Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Карта России». Практическая работа по теме «Чтение географической карты»

0
0
Материал опубликован 22 January 2022 в группе

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Карта России».

Практическая работа по теме «Чтение географической карты».


Подготовила: учитель начальных классов

Голубкова Ольга Сергеевна


ФИО учителя

Голубкова Ольга Сергеевна

Предмет

окружающий мир

Класс

4

УМК

Планета знаний

Тип урока

урок  открытия нового  знания, урок - практическая работа

Тема урока

«Карта России». Практическая работа по теме «Чтение географической карты».

Цель урока

Образовательные: Повторить и обобщить знания о картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Технологии

проблемно-диалогическая, технология оценивания, информационно-коммуникативные технологии, технология здоровьесбережения

Формы организации учебного пространства

Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная работа, практическая деятельность.

Планируемые результаты

 Предметные: Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты.

Личностные: Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны.

Метапредметные: Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное.

Оборудование

Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, физическая карта Евразии, контурные карты у уч-ся.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.


«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.

В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.

Он знает мир не понаслышке – вдоль и поперек его прошел.

О том, что видел - пишет в книжках, что где услышал, что нашел.

Без путешествий он не может - ведь мир прекрасный так велик!

О ком же речь? Скажите сами.

Ведь это_____________


- Кто такой путешественник?

- Где мы с вами уже побывали на прошлых уроках?

Дети включаются в работу на уроке









путешественник



дети называют материки, которые уже изучали на уроках

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

(3 мин)

Цель:

активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.


- Повторим изученный материал, используя презентацию на тему «Антарктида, Австралия, Евразия»




дети на листках пишут только ответ на вопрос

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других,

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: уметь планировать последовательность деятельности, уметь

ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

осуществляют самооценку;

расширяют познавательный интерес, учебные мотивы

3.Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания,

планирование работы

- Послушайте описание материка.

Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

- На какой же материк мы сегодня отправимся?

- Посмотрите на карту полушарий. Покажите, где находится Евразия.

- А скажите, какая страна нам очень знакомая находится на материке Евразия?

Ребята, послушайте загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

дороги есть – ехать нельзя,

земля есть пахать – нельзя.

Что это?


- Значит, чтобы путешествовать по стране, что еще нужно взять путешественнику с собой?

- Какие мы уже знаем виды карт?

- Какая будет же тема нашего урока?

- Какую цель поставим себе на урок?

- Что мы можем узнать по карте о нашей стране?















Евразия




Россия







Карта






полушарий

карта России

узнать местоположение объектов России

Познавательные УУД: обучение самостоятельному выделению и формулированию познавательной личностно-значимой цели

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

Личностные УУД:

осуществляют самооценку;

расширяют познавательный интерес, учебные мотивы


4. Построение проекта выхода из затруднения (13 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с географическими объектами России


- Сегодня на уроке мы будем работать на контурных картах. Работать будете в парах. Поэтому я вас и посадила так, чтобы вы помогали друг другу.

- Открываем учебник на с. 123, тетрадь на с. 48-49.


- Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться читать карту. Читать – это не значит читать только надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.





Параллельно этой работе на экране появляются изображения некоторых объектов.








Далее учащиеся работают по заданиям учебника. Сначала находим объект на карте в учебнике, затем показываем на карте на доске. Затем обозначаем на контурной карте. Сильный ученик помогает в паре слабому.


смотрят слайды презентации

Познавательные УУД:

уметь извлекать информацию из разных источников,

построение речевых высказываний, использование письменной и устной речи на уровне соответствующем поставленной цели

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

уметь планировать последовательность деятельности.

5.Физкультминутка  (2 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации


Подвижная физкультминутка 


Регулятивные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении

6.Первичное закрепление во внешней речи

(4 мин)

Цель:

организовать проговаривание названия географических объектов, показ их на карте


- Покажите, пожалуйста, на карте:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Среднесибирское плоскогорье

Уральские горы

Кавказские горы

Оз. Байкал

Северно-Ледовитый океан

Баренцево море

Море Лаптевых

Черное море

Охотское море


уч-ся по желанию демонстрируют объекты на карте у доски, остальные проверяют

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи, умение корректировать выполнение задания.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

(5 мин)

Цель: организовать выполнение самостоятельной работы, организовать взаимопроверку учащимися работ

Уч-ся два последних задания из учебника выполняют самостоятельно, проверяют в парах

работа в тетради

взаимопроверка

Познавательные УУД:

применение полученных знаний в решении задач

Личностные УУД: уметь применять полученные знания при решении задач


8. Включение в систему знаний и повторение

(5 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


Тетрадь с. 50

работа в тетради

Регулятивные УУД:

анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний в решении задач

Коммуникативные УУД:

уметь аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний.

9. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ее?


- Оцените свою работу на уроке

(у уч-ся карточки со словами: знал, узнал, научился)

- Что вам уже было знакомо по теме урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?


Ответы детей

Личностные УУД:

личностный рост, личные достижения,  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи, обучающиеся контролируют свою деятельность, адекватно принимают оценку взрослого и сверстников.

Домашнее задание

(2 мин)

Цель: дать учащимся право выбора оптимального для них домашнего задания

Учебник с. 126-128 пересказ

Творческое задание: подготовить сообщение о любом географическом объекте, изученном на уроке.

Запись в дневнике

Личностные УУД: принятие уровня домашнего задания



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.