парах.
-Давайте проверим ваши предположения. (3.53- 5.06)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4013/main/154635/
-Мы получили еще одну букву кода. Внесем ее в таблицу. Осталось одно последнее задание. Но где оно? Даю подсказку: что занимает большую часть поверхности земли? Где же спрятано последнее задание?
(поднять крышку аквариума, удочкой достать ключ и открыть тумбочку. В ней находится последнее задание).
Задание 5.
-Давайте вспомним, что было на уроке. Выполним задания на платформе Учи.ру. (задание может быть выполнено фронтально или индивидуально, в зависимости от способностей класса).
https://uchi.ru/teachers/groups/12355197/subjects/6/course_programs/1/cards/103594
-Если на все вопросы дали верные ответы, выберите зеленый смайлик. Если была допущена 1 ошибка - желтый. Если допущено 2 ошибки – красный.
-Поднимите руки те, у кого зеленый смайлик. Вы помогли получить нам последнюю цифру секретного кода. Занесем ее в таблицу. Остальным не стоит отчаиваться, пройдите карточку от учителя на Учи.ру, и вы еще раз закрепите весь пройденный материал.
-Молодцы, ребята. Вы разгадали несколько загадок науки астрономии и смогли подобрать секретный шифр. Посмотрим, куда нас приведет эта дверь.
(код: БВААБА)
-Для вас, ребята, открылась дверь в науку. Может, это будет наука астрономия, может, физика, а может быть биология или какая-нибудь другая наука. Но для того, чтобы развивать науки, необходимо, чтобы вы все хорошо учились и получали высшие оценки в школе.
Наука не стоит на месте, она стремительно движется вперёд. Возможно, кто-то из вас поможет нашей стране в этом движении! Успехов вам!
-В завершении урока предлагаю посмотреть короткий ролик об известных людях России, в том числе наших ученых, прославившихся на весь мир.
https://www.youtube.com/watch?v=VK4jkuodDTA
Источники:
Учебник окружающего мира, автор – Плешаков А.А., часть 1. (УМК «Школа Росии»)
https://videouroki.net/blog/vidieourok-dien-rossiiskoi-nauki-viktorina.html
https://www.art-talant.org/publikacii/42477-v-mire-nauki
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/02/16/tematicheskiy-dosug-shkola-yunykh-kosmonavtov
https://fb.ru/article/228534/zemnoe-prityajenie-pochemu-lyudi-ne-padayut-s-poverhnosti-zemli
Я класс
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4013/start/154631/
Учи.ру
https://uchi.ru/teachers/groups/12355197/subjects/6/course_programs/1/cards/103594
Платформа learnis
https://www.learnis.ru/513029/
Генератор ребусов
http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Картинки:
https://img-fotki.yandex.ru/get/25541/200418627.144/0_167435_c2279b58_orig.png
https://i.pinimg.com/originals/ac/25/73/ac2573c2690903d42a496bb10269130b.png
http://vatt-kkk.ucoz.net/Novosti/2021/mart/25/risunok2-1024x776.png
Ильина Оксана Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Фокина Лидия Петровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Колышкина Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лещёва Светлана Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна