Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Карта России». Практическая работа по теме «Чтение географической карты»
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Карта России».
Практическая работа по теме «Чтение географической карты».
Подготовила: учитель начальных классов
Голубкова Ольга Сергеевна
ФИО учителя | Голубкова Ольга Сергеевна |
Предмет | окружающий мир |
Класс | 4 |
УМК | Планета знаний |
Тип урока | урок открытия нового знания, урок - практическая работа |
Тема урока | «Карта России». Практическая работа по теме «Чтение географической карты». |
Цель урока | Образовательные: Повторить и обобщить знания о картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира. Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и фронтальной работе. Формировать УУД: - Личностные: Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Технологии | проблемно-диалогическая, технология оценивания, информационно-коммуникативные технологии, технология здоровьесбережения |
Формы организации учебного пространства | Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная работа, практическая деятельность. |
Планируемые результаты | Предметные: Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты. Личностные: Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. Метапредметные: Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное. |
Оборудование | Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, физическая карта Евразии, контурные карты у уч-ся. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | «Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной. В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной. Он знает мир не понаслышке – вдоль и поперек его прошел. О том, что видел - пишет в книжках, что где услышал, что нашел. Без путешествий он не может - ведь мир прекрасный так велик! О ком же речь? Скажите сами. Ведь это_____________ - Кто такой путешественник? - Где мы с вами уже побывали на прошлых уроках? | Дети включаются в работу на уроке путешественник дети называют материки, которые уже изучали на уроках | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3 мин) Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | - Повторим изученный материал, используя презентацию на тему «Антарктида, Австралия, Евразия» | дети на листках пишут только ответ на вопрос | Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: уметь планировать последовательность деятельности, уметь ориентироваться в своей системе знаний. Личностные УУД: осуществляют самооценку; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы |
3.Постановка учебной задачи (2 мин) Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания, планирование работы | - Послушайте описание материка.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах. - На какой же материк мы сегодня отправимся? - Посмотрите на карту полушарий. Покажите, где находится Евразия. - А скажите, какая страна нам очень знакомая находится на материке Евразия? Ребята, послушайте загадку: Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть пахать – нельзя. Что это? - Значит, чтобы путешествовать по стране, что еще нужно взять путешественнику с собой? - Какие мы уже знаем виды карт? - Какая будет же тема нашего урока? - Какую цель поставим себе на урок? - Что мы можем узнать по карте о нашей стране? | Евразия Россия Карта полушарий карта России узнать местоположение объектов России | Познавательные УУД: обучение самостоятельному выделению и формулированию познавательной личностно-значимой цели Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осуществляют самооценку; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы |
4. Построение проекта выхода из затруднения (13 мин) Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с географическими объектами России | - Сегодня на уроке мы будем работать на контурных картах. Работать будете в парах. Поэтому я вас и посадила так, чтобы вы помогали друг другу. - Открываем учебник на с. 123, тетрадь на с. 48-49. - Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать карту. Читать – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. Параллельно этой работе на экране появляются изображения некоторых объектов. | Далее учащиеся работают по заданиям учебника. Сначала находим объект на карте в учебнике, затем показываем на карте на доске. Затем обозначаем на контурной карте. Сильный ученик помогает в паре слабому. смотрят слайды презентации | Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из разных источников, построение речевых высказываний, использование письменной и устной речи на уровне соответствующем поставленной цели Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: уметь планировать последовательность деятельности. |
5.Физкультминутка (2 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Подвижная физкультминутка | | Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении |
6.Первичное закрепление во внешней речи (4 мин) Цель: организовать проговаривание названия географических объектов, показ их на карте | - Покажите, пожалуйста, на карте: Восточно-Европейскую равнину Западно-Сибирскую равнину Среднесибирское плоскогорье Уральские горы Кавказские горы Оз. Байкал Северно-Ледовитый океан Баренцево море Море Лаптевых Черное море Охотское море | уч-ся по желанию демонстрируют объекты на карте у доски, остальные проверяют | Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, умение корректировать выполнение задания. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5 мин) Цель: организовать выполнение самостоятельной работы, организовать взаимопроверку учащимися работ | Уч-ся два последних задания из учебника выполняют самостоятельно, проверяют в парах | работа в тетради взаимопроверка | Познавательные УУД: применение полученных знаний в решении задач Личностные УУД: уметь применять полученные знания при решении задач |
8. Включение в систему знаний и повторение (5 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Тетрадь с. 50 | работа в тетради | Регулятивные УУД: анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя. Познавательные УУД: применение полученных знаний в решении задач Коммуникативные УУД: уметь аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин) Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности. | - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ее? - Оцените свою работу на уроке (у уч-ся карточки со словами: знал, узнал, научился) - Что вам уже было знакомо по теме урока? - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились на уроке? | Ответы детей | Личностные УУД: личностный рост, личные достижения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обучающиеся контролируют свою деятельность, адекватно принимают оценку взрослого и сверстников. |
Домашнее задание (2 мин) Цель: дать учащимся право выбора оптимального для них домашнего задания | Учебник с. 126-128 пересказ Творческое задание: подготовить сообщение о любом географическом объекте, изученном на уроке. | Запись в дневнике | Личностные УУД: принятие уровня домашнего задания |