12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рогова Мария Николаевна21




Технологическая карта урока окружающего мира в 4 «А» классе по теме «Леса России»

Цели урока:

-организовать деятельность обучающихся по изучению лесной зоны;

-создать условия для формирования умения определять географическое положение зоны лесов на карте; частей зоны лесов ( тайга, смешанный и широколиственный леса), растительный и животный мир зоны лесов; способствовать развитию навыка работы с учебной литературой;

- содействовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: познакомятся с зоной лесов, с растительным и животным миром лесов; научатся находить и показывать на физической карте России изучаемый географический объект- лесную зону; описывать характерные особенности частей зоны лесов, описывать природную зону по плану.

Метапредметные (УУД):

познавательные: умение извлекать информацию, описывать, классифицировать природные объекты;

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения;

коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности

Тип урока: урок открытия нового знания

Образовательные ресурсы:

1. Окружающий мир. Предметная линия учебников «Перспектива». Рабочие программы 1-4 классы. Плешаков А.А.., Новицкая М.Ю. М.: Просвещение,2013.

2.Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Часть1(А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»- 3-е изд.-М.:Просвещение,2013-143 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива)

3.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс, в 2-х частях, часть 1.

4.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/а.а.плешаков.-12-е издание-М.:Просвещение.2011.-222с.

5. Карта природных зон России

-Раздаточный материал:

-Лист самооценки;

-Контурная карта природных зон России;

-Карточки -задания

Технические средства:

-Мультимедийная презентация

- ноутбук

-интерактивная доска

-проектор

-документ-камера

Место проведения: учебный кабинет

Сценарий урока

Этапы

урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности обучающихся


I.Мотивация к учебной деятельности




сти






1. Совместная деятельность

Проверим готовность к уроку…

2. Психофизическая тренировка

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы добры и приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и точно знаю, что всё у нас получится!


Проверяет готовность к уроку, приветствует обучающихся

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют уровень самоготовности (настроен лия слушать учителя,

воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой,

принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация

знаний


1.Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в экспедицию по нашей стране. Но для этого нам нужно проверить вашу готовность. Проведём графический диктант. его вы будете выполнять на карточках. которые лежат у вас на парте. Я буду читать утверждение .Если вы согласны с ним, ставьте «+», не согласны- «-».

Индивидуальная работа .Графический диктант « Тундра»

Если согласны с ответом, ставьте «+», не согласны- «-».

1)Зона тундры расположена южнее арктической зоны;

2) Зима и лето в тундре одинаковы по продолжительности;

3) Лето в тундре короткое и прохладное.

4 ) Многолетняя мерзлота –это твёрдый, промёрзший, оттаивающий на лето слой земли

5) В тундре растут деревья, травы, кустарники, ягоды и грибы

6) В тундре много болот, потому что Многолетняя мерзлота под тонким слоем почвы не пропускает талые воды на глубину .

7) Птицы тундры имеют длинные и густые перья, спасающие их от холода.

8) В тундре нет коренного населения.

9) Основное занятие населения тундры- оленеводство.

3.Самопроверка с самооценкой в листе самооценки. Использование ИКТ

Приступаем к самопроверке. У вас на партах лежат листы самооценки, в которых вы будете выставлять себе оценки за работу на уроке. И первую оценку вы сейчас поставите себе сами за выполнение графического диктанта. Я думаю, что плохих оценок не будет. Ключ для проверки –на экране. слайд 1






Проверяет домашнее задание в форме самопроверки с помощью эталона

Проверяют работу, производят самооценку в листе самооценки

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой


III. Самоопределение

к деятельности













1.Коллективная работа. Формулировка темы урока, его целей .Использование ИКТ

Ребята, когда я готовилась к нашей экспедиции ,мне случайно попалось стихотворение С. Погореловского. В этом стихотворении спрятаны тема и цель экспедиции

Здравствуй, лес, дремучий лес,

 Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

-Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? 

Правильно ,наша экспедиция отправляется в лес .Слайд 2  

Определим цель нашей экспедиции. Слайд 3

Итак, мы отправляемся в экспедицию.




Задаёт вопросы,

комментирует ответы,

предлагает сформулировать цель урока

Обсуждают тему урока, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

Принимать и сохранять учебную задачу.

Анализировать,

делать выводы

IV.Открытие нового

знания














Использование аудиозаписи ( Звучит песня Ады Якушевой «Я приглашаю вас в леса»)

1.Коллективная работа. Фронтальная беседа

-Что такое лес?

-какие виды деревьев вы знаете?

-Какие хвойные деревья вы знаете?

-какие лиственные деревья вы знаете?

Работа с картой

-Найдите на карте России зону лесов. Почему зона лесов обозначена разными цветами? Ответить на этот вопрос вам поможет легенда карты.

Словарная работа. Давайте вспомним, что такое легенда карты. (условные знаки)

2.Работа в парах

Поработаем в парах. У вас на столах лежит контурная карта. обозначьте зону лесов ,пользуясь картой в учебнике на с.74.

Проверим вашу работу ( проверка через документ-камеру) .Оцените себя в листах самооценки

Учитель делает вывод:

(показывает на карте )

Работая с контурной картой, вы заметили, что, самая большая территория лесной зоны – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом; южнее тайги расположены смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее; и еще южнее раскинулись широколиственные леса, зеленый цвет здесь ещё светлее. Теперь мы знаем, куда направляется наша экспедиция.

Давайте узнаем об особенностях этой зоны. Для этого наша экспедиция разделится на 3 группы.

Группы, займите свои места и выберите командира. Командиры, получите задания. У вас в конвертах вопросы –задания, изображения растений и животных. Ответы на вопросы вы найдёте, пользуясь учебником, картой, атласом-определителем. Решите, кто из вашей группы будет отвечать и кто будет демонстрировать изображения растений и животных, характерных для вашей зоны.

Приступаем к работе.

Звучит фоновая музыка

Самостоятельная работа в группах


1.Задаёт вопросы,

комментирует

ответы



2.Организует работу по учебнику, атласу-определителю,

карте,наблюдает за работой. Задаёт вопросы,

комментирует и корректирует

ответы

3.организует работу в парах, при необходимости оказывает помощь

Применяют знания на новом учебном материале.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме урока

Осуществлять анализ объектов. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату.

Формулировать своё мнение и позицию. Строить монологические высказывания.

Извлекать информацию из различных источников.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

V.Физкультминутка









Коллективная работа -физкультминутка

Наступило время отдыха. Мы на привале

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И лучи детей согрели.

Ветер тихо клён качает.

Вправо, влево наклоняет.

Раз- наклон и два- наклон,

Зашумел листвою клён.

показывает упражнения

Выполняют действия вместе с учителем

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

VI.

VI. Первичное закрепление


1.Коллективная работа. Фронтальная беседа .Работа с картой

Работа с картой

-Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Определите по легенде карты, что это? 

Словарная работа – лесотундра

-Из каких двух слов состоит это слово?

Вывод-обобщение (делает учитель)

Мы с вами уже заметили, что к югу от тундры природные условия становятся мягче, и появляются карликовые деревья, а лесотундра постепенно переходит в тайгу. Это уже зона лесов.

О своих исследованиях лесной зоны расскажут члены экспедиции.

2.Отчёт групп

Об особенностях тайги расскажут члены экспедиции из 1-й группы.

Давайте проверим ,правильно ли вы определили растения тайги.

(ответы одной пары) слайд 4

Что растет в смешан­ных и широколиственных лесах, выяснила  вторая группа

проверим ,правильно ли вы определили растения смешан­ных и широколиственных лесов

(ответы одной пары) слайд 5

– Продолжаем наше путешествие по зоне лесов. Слушаем рассказ учащихся из 3-й группы

проверим ,правильно ли вы определили животных лесной зоны

(ответы одной пары) слайд 6

Наша экспедиция подошла к концу. Занимаем свои рабочие места. Давайте сделаем вывод

3.Коллективная работа. Фронтальная беседа

-Какие леса образуют лесную зону?

- Назовите характерные для тайги деревья. 

- Назовите характерные для смешанного леса деревья. 

- Назовите характерные для широколиственного леса деревья

4. Индивидуальная самостоятельная работа

А теперь проверим, как каждый член вашей группы поработал в экспедиции. Откройте рабочие тетради на с. 50. Задание 2. Ученик вслух читает задание к упражнению, ученики отвечают на вопросы учителя, объясняя, как будут выполнять упражнение


Работа в рабочих тетрадях №2 –с.50

5. Самопроверка с использованием ИКТ

Приступаем к самопроверке .Проверьте правильность выполнения упражнения по эталону на экране

Учитель берёт тетрадь ученика, показывает как эталон выполнения через документ -камеру

- Какие деревья вы отнесли к зоне тайги?

-Какие деревья относятся к широколиственным лесам?

Поставьте отметку в листе самооценки

6. Индивидуальная творческая работа

Приступаем к творческой работе – задание на с.51 рабочей тетради

Придумайте и нарисуйте схемы, показывающие различия тайги, смешанного и широколиственного лесов.

7.Демонстрация 1 работы через документ -камеру

-Объясни свои схемы.

Организует отчёт групп по теме урока, слушает ответы, при необходимости помогает наводящими вопросами

















Организует работу

в рабочих тетрадях

Обобщают выполненную по инструкции работу

(карточки-задания)





















Выполняют задания в рабочих тетрадях

Воспринимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить

понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.











Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

VIII. Подведение итогов урока

1. Коллективная работа

Вы меня убедили, что наша экспедиция прошла успешно.

В заключение урока я предлагаю игру «Оживи животное» слайды 10-15

2 . Коллективная работа. Фронтальная беседа

-Какова была цель урока?

-Какие знания мы открыли?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

Организует беседу по теме урока


Организует работу с гербарием

Оформляют знания, полученные на уроке. В виде устных заданий

Строить монологические высказывания.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону


IX.Рефлексия




1. Коллективная работа. Фронтальная беседа

-Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем надо ещё поработать?

-Как вы оцениваете свою работу?


2.Выставление отметок с комментарием

Ученики, которые работали у доски, получают «5», так как их ответы были полными и содержательными. Остальные получат отметки после проверки мною листов самооценки


Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы.

Комментирует ответы, выставляет отметки, собирает листы самооценки


Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат. О трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

X. Домашнее задание



Прочитать текст учебника « В мире лесов», ответить на вопросы, с.89


Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения задания. даёт комментарии

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать учебную задачу, планировать её выполнение




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.