Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории 1920-1930-х годов"
Технологическая карта
Класс: 4
УМК: Школа России
Предмет: окружающий мир
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Страницы истории 1920-1930-х годов»
Цели:
Обучающие:
ознакомление с историей образования новой страны – СССР;
формирование представления о жизни страны в 1920 – 1930-е годы.
Развивающие:
обучение умениям поиска необходимой информации и анализу полученной информации.
Воспитательные:
привитие интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир».
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся узнают основные события, произошедшие в 1920-1930-х годах в стране, годы образования СССР;
- обучающиеся умеют находить на карте территорию Советского Союза, его столицу и союзные республики.
Личностные:
- обучающиеся демонстрируют познавательную активность, самостоятельность, положительный эмоциональный настрой на работу.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение осуществлять волевую саморегуляцию, целеполагание, планирование, оценку, контроль, рефлексию.
2. Коммуникативные:
- умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, участвовать в общем обсуждении, грамотно формулировать свои мысли в устной речи.
3. Познавательные:
- умение выделять нужную информацию на слух, строить логические цепи рассуждений, умение осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, «читать» информацию, представленную на карте.
Формы и методы работы: | Оборудование: |
Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: практический (работа с учебником), словесный (беседа, объяснение), объяснительно – иллюстративный (работа с картой). | Интерактивная доска, презентация, учебники, рабочие тетради, |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) | - Здравствуйте, ребята! - Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь и ручка. У всех всё есть? - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место. Настраиваются на работу на уроке. | - | - |
2. Актуализация знаний | - Давайте проведём небольшой блицопрос, который поможет нам освежить знания и подойти к сегодняшней теме нашего урока. 1) Последний русский царь. 2) Когда отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство? 3) Как назывались группы единомышленников, которые выдвигали свои программы по преобразованию общества? 4) Как называли себя сторонники В.И. Ленина? 5) К чему призывала партия большевиков? 6) Когда началась Первая мировая война? 7) Когда к власти пришли большевики? 8) Кто участвовал в Гражданской войне? 9) Как называли сторонников большевиков? | 1) Николай II 2) В феврале 1913 г. 3) Партии 4) Большевики 5) К революции 6) В 1914 г. 7) 7 ноября 1917 г. 8) Белые и красные 9) Красные | - | К: умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, участвовать в общем обсуждении, грамотно формулировать свои мысли в устной речи. П: - умение выделять нужную информацию на слух, строить логические цепи рассуждений, умение осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи. |
3. Самоопределение к деятельности | - Прочитайте, пожалуйста, тему урока на доске. - Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? - Какую цель мы можем с вами поставить, исходя из темы урока? - Что мы будем делать для достижения этой цели? | - Страницы истории 1920-1930-х годов. Предположения детей. - Узнать, что происходило в России в этот период. - Работать по учебнику, по карте, выполнять задания в тетради, высказывать своё мнение и т.д. | - | К: умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, участвовать в общем обсуждении, грамотно формулировать свои мысли в устной речи. Р: умение осуществлять волевую саморегуляцию, целеполагание, планирование. |
4. Работа по теме урока | Слайд с картой В 1922 г. на территории бывшей Российской империи появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, СССР). Со временем в состав СССР вошло 15 союзных республик: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Российская империя. Столицей страны стала Москва (еще в 1918 году). Государство существовало до 1991 г. По названию выборных органов государственной власти – Советов – новую власть назвали советской. Но фактически жизнью страны правила партия большевиков, завоевавшая свою власть в Гражданской войне, после которой СССР была в полной разрухе. Позже большевиков называли коммунистами. Не работали заводы и фабрики. Стоял транспорт. Не было топлива. Лишившиеся отцов, которые погибли на фронтах войны, и матерей, умерших от голода и лишений, дети стали беспризорными, нищенствовали и попрошайничали. Российские крестьяне оказались без рабочего скота и были вынуждены проводить весенний сев, сами впрягаясь в плуги. Не только город, но и деревня голодали. Большевистское правительство было вынуждено силой забирать у крестьян все те очень маленькие запасы зерна, которые хранились для посева. Холодная зима и засушливое лето стали причинами неурожая, который в 1921 году постиг всю страну. Разразился невиданный голод. Казалось, никогда уже Россия не сможет встать на ноги. Но постепенно жизнь все же начала налаживаться. Большевистское правительство было вынуждено продать за границу много золота и других драгоценностей, для того чтобы на полученные деньги закупить зерно для голодающей страны. Постепенно стали восстанавливаться заводы и фабрики, разрушенные войной. Наконец заработали железные дороги. В Советской стране началась решительная борьба с неграмотностью. Что же происходило в Советском Союзе в 1930-е гг.? В 1930-е годы СССР напоминал гигантскую стройку. Все работали, искренне веря, что строят новую, прекрасную и справедливую жизнь. С 1929 по 1937 гг. создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Также в это время строятся новые города, возникают тысячи заводов, электростанции. В Москве появилось метро, которым мы восхищаемся и сегодня. Изменилась и жизнь деревни. Стали возникать коллективные хозяйства – колхозы. Крестьяне стали трудиться сообща, но не все сельские труженики этого хотели. Им запрещалось самовольно покидать колхозы и уходить в города для работы на заводах и фабриках. А тех крестьян, кто все же не желал работать в колхозах и хотел трудиться отдельно от всех на своем участке земли, наказывали. У таких крестьян отбирали землю, некоторых вместе с семьями ссылали для работы и проживания в далекую и холодную Сибирь. В колхозах стали использовать трактора и другие машины, значительно облегчавшие труд крестьян. В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», который предоставлял колхозам льготы при получении в пользование земли. Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил. | Слушают рассказ учителя. Работают с картой в учебнике. | - обучающиеся узнают основные события, произошедшие в 1920-1930-х годах в России, годы образования СССР; - обучающиеся умеют находить на карте территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики. | П: - умение «читать» информацию, представленную на карте. Л: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, самостоятельность, положительный эмоциональный настрой на работу. |
5. Физминутка | Шеей крутим осторожно Шеей крутим осторожно — Голова кружиться может. Влево смотрим — раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся Шеей крутим осторожно Шеей крутим осторожно — Голова кружиться может. Влево смотрим — раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся Шеей крутим осторожно Шеей крутим осторожно — Голова кружиться может. Влево смотрим — раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся - Шеей крутим осторожно – Голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево) Вверх потянемся, пройдёмся. (Потягивания – руки вверх, ходьба на месте) И за парты вновь вернёмся. | Выполняют упражнения | - | - |
6. Включение нового знания в систему знаний | Работа по рабочей тетради - Ребята, давайте поработаем с рабочей тетрадью. Откройте страницу 48 и выполните самостоятельно 1 и 3 задания. - Давайте проверим, что у вас получилось. Что вы отметили в 1 задании? - Верно. Что получилось в 3 задании? - Всё верно. Молодцы! - Давайте проведём небольшую викторину по нашей сегодняшней теме и посмотрим, что вы запомнили. 1. Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 г.? 2. Как их стали называть позднее? 3. Почему новую власть назвали советской? 4. Когда появилось новое государство - СССР? 5. Сколько республик входило в состав СССР? 6. Какие изменения произошли в государстве? 7. Что напоминал СССР в 1930-е гг.? 8. Что было построено в то время? 9. Какие изменения произошли в деревне? 10. Легкой ли была жизнь в то время? | Выполняют задания в рабочей тетради - Второй вариант ответа: Советский Союз, Москва. - Первая (верхняя) фотография – улица 1930-х годов. Характерные черты: - легковые и грузовые машины; - общественный транспорт; - асфальтированные дороги; - тротуар и проезжая часть разделены; - антенны на зданиях; - одежда людей отличается; - колонны с вазами в стиле архитектуры того времени. Вторая (нижняя) фотография – улица 20 века. Характерные черты: - отсутствуют легковые и грузовые автомобили, вместо них – лошади; - для перевозки людей используется Конка (конно-железная дорога) – небольшой вагончик, который по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером; - дороги вымощены булыжниками; - тротуар и проезжая часть не разделены, люди ходят где хотят; - надписи на старинном языке. 1. Большевики 2. Коммунисты 3. Советы были основным звеном в управлении государством 4. В 1922 г. 5. 15 6. В стране началась большая стройка, борьба с неграмотностью
7. Огромную стройку 8. Новые города, заводы, электростанции, московское метро 9. Крестьяне получили землю и объединились в колхозы 10. И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжелой. | - обучающиеся узнают основные события, произошедшие в 1920-1930-х годах в России, годы образования СССР; - обучающиеся умеют находить на карте территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики. | К: умение выстраивать диалог с учителем и сверстниками, участвовать в общем обсуждении, грамотно формулировать свои мысли в устной речи. П: - умение строить логические цепи рассуждений, умение осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи. Л: обучающиеся демонстрируютпознавательную активность, самостоятельность, положительный эмоциональный настрой на работу. |
7. Подведение итогов урока | - Какова была цель урока? Достигли мы поставленной цели? | Высказывания детей | - | К: умение выстраивать диалог с учителем. Р: умение осуществлять оценку, контроль. |
8. Рефлексия | - Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» - Было ли вам интересно узнать еще больше об истории нашей страны? - Вы сегодня большие молодцы. Очень хорошо меня слушали и активно отвечали на вопросы. Спасибо всем за урок. До свидания! | Самооценка детей Высказывания детей | - | К: умение выстраивать диалог с учителем. Р: умение осуществлять рефлексию. |
9. Домашнее задание | 1. Прочитайте текст учебника на страницах 136-139. 2. Выполните 2 задание в рабочей тетради на странице 48. | Записывают домашнее задание | - | - |
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся,
(Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся,
(Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь в