Урок окружаюшего мира во 2 классе по теме «Правила вежливости»
Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №6
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Урок окружаюшего мира
во 2 классе
по теме «Правила вежливости»
(программа «Школа России»)
Подготовила: Витюгова Е.А.
учитель начальных классов
Тема: Правила вежливости
Цель урока: формировать у учащихся представление о вежливом человеке; способствовать усвоению учащимися правил вежливости с целью самосовершенствования и самовоспитания; продолжать обучать учащихся овладевать культурой общения с друзьями, одноклассниками, родными; подвести к выводу, что доброжелательность и уважение - основа добрых отношений между учениками класса. Обогащать и активизировать словарный запас по теме, развивать речь, логическое мышление. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим; учить беречь своё здоровье.
Оборудование: учебник, презентация, на доске - « цветок – вежливости», на партах – «лепестки», стихотворение.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
– Я знаю, что в нашем классе есть «Сокровище», но буквы рассыпались, и я никак не могу прочитать это слово. Давайте прочитаем вместе (друзья) Слайд 2.
– В нашей школе все друзья:
Я и ты, ты и я.
Здравствуй друг, который слева,
Здравствуй друг, который справа.
Мы хороший дружный класс!
Все получится у нас!
А с каким настроением мы начинаем урок? Изобразите его на лице.
Тогда влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
– Садится красота нашего класса – девочки.
– Садится сила нашего класса – мальчики.
– Я очень хочу, чтобы такое настроение у вас осталось до конца урока.
Слайд 3.
Девиз нашего урока:
В путь - дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся
Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу!
Вы ощутили, какой запах в классе?
Это запах сосны. Он придаст вам бодрости и поможет лучше работать.
Дыхательная гимнастика.
Дети вдыхают запах сосны. В классе – аромолампа .
2. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности. Предугадывание.
– Прочитайте пословицы и предположите, какой будет тема урока. Слайд 4.
Тот себя губит, кто других не любит.
Острое слово сердце ранит.
Как ты к людям, так и они к тебе.
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
Не смотри на красоту, смотри на поступки.
Худо тому, кто не делает добра никому.
(Ответы детей)
-Вы правы, речь пойдёт о поведении и отношении к окружающим.
Сегодня мы будем учиться проявлять взаимное уважение друг к другу, будем учиться вежливости, сдержанности.
3. Восприятие и осознание нового материала.
Беседа. Слайд 5.
– Поведение – это образ жизни человека. Чем раньше вы узнаете правила поведения, тем меньше ошибок допустите, меньше огорчений принесёте другим и себе. Вы каждый день общаетесь с разными людьми. Это ваши родные, соседи, одноклассники, знакомые и незнакомые люди. Вы сами должны выбирать своё поведение, оценивать его, но при общении соблюдать главное, на мой взгляд, правило – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Надеюсь, вы со мной согласитесь: дети должны быть вежливыми друг с другом, с родителями, учителями…
А что означает быть вежливым? ( Ответы детей)
– Дети, есть такая страна, где живут доброта, дружба, любовь. Это страна вежливости и здоровья. Хотите попутешествовать? Дорога в эту страну будет нелёгкой, но я уверена, что вы её преодолеете, поддерживая друг друга. Жители этой страны умеют замечать лучшее в людях, восхищаться их хорошими качествами, быть доброжелательными, следить за своим поведением и своими эмоциями, заботиться о своём здоровье, умеют дружить и понимают людей. В путь? Слайд 6.
Тогда для вас первое задание. Составим словарик вежливых слов.
«Микрофон» : здравствуйте , добрый день , извините, пожалуйста, спасибо, будьте здоровы, до свидания, спокойной ночи , разрешите вам помочь… Посмотрите, какой словарик у нас получился.
Слайд 7.
– Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. Слайд 8.
– В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Вспоминайте чаще эти слова, когда говорите с родными, взрослыми, друзьями.
Сделаем остановку в городе «воспитанных людей». Ой! да тут появился хулиган! Он запутал все правила. Поможем? Тогда для вас второе задание - исправить ошибки. Работа в группах. Слайд 9.
Воспитанные мальчики всегда дергают девочек за косички.
Воспитанные дети никогда не уступают место старшим в транспорте.
Воспитанные дети всегда употребляют обидные слова.
Воспитанные дети не пропускают старших, девочек и младших.
Воспитанные дети никогда не предлагают свою помощь.
( Говорят представители групп) Слайд 10.
– Воспитанные мальчики не обижают девочек.
– Воспитанные дети уступают место старшим в транспорте.
– Воспитанные дети не употребляют обидные слова.
– Воспитанные дети пропускают старших, девочек и младших.
– Воспитанные дети предлагают свою помощь.
Молодцы, вы справились с этим заданием. Можно двигаться дальше.
Слайд 11.
– Мы добрались до «поляны вежливости». Делаем остановку. Нас ждёт следующее задание: на доске «цветок - вежливости», у него есть стебель, есть листья, но чего-то ему не хватает. Давайте его дополним. У вас на партах лепестки. Выберите правильный ответ на вопрос: вежливый человек – ….какой он? Работа в парах.
Терпеливый, отзывчивый, тактичный, воспитанный, уважает взрослых, не обижает младших, доброжелательный.
Равнодушный, жадный, мелочный, грубый, беззаботный, завистливый, хвастливый.
(Дети выходят и прикрепляют лепестки, объясняя свой выбор)
На поляне можно и потанцевать. Предлагаю музыкальную физпаузу.
Слайд 15.
А сейчас у нас «минутка поэзии». Чтение стихотворения С.Маршака «Ежели вы вежливы» (Выступают дети). Слайд 12.
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
– Если вы будете вежливы, то своими поступками сохраните здоровье родным, одноклассникам и себе.
– Делаем остановку в городе «уравновешенных людей». Для вас ещё одно
задание. Объясните слово « уравновешенный», найдите ему синоним.
(уравновешенный – сдержанный, спокойный...)
На какой картинке мальчишек можно назвать уравновешенными?
(Ответы детей) Слайд 13.
-В отношениях между людьми не бывает пустяков. Если человек не сдержан, может случиться ссора,которая закончится обидами и потерей дружбы.
В классе должны быть доброжелательные,уважительные отношения.Помните – «Как ты к людям, так и они к тебе».
Игра «доброе слово»
(Дети становятся в круг, берут друг- друга за руки, говорят слова:
– мне нравиться, когда ты…
– я желаю тебе….
– я хочу вместе с тобой…) Слайд14.
4. Закрепление и осмысление знаний.
Работа по учебнику.
– Предлагаю прочитать в нашей мудрой книге рассказ «Волшебные поступки». (Дети самостоятельно читают текст) Слайд 16.
Обсуждение прочитанного, выборочное чтение.
Гимнастика для глаз. ( Найти глазками в классе весёлых смайликов).
5. Итог урока.
– А что такое привычка? (Ответы детей) Слайд 17.
– Привычка это поведение, ставшее обычным, постоянным в жизни.
– Какие бывают привычки? (хорошие и плохие)
Чистить зубы, умываться, расчесываться, соблюдать режим дня, делать зарядку, быть опрятным, правильно кушать это какие привычки? (ответы детей)
Вежливость + сдержанность + культурное поведение = полезные привычки. Слайд 18.
6. Релаксация.
– Какое настроение у вас сейчас?
Я хочу познакомить вас с «Правилами школьной жизни» (презентация)
Эти правила будут у нас в «Классном уголке». Выполняя их, вы будете самым лучшим классом в школе.
(Правила в презентации « Правила школьной жизни»)
7. Домашнее задание.
Подумать, какие правила можно добавить в этот список.