12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дроздова Елена Анатольевна5841
Россия, Тульская обл., г. Суворов

Тема урока: «Мой родной край».

Класс: 4

Предмет: окружающий мир

Цель урока: создание благоприятных условий для воспитания у обучающихся чувства гордости и патриотизма к родному краю, как части большой страны.

Задачи: заинтересовать учащихся изучением истории, природы и жизни людей Тульского края; расширять кругозор, развивать память, внимание, мышление и речь школьников; воспитывать чувства бережного отношения к окружающему миру, патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение.

Познавательные: умение структурировать знания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предложение.

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями одноклассников.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, гаджеты, кроссворды для индивидуальной работы, Красная книга Тульской области, картинки с изображением животных, иллюстрации с изображениями природы Тульской области для рефлексии, бумажные лайки.

Ход урока

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь в парах друг к другу, улыбнитесь и пожелайте своему соседу успешной работы и новых открытий на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я предлагаю вам игру «Угадай-ка».

О ком или о чём пойдёт речь?

1. Мастер, подковавший стальную блоху? Левша

2. Самый известный вид русских пряников. Тульский пряник

3. Известный русский писатель и мыслитель, автор изученных нами произведений «Лев и собачка», «Котёнок», «Косточка» и др. Лев Николаевич Толстой

4. Русский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново.  Филимоновская игрушка

5. Юный партизан-разведчик во время Великой Отечественной войны, в честь которого назван самый маленький город России. Александр Чекалин

6. Этот уникальный природный заповедник, центром которого является село Крапивна, основан на месте бывшей Засечной черты.  «Тульские засеки»

7.  В России родиной этого металлического сосуда для кипячения воды и приготовления чая считают Тулу. самовар

8. Русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия, автор трёхлинейной винтовки. Мосин Сергей Иванович

9. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Поленова в Заокском районе Тульской области. «Поленово»

10. Первый русский учёный-агроном, писатель-мемуарист, ботаник и лесовод, уроженец Дворянинова Алексинского уезда. Болотов Андрей Тимофеевич

11. Каменная крепость в центре Тулы, памятник архитектуры XVI века. Тульский кремль

- Что объединяет всех этих известных людей и данные объекты? (Это достопримечательности Тульского края и люди, прославившие его.)

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Определите его тему и цель.

(Тема урока: «Мой родной край», цель: знакомство с природой, достопримечательностями региона, жизнью и творчеством людей, внесших неоценимый вклад в развитие Тульской области.)

3. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Чаю в чашки наливай!

К самовару подставляй,

Открывай скорее краник.

К чаю будет тульский... (пряник)

- Выполнив задания математической разминки, основанной на реальных фактах о тульском прянике, вы назовёте год образования Тульской области.

1. Переведите вес тульского пряника в виде Вифлеемской звезды в 1110 кг в тонны, центнеры и килограммы. (1110 кг = 1 т 1 ц 10 кг)

2. В музее хранится большое резное деревянное блюдо, на котором в августе 1885 года подносили князю Владимиру пряник весом 1 пуд 21 фунт. Чему равен вес пряника в граммах?

1 пуд = 16 кг

1 фунт = 409 г

16000 + 21 * 409 = 24589 г 

3. В течение года на фабрике кондитера М.Г. Белолипецкого было употреблено: сахару-песку – 1000 пудов, муки – 2000 пудов, миндаля – 100 пудов, мёду – 200 пудов, подсолнечного масла – 50 пудов. Сколько килограммов ингредиентов было использовано за год? 

1 пуд = 16 кг

(1000 + 2000 + 100 + 200 + 50) * 16 = 53600 кг

4. Первое упоминание о тульском прянике содержится в писцовой книге по городу Туле за 1685 год. Какой это век?      17 век

Возьмите цифру, обозначающую кол-во тонн из первого задания,              1

цифру самого большого числа в записи ответа второго задания                   9

цифру, обозначающую единицы тысяч ответа третьего задания,                   3

вторую цифру в записи века                                                                              7                                                                                                 

и вы получите год образования Тульской области

Год образования Тульской области – 1937.  (26 сентября 1937 года)

Её площадь составляет 25 679 км², а население по данным 2020 года - 1 466 025 чел., из них 34 648 человек в Суворовском районе.

- Сколько населённых пунктов входит в состав Тульской области?

В её состав входят 19 городов и 11 посёлков городского типа.

image-20200216195553-24.png

- Внимательно исследуйте физическую карту России, определите географическое положение Тульского края.

Тульская область располагается на Среднерусской возвышенности. Это волнистая равнина, пересеченная долинами рек и оврагами. Крупнейшие реки - Ока и Дон. Тульская область граничит на севере и северо-востоке с Московской областью, на востоке – с Рязанской, на юго-востоке и юге – с Липецкой, на юге и юго-западе – с Орловской, на западе и северо-западе – с Калужской областями.

image-20200216195627-25.png

-  С опорой на карту природных зон России назовите зоны, характерные для нашего края?

image-20200216195646-26.png

- На территории Тульской области выделяют следующие природные зоны: лесостепь, широколиственные и хвойные леса.

- Большую часть территории нашего края занимают широколиственные и хвойные леса, недаром гордостью Тульской области является единственный в своём роде природный заповедник «Тульские засеки». 

- Вспомним природное сообщество лес. Какие основные ярусы, или этажи выделяют в этом сообществе? (Деревья, кустарники, травы)

- Заполните таблицу, вписав в неё известные вам растения Тульского края. 

1 ряд – деревья;

2 ряд – кустарники;

3 ряд – травянистые растения.

Деревья

Кустарники

Травянистые растения







Во время выполнения данного вида работы 4 ученика работают в парах.

- Разгадав кроссворд, вы не только узнаете о животных, населяющих наш край, но и сможете отгадать название следующего этапа нашего урока.

Кроссворд для индивидуальной работы:

image-20200216194504-14.png

1. Ну а этот ловкий зверь 

Ловит рыбу без сетей,

Портит у бобров плотины

И катается с кручины.

(выдра)

2. Он ходит в рыжей шубке,

Как пилка, остры зубки.

Прожорливый зверек –

Гроза мышей – …

(хорёк)

3. Встал он столбиком у норки,
Смотрит вдаль и что- то мыслит,
Если рядом будут волки
Или коршун, громко свистнув,
В норку юркнет быстро.
(суслик)

4. Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый …

(стриж)

5. Плоский хвост его веслом,

Изо рта резцы торчком,

Он плотины строить скор,

А зовут его - ...

(бобёр)

6. Знает небо, знают ветер,

Скалы и речной лиман,

Что быстрее всех на свете

Птица гордая …

(сапсан)

7. Есть у курицы хохлатки

Дикий родич - ...

(куропатка)

8. Хищный маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк.

Белочка в дупле боится,

Что её найдет…

(куница)

9. Тихо всё вокруг ни звука.

Вон летит спокойно муха.

Вдруг «ожил» листок травы,

Кто там спрятался, скажи?

(богомол)

10. Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.

(белка)

11. Поёт лишь по ночам и в срок
За печкой старенькой …

(сверчок)

12. Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди... 

(кабан)

13. Любит побеги,

С берёзы серёжки,

Прыгает в снег,

С сука на опушке,

На ночь зарывается,

Как птица называется?

(тетерев)

14. Очень быстрый чёрный жук –

Лапки вместо ног и рук.

На головке – клещи, жуть:

Червяку не увильнуть.

Жук – охотник-молодец,

Он с вредителем борец.

Как зовут? Я подскажу:

Есть в названии "Жу-жу".

(жужелица)

15. Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...

(лису)

16. Я горбатый чудо-зверь.
Не верблюд,  ты мне поверь.
Есть огромные рога,
Нос с горбинкой неспроста.

(лось)

17. В небе кружит ночью длинной

Самый крупный, самый сильный

Из большой семьи совиной

Крючконосый хищный

(филин)

18. Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… 
(волк)

19. Дом - глубокая нора,

Ночь - рабочая пора,

Корм - лягушка, черный жук,

Там в лесу живет...

(барсук)

20. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

21. Он на ящерку похожий,

Только с голой, влажной кожей.

Он весной в воде живёт,

Летом же- наоборот,

Прячется на берегу.

Целый день он: ни гу-гу.

Ну а ночью на охоту

Он идёт, как на работу.

Этот маленький дракон

Называется… 

(тритон)

Проверка самостоятельной работы по рядам

Деревья

Кустарники

Травы

дуб

бересклет

дикая редька

берёза

крушина

осот полевой

осина

можжевельник

ромашка луговая

клён

волчье лыко

василёк

тополь

жимолость

адонис

ольха

лещина

ирис сибирский

рябина

шиповник

марья белая

ель

ирга

багульник

сосна


купальница европейская

вяз


шалфей клейкий

липа


полынь

ясень


бодяк

лиственница


гвоздика

ива


череда



рогоз



колокольчик

- Какие из перечисленных вами растений занесены в Красную книгу Тульской области?

Для поиска нужной информации воспользуйтесь официальным изданием «Красная книга Тульской области: растения и грибы», которая впервые была издана в 2010 году и содержит сведения о состоянии, распространении и необходимых мерах охраны 292 объектов растительного мира, в том числе 165 видов сосудистых растений, 44 - моховидных, 25 - лишайников и 58 видов грибов.

- Полынь армянская, широколистная, шелковистая, василёк русский, бодяк, серый, венгерский, ольха серая, гвоздика борбаша, пышная, купальница европейская, можжевельник обыкновенный, тополь чёрный, ива сибирская, адонис весенний, колокольчик алтайский, берёза низкорослая.

Проверка самостоятельной индивидуальной работы.

- Перечислите животных, встретившихся вам в кроссворде и обитающих на территории Тульской области.

- Выдра, хорёк, суслик, стриж, бобёр, сапсан, куропатка, куница, богомол, белка, сверчок, кабан, тетерев, жужелица, лиса, лось, филин, волк, барсук, дятел, тритон.

image-20200216195200-16.png

- Из представленных перед вами карточек с изображениями животных, выберите тех, которые занесены в Красную книгу Тульской области.

сверчок полевой

image-20200216195508-23.png

жужелица

image-20200216192246-5.jpeg

дятел седой

image-20200216195348-19.png

дятел белоспинный

image-20200216195403-20.png

тритон

image-20200216195418-21.png

сапсан

image-20200216195437-22.png

4. Физкультминутка.

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это - я! (руки на грудь)

А вокруг страна моя! (руки расставить в стороны)

Солнце в небесах горит (руки наверх)

И земля у ног лежит! (наклон туловища)

Там - леса! (замок вправо)

А там - поля! (замок влево)

Здесь - друзья (поворот головы вправо)

И здесь друзья. (поворот головы влево)

Здравствуй, дом - ты самый лучший (расставить руки в стороны с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (потянуться вверх)

Здравствуй же, страна моя! (расставить руки в стороны)

Здравствуй, мир!

Встречай меня!

5. Усвоение новых знаний.

- Обращаемся к группе, выполнявшей индивидуальное задание: назовите ключевое слово кроссворда. Достопримечательности. Несложно догадаться, что речь пойдёт об объектах Тульской области, заслуживающих нашего особого внимания. Для этого весь класс будет поделен на 5 групп, каждая из которых выберет один из культурных объектов Тульской области, информацию о котором она хотела бы поместить в капсулу культуры, предназначенную для учеников из школ соседних регионов. 

(Обучающимся задаются GPS-координаты объекта, по которым они определяют, о какой достопримечательности пойдёт речь.)

1 группа Тульский кремль - 54.1945832, 37.6210282

2 группа Тульский государственный музей оружия – 54.204109, 37.6159692

3 группа Музей «Филимоновская игрушка» - 53.940754, 36.686452

4 группа Музей «Тульский пряник» - 54.211674, 37.62236

5 группа Музей-усадьба «Ясная Поляна» - 54.0695041, 37.523205

Далее выходит представитель соответствующей группы и презентует мини-проект.

- А теперь я предлагаю расширить знания по своим темам и провести мини-исследование: отыскать ответ на заданный вопрос, воспользовавшись Интернет-ресурсами. 

1 группа

Укажите старинные названия башен Тульского Кремля.

Спасская башня – Набатная или Вестовая

Башня Одоевских ворот – Киевская, Казанская

Никитская башня

Башня Ивановских ворот – Никитская

Башня На погребу – Башня «у малых воротец на погребу»

Башня Водяных ворот – Воскресенская

Наугольная башня – Наугольная к реке, Угольная против мясного ряду

Башня Пятницких ворот – Знаменская

Ивановская башня – Тайницкая, Предтеченская

2 группа

Почему у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.

Мастера глину для изготовления игрушки называют «тощей», т. е. нежирной. Она отлично держит форму и очень приятно тянется, именно поэтому у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.

3 группа

В каких музеях России находятся образцы оружия, изготовленные тульскими оружейниками.

Оружейная палата, Эрмитаж, Тульский государственный музей оружия

4 группа

В каких произведениях Л.Н. Толстого упоминается главная аллея Ясной Поляны «Прешпект».

«Прешпект» - берёзовая аллея, появившаяся в Ясной поляне около 1800 года. Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».

 5 группа

Кто и как раскрыл тайну рецепта тульского пряника?

Единственным человеком, который знал уникальный рецепт изготовления пряника, оказался Степан Севастьянов. Когда ему было 13 лет, он работал на фабрике купца Гречихина подмастерьем. В один из воскресных дней, когда все ушли в церковь, шустрый паренёк, притворившись больным, нашел в чулане фабрики ящик, в котором Гречихин хранил свои «разновесы». Как гласит предание, Степан все «камушки» перемерил на весах и запомнил. Так раскрылась тайна рецепта тульского пряника.

Каждая группа анализирует полученную информацию и резюмирует её в кратком эссе по понравившейся достопримечательности другой группы, вычленяя самое важное и интересное. Работы запечатываются в капсулу, которая может быть отправлена в школы других регионов с целью культурного обмена. 

- Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н. Языкова

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток,

Там соловей поет звучнее,

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило,

Там дни, как молния, летят,

Там нет тоски унылой,

Там наше счастие живет,

Там только жизнью наслаждаться!

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

- Вашему вниманию предлагаются 3 иллюстрации с изображением природы Тульского края.  Поставьте лайк под той иллюстрацией, которая наиболее точно характеризирует вашу работу на уроке.

У меня было мрачное настроение, так как я работал(а) неактивно, допускал(а) много ошибок.

image-20200216192247-10.jpeg

(Алексинский бор)

image-20200216192247-11.jpeg

(Бежин луг)

Моё настроение в течение урока менялось, иногда оно было грустным из-за того, что я допускал(а) ошибки, но, как радуга после дождя, я испытывал(а) радость при открытии нового знания, успехе в большинстве выполненных мною заданий.

image-20200216195319-18.png

(Красивомечье)

Я могу гордиться своей работой на уроке, так же, как и красотой своего родного края. так как я был активен(на), полезен(на), как в группе, так и в коллективе при работе на уроке, расширил(а) свой кругозор.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДЗ по выбору:

1. Провести мини-исследование по теме: «Природа Тульского края в произведениях поэтов и писателей».

2. Подобрать серию фотографий для выставки «Тульский край – земля моя, неповторимая!».

3. Разработать к тиражированию путеводитель по Тульской области, включив в него наиболее интересные места и достопримечательности края для туристов.  

4. В преддверии 75-летия Великой Победы подготовить сообщение о земляках, внесших неоценимый вклад в дело победы над фашистскими захватчиками. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 17.02.20 в 06:28 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Дроздова Елена Анатольевна, 19.02.20 в 21:49 2Ответить Пожаловаться
И Вам, Марина Юрьевна, спасибо огромное за внимание к моему скромному труду! Всегда приятно услышать похвалу в свой адрес от такого высококвалифицированного педагога!
Журавлева Татьяна Анатольевна, 21.03.20 в 07:08 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Спасибо! И поздравляю с победой в конкурсе!
Дроздова Елена Анатольевна, 22.03.20 в 10:52 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна, спасибо Вам большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.