Урок окружающего мира в интегрированном классе в 4 классе «Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня»
Пояснительная записка к презентации
В материалах урока представлена аннотация, конспект урока, презентация к нему и самоанализ.
аннотация и конспект урока
DOCX / 38.23 Кб
самоанализ урока
DOCX / 19.93 Кб
Аннотация к уроку окружающего мира в 4 классе
Класс 4 «Г» МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска
Программа «Начальная школа XXI века»
Тема урока по общеобразовательной программе «Здоровый сон»
Тема урока по программе школы VII вида «Режим труда и отдыха. Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня»
Цель:
Обучающая:
1) формировать представление о здоровом сне, через:
- выявление отличительных особенностей здорового сна;
- формулирование перечня условий, необходимых для здорового сна;
2) формировать представления об основных правилах гигиены сна (программа школы VII вида );
3) совершенствовать навык формулирования цели по предстоящей деятельности (по опорным словам);
4) совершенствовать навык поиска нужной информации.
2. Воспитательная:
- воспитывать потребность (способность ориентироваться) в здоровом образе жизни на основе умения делать выводы в ходе анализа.
3. Коррекционно-развивающая:
1) развивать речь учащихся:
- через пополнение словарного запаса (новые слова «сознательное, бессознательное» для учащихся с ОВЗ и учащихся, имеющих низкий уровень познавательного интереса);
- через уточнение словарного запаса (для словосочетания «здоровый сон» для основной группы учащихся);
- через употребление в речи развернутой формы ответа (для всех учащихся);
2) развивать умение сравнивать и делать выводы в ходе специальных заданий («Четвертое лишнее», выбор верного варианта ответа из предложенных);
3) развивать умение удерживать задачу;
4) развивать свойства субъекта учебной деятельности.
Оборудование: опорные слова для формулирования цели, толковый словарь Ожегова, детские энциклопедии и справочники, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с ответами на задания для работы у доски, учебник «Окружающий мир» (Л.В.Цветова, Мнемозина, 2010), карточки для самостоятельной работы, карточка-помощница, презентация/data/files/n1484146956.ppt (Здоровый сон), ПК.
Урок окружающего мира проводится во 2 четверти 4 класса по программе «Начальная школа XXI века» в системе ТО. Данный урок первый из двух обобщающих в блоке «Строение организма человека» (18 часов). Его тема «Во сне и наяву. Условия для полноценного сна» Следующий урок посвящен способностям нашего сознания – вниманию и памяти. В рамках программы по окружающему миру/природоведению С.Г.Шевченко, учитывая особенности учащихся с ОВЗ (Степан К., Александр М.), предусмотрены разные виды помощи: стимулирующая, обучающая, направляющая.
В классе интегрированного обучения (система ТО «Начальная школа XXI века» и КРО С.Г. Шевченко) обучаются два ученика с ОВЗ.
Степан К. По итогам 3 класса по окружающему миру имеет отметку «3». В уроке учтены индивидуально-типологические особенности учащегося: испытывает затруднения в перечислении наиболее распространенных в данной местности растений лесов, полей и лугов, в том числе названия и использование наиболее известных зерновых культур ; недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод; в речи преобладают односложные неразвернутые предложения, слабо развит самоконтроль. В практической учебной деятельности Степан использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности).
Александр М. По итогам 3 класса по предмету «окружающий мир» имеет отметку «3». Индивидуальные индивидуально-типологические особенности учащегося: испытывает затруднения в определении и перечислении сезонных признаков в природе своей местности, слабо сформировано умение понимать письменную инструкцию, недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод, требуется пошаговый контроль со стороны учителя за выполнением задания. В практической учебной деятельности Александр использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности).
На разных этапах урока применяются методы стимулирования учащихся с ОВЗ (как обязательное условие): метод стимулирования познавательной деятельности – поощрение (развивает познавательный интерес, стимулирует ученика на решение учебной задачи), создание ситуации успеха (тщательный отбор содержания с учетом возраста и уровня ученика). С целью снижения уровня тревожности Степану предлагается роль юного исследователя, где задания он выполняет с помощью одноклассника. На этапе целеполагания применяется прием «Расшифруй слова» и «Четвертое лишнее». Для формулировки учебной задачи урока используются опорные слова. Эти же опорные слова используются в итоговой рефлексии. Принимая во внимание затруднения при определении закономерности шифра, Александр работает в паре с ученицей с более высоком уровнем. На этапе поиска информации в тексте, учитывая затруднения Степан и Александра, мальчикам предлагается стимулирующая помощь и обучающая (в виде карточки-помощницы). На этапе парной работы учащиеся с ОВЗ будут работать в разных группах. Прогнозируется, что во время нахождения ответов на вопросы по тексту учебной статьи Степан может выполнить задание без опоры на карточку-помощницу. Карточка-помощница будет использована по мере необходимости, т.к. она ориентирована на удержание большого объема содержания письменной инструкции. Также на уроке были использованы следующие приемы (по методике Н. П. Локаловой и М. М. Безруких):
отдельного повторения (для Александра);
эффективного запоминания,
стимулирования к обсуждению, размышлению;
подбадривания и поддержки;
обязательного проговаривания;
индивидуализации;
близкий контакт;
контроль за ходом выполнения задания.
В ходе урока обеспечивается система учебной деятельности, темп, смена видов учебной деятельности и последовательность этапов урока, что создаёт оптимальный уровень и повышает работоспособность детей с ОВЗ. Учебная деятельность опирается на сохранные способности учащихся, что дает основание для преодоления общей недостаточности в развитии интеллектуальной сферы.
Исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока частота чередования видов деятельности запланирована через 7-10 минут, что позволит обеспечить здоровьесбережение (равномерную работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления учащихся).
Домашнее задание – индивидуальное , т.к. оно учитывает объем, степень сложности и степень самостоятельности ученика с ОВЗ.
В уроке учтен и воспитательный аспект, т.к. приоритетная цель воспитания – успешная социализация. С этой целью в уроке использовались активные методы и формы работы: фронтальная, парная и групповая, которые формируют и развивают информационно-коммуникативную компетентность.
Ход урока
Этап урока, его цель |
Время |
Действия учителя |
Действия и ответы учащихся |
Действия и ответы учащихся с ОВЗ |
Эмоциональный настрой |
0,10 |
Начинаем урок окружающего мира, садитесь первые девочки, теперь мальчики |
||
Целеполагание |
2 |
На листах у вас слова. Объединитесь в группы и расшифруйте слово. Позднее вы мне их назовете. Не забудьте о правилах групповой работы |
Расшифровывают группой слова, один представитель группы находит его в списке и вывешивает на доску Приложение 1 |
|
1 |
Найдите «лишнее» слово, объясните, почему так решили. Степа, повтори какое слово «лишнее» и почему |
Высказывают свое мнение, обосновывают выбор лишнего слова (Лишнее слово – сон, потому что все слова обозначают системы организма человека, а это слово обозначает состояние организма) |
Повторяют обоснование лишнего слова |
|
1,5 |
Знаете ли вы что такое «сон»? Пока мы размышляем, группа исследователей найдет в толковом словаре значение слова «сон». Зачитайте толкование слова «сон». Совпало ли наше представление о сне с тем, что говорит нам толковый словарь? Значит, мы с вами мыслим научно/наши представления близки, но от научных мыслей отличаются. |
Сон – это такое состояние человека, когда он отдыхает, его части тела находятся в спокойствии, он не двигается. |
Вместе с учеником находит определение слова «сон» в толовом словаре Ожегова, готовится его зачитать. Читает в словаре определение |
|
1 |
Прочитайте на слайде словосочетания с существительным «сон». |
Читают словосочетания с экрана: Здоровый сон, короткий сон, цветной сон, незабываемый сон. |
||
Как думаете, какой вид сна нам необходимо подробно изучить? Почему? |
Здоровый сон, т.к. мы изучаем организм человека, говорим о том, как сохранить здоровье всех систем и органов |
|||
2 |
Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? |
Здоровый сон |
||
Пользуясь опорными словами, скажите, что мы можем узнать о сне на уроке? Понять Узнать Рассказать Отличить Научить других Что такое Зачем нужен Чем отличается Что будет, если Как влияет Правильно ли я вас поняла, что вы хотите понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен? |
Формулирует цель урока по опорным словам Узнать, что такое сон Понять, что происходит в организме во время сна Для чего нужен сон Выяснить, что такое здоровый сон Выяснить признаки/ отличительные особенности здорового сна Определить условия для здорового сна |
|||
Изучение нового материала |
2 |
Прежде чем вы приступите к изучению нового материала скажите: - когда мы записываем слова в тетрадь, то мы совершаем осознанное действие или неосознанное? Почему? - а когда одергиваем руку от горячего утюга? Почему? - можно ли таких случаях говорить, что мы не задумываясь одергиваем руку при прикосновении к горячему утюгу? - сделайте вывод: неосознанные или бессознательные действия мы совершаем как? - не задумываясь, а осознанные – обдумываем. Повторите |
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод. Повторяют вывод |
|
10 |
Задание Прочитайте текст учебной статьи на странице 56 -57 и выполните задания в карточке. Подписываем карточку |
Самостоятельно отвечает на вопросы, пользуясь текстом учебной статьи. См. Приложение 2 |
||
Промежуточная рефлексия |
2 3 |
Фронтальная проверка Вывод: 1. Что же происходит с нашим организмом во время сна? повтори 2. Какой сон можно назвать здоровым? повтори 3. Значит, для чего нужен здоровый и спокойный сон организму? повтори |
Проверяют 1. Часть мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами. 2.во время здорового сна одна часть мозга отдыхает, а другая – работает. 3.Сон необходим для отдыха головного мозга. |
Проверяют |
2 |
А сейчас в парах посовещайтесь в группе и обведите такие правила, соблюдение которых обеспечит человеку здоровый сон. Группа исследователей найдет в энциклопедии правила здорового сна. |
Группы выбирают верный вариант из двух и составляют перечень из 2-3 правил здорового сна |
В составе группы исследователей ищет в энциклопедии правила здорового сна, готовится их зачитывать. |
|
4 |
Проверка результатов групповой работы |
Одна группа называет правила «Здоровый сон», другие дополняют См. Приложение 3 |
Дополняет не озвученные правила здорового сна |
|
Итоговая рефлексия |
5 2 |
Вернемся к учебной задаче урока. Мы хотели понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен. - что происходит в организме во время сна? - что такое здоровый сон - почему важен именно здоровый сон - как сделать так, чтобы твой сон был здоровым - что нового узнали… - за работу на уроке: - группа исследователей …..справилась со своей задачей, без ошибок/или с ошибками ответили на вопросы к тексту – отметка … Группа … наиболее полно указала правила здорового сна … - активно работал на протяжении всего урока и выполнил задание по тексту без ошибок - отметка … |
Отвечают на вопросы: - во время сна часть головного мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами - во время здорового сна часть мозга отдыхает - если сон будет неполноценным, то головной мозг человека будет работать хуже, чем если бы он отдохнул - перечисляют правила здорового сна Слушают аргументацию отметок |
|
Домашнее задание |
3 |
Дома нужно перечитать часть учебной статьи на страницах 56-57, вспомнить те правила здорового сна , которые ты составил на уроке и записать их в тетрадь, но можно дополнить те правила, которые сказали другие ребята. Проговорите в парах друг другу домашнее задание Запишите его в дневник |
Проговаривают в парах домашнее задание |
|
Посмотрите на рисунок: кто видит молодую девушку? А кто старуху-колдунью? Рисунок один, а все видят по-разному. А вот почему так происходит, мы узнаем на следующем уроке окружающего мира. Урок окончен. |
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы |
Приложение 1.
1 группа Расшифруйте слово Кrjрdkоzxвncеswнydоrfсssнuhаgnя (кровеносная)
2 группа Расшифруйте слово (нервная)
п |
о |
д |
с |
м |
ю |
я |
ч |
м |
и |
ь |
я |
а |
й |
ф |
ы |
в |
а |
н |
п |
р |
ь |
т |
и |
в |
м |
с |
ч |
э |
ж |
р |
д |
л |
р |
о |
р |
е |
п |
а |
в |
ы |
ф |
н |
ъ |
з |
х |
щ |
ш |
г |
3 группа Расшифруйте слово Дртыртхртарттртертлртьртнртартя (дыхательная)
4 группа Расшифруйте слово яПаинщельвариет (пищеварительная)
5 группа Расшифруйте слово по первым буквам. (Сон)
Главную работу в кровеносной системе выполняет … (сердце)
Нос – это орган … (обоняния)
Органы нервной системы: головной мозг, спинной мозг и… ( нервы)
Приложение 2.
СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЦОВКУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
А) Процессы, которыми мы руководим, контролируем их совершаются нами (как?) |
неосознанно |
Б) Процессы, которые головной мозг совершает без нашего руководства и контроля совершаются (как?) |
осознанно |
ПОДЧЕРКНИ ТЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ВО ВРЕМЯ СНА ПОЧТИ НЕ ПОДАЮТ СИГНАЛЫ ГОЛОВНОМУ МОЗГУ:
органы зрения, сердце, органы слуха, язык, органы обоняния, кожа
СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Во время сна «отдыхает» |
часть мозга весь мозг |
Приложение 3.
Правила здорового сна.
Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.
За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.
Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.
Обязательно проветривай перед сном спальную комнату.
Соблюдай вечерний туалет.
Выключи свет и приборы, издающие звуки.
Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.
В каждой строке обведите правильную рекомендацию, а неверную зачеркните.
Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся. |
Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать , а просыпайся когда захочешь. |
За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор. |
Перед сном хорошенько попрыгай, часок посиди за компьютером и поиграй в шумные игры, а лучше посмотри телевизор. |
Ужинай за 1час до сна. |
Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна. |
Обязательно проветривай перед сном спальную комнату, так как мозг нуждается в свежем воздухе. После проветривания прикрывай или закрывай форточку. |
Перед сном прогрей комнату, лучше ее не проветривать, чтобы не простудиться. |
Перед сном не умывайся и не чисти зубы: все равно ночью никто не проверяет – соблюдаешь ли ты правила гигиены. |
Соблюдай вечерний туалет. |
Лучше засыпать под музыку и при свете. |
Выключи свет и приборы, издающие звуки. |
Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра. |
Дети 10-11 лет должны спать с 12 ночи до 6 утра. Этого времени достаточно, чтобы мозг отдохнул. |